Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административное право. 
Правовое обеспечение профессиональной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В интересах государственного управления устанавливаются административные границы между субъектами федерации и муниципальными образованиями, производится определенное районирование страны. Так, например, указом Президента установлено военно-административное деление, в соответствии с которым функционируют четыре военных округа, на основе которых созданы объединенные стратегические командования… Читать ещё >

Административное право. Правовое обеспечение профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сфера административно-правовых отношений регулируется соответствующей отраслью права — административным правом. Это нормы, с помощью которых регулируется деятельность органов государственного управления в процессе своей исполнительно-распорядительной деятельности. Административное право — одна из самых сложных и важных отраслей права, которая, как представляется, недооценена общественным правосознанием. Как известно, государственный аппарат — органы государства — необходимы для того, чтобы управлять экономическими, социальными, политическими процессами в стране. Для этого каждому государственному органу — Правительству, министерству, ведомству — придаются определенные полномочия, производится подбор кадров — государственных служащих и должностных лиц. В пределах своих полномочий каждый государственный орган управляет вверенной сферой, осуществляет какую-то важную государственную функцию или набор функций. Органы государственного управления разрабатывают прогнозы, ведут реестры, выделяют квоты, лицензируют определенные виды деятельности, налагают взыскания.

Исторически эта отрасль возникла в Западной Европе в XVII—XVIII вв. Называлась она в те времена «полицейским правом». Ее главной функцией было — осуществлять надзор за внутренней жизнью городов. Позднее, с усложнением государственного аппарата, понятие «полицейское право» было заменено понятием «административное право» .

Деятельность органон государственной власти (прежде всего исполнительной власти) по руководству той или иной сферой называется государственным управлением. Исполняя положения законов и осуществляя свои функции, органы государственного управления постоянно издают какие-нибудь постановления, распоряжения, приказы, инструкции, положения: ввести карантин в случае эпидемии: осуществлять досмотр вещей авиапассажиров и т. п. Именно эти отношения и регулируются прежде всего административным правом.

В интересах государственного управления устанавливаются административные границы между субъектами федерации и муниципальными образованиями, производится определенное районирование страны. Так, например, указом Президента установлено военно-административное деление, в соответствии с которым функционируют четыре военных округа, на основе которых созданы объединенные стратегические командования (Указ № 900 от 21.09.2010). По Федеральному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» существуют 10 округов и в каждом имеется федеральный арбитражный суд округа. Согласно Общероссийскому классификатору экономических регионов, Россия поделена на 11 экономических районов (постановление Госстандарта № 640 от 27.12.1995). По закону 2011 г. «Об исчислении времени» территория страны по-новому делится на часовые зоны.

В 2000 г. Указом Президента № 849 «в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением своих решений» созданы так называемые федеральные округа. Сегодня их восемь: Центральный, Южный, СевероЗападный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский. В каждом округе определен город, где размещается полномочный представитель Президента и аппарата представителя. Имеются предложения превратить со временем федеральные округа в единицы административно-политического деления страны (что было бы правильно).

Вместе с тем государственным управлением занимаются не только органы исполнительной ветви власти, но и органы законодательной, судебной ветвей власти, другие органы государства. Так, например, законодательные органы не столько принимают законы, но и в определенной степени контролируют их исполнение. Итак, предметом административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления, в том числе в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

К источникам административного права относятся, в частности, следующие федеральные законы: «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2011); «Об электронной подписи» (2011); «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (2011); «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (2010); «О муниципальной службе в Российской Федерации» (2007); «О рекламе» (2006); «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (2006); «О государственной гражданской службе» (2004); «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003); «Об электроэнергетике» (2003); «О связи» (2003); «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003); «О техническом регулировании» (2002); «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — КоАП (2001); «Об экспортном контроле» (1999); «О газоснабжении в Российской Федерации» (1999); «О государственном регулировании развития авиации» (1998); «О внутренних морских водах, территориальном морс и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998); «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998); «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (1997); «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (1996); «О защите конкуренции» (1996); «О государственной границе Российской Федерации» (1993); «О недрах» (1992); «О закрытом административно-территориальном образовании» (1992); Бюджетный, Налоговый, Воздушный, Лесной, Жилищный, Земельный, Градостроительный кодексы и др.

Распорядительная деятельность органов государственного управления осуществляется через издание подзаконных актов двух видов:

  • а) нормативных актов, т. е. актов, рассчитанных па многократное применение, принимаемых в обеспечение законов;
  • б) ненормативных актов — актов индивидуальных, касающихся конкретной ситуации и лица.

Так, например, в 2011 г. Правительство России приняло постановление нормативного характера «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов». Правительство, министерства и ведомства своими подзаконными актами приняли большое количество различных административных правил: правила поведения в общественных местах, санитарно-эпидемиологические правила, противопожарные, правила торговли, таможенные, правила по технике безопасности, охране труда, правила воинского учета, пограничного режима и т. п. Посредством таких правил органы государственного управления воздействуют на общественные отношения.

Часть норм административного права воздействует также и на отношения внутри самого государственного аппарата — внутриаппаратные отношения. Во внутриаппаратном порядке в каждом органе государственного управления формируется штатная структура, комплектуются должности служащих, распределяются обязанности между ними, осуществляются продвижения по службе, хранение государственной тайны и т. п.

Нарушение административных правил со стороны гражданина может повлечь за собой разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную, материальную. Однако в большинстве случаев за административные правонарушения (проступки) наступает административная ответственность.

Административное право. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Государственные служащие несут административную ответственность наравне с остальными гражданами. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях — судами. В систему административных взысканий входят: предупреждение, штраф, конфискация предмета, являющегося орудием правонарушения, лишение специального права (право охоты, управления транспортным средством), исправительные работы, административный арест, выдворение за пределы России (для иностранцев, например в случаях выявления ВИЧ-инфекции). Исправительные работы и административный арест применяются только, но решению районного (городского) суда. Составы многих административных проступков и взыскания за них предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях — КоАП. Каждому гражданину надо хорошо знать КоАП (так же как и Уголовный кодекс).

В сфере административно-правовых отношений действуют не только нормы материального права, но и нормы процессуальные. Административно-процессуальное законодательство в России пока развито слабо. Граждане вправе обжаловать незаконные действия и акты органов исполнительной власти и должностных лиц в вышестоящий государственный орган (должностному лицу) либо непосредственно в суд. Существует, таким образом, два способа рассмотрения и разрешения жалоб граждан — административный и судебный. Так, если гражданин считает, что его неправильно оштрафовали за нарушение правил дорожного движения, он может обжаловать действия инспектора ГИБДД в вышестоящий орган ГИБДД. Если и там не добьется правды — то в суде.

Недостатком административного порядка разрешения споров является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом — негласно и людьми, не имеющими правовой подготовки. По этой причине жалобы граждан часто остаются без удовлетворения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой