Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционные и международно-правовые методы регулирования природопользования и охраны окружающей среды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституционные положения служат правовой основой, фундаментом природопользования и охраны окружающей среды. В ч. 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Все нормативные правовые акты, содержащие природоресурсные, экологические… Читать ещё >

Конституционные и международно-правовые методы регулирования природопользования и охраны окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды

Конституционные положения служат правовой основой, фундаментом природопользования и охраны окружающей среды. В ч. 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П право собственности на природные ресурсы, как и ее разграничение, должно устанавливаться в соответствии со ст. 9, ч. 3 ст. 11, ст. 36, и. «в», «д», «к» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ. Как указано в данном Постановлении, основания приобретения (возникновения) и прекращения права собственности устанавливаются гражданским законодательством, которое в соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) относится к ведению Российской Федерации. Республика Алтай (добавим: как и другие субъекты РФ!) не вправе: устанавливать препятствия для использования природных ресурсов на своей территории в интересах всего многонационального народа Российской Федерации; провозглашать изначальное (первичное) право собственности на природные ресурсы с претензией на правомочия собственника на те объекты, которые ей не принадлежат; устанавливать приоритет какой-либо формы собственности, поскольку эти вопросы решаются либо непосредственно Конституцией РФ, либо на ее основе федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Природно-ресурсные и природоохранные приоритеты предусматриваются в ст. 41, 42, 58, и. «е» ст. 71, п. «в», «д», «к» ч. 1 ст. 72 и ст. 114 Конституции РФ, являющейся настольной книгой каждого студента-юриста.

Таким образом, Конституция РФ, конституционное право являются, как и для других отраслей законодательства и права, базисом развития природоресурсного и природоохранного законодательства и права. В Основном Законе РФ содержатся отправные положения для регулирования охраны окружающей среды и организации рационального использования природных ресурсов для принятия федеральных, региональных и муниципальных законов, которые не должны противоречить Конституции РФ.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ провозглашаются, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и иные природные ресурсы (ч. 2 ст. 8), экологические права и обязанности граждан (ст. 42 и 58) (рис. 1.1), разграничивается компетенция Российской Федерации и субъектов РФ в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (ст. 71 и 72) (рис. 1.2), определяются экологические полномочия Правительства РФ (ст. 114).

Все нормативные правовые акты, содержащие природоресурсные, экологические требования, принятые и действующие на территории РФ, должны соответствовать требованиям Конституции РФ и исходить из ее положений[1].

Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды.

Рис. 1.1. Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды.

Разграничение компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Рис. 1.2. Разграничение компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

  • [1] См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой