Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Древний Шумер. 
История древнего мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первоначально управление городом-государством находилось в руках всех свободных жителей, которые принимали решения по основным вопросам в общественном совете. Однако часто требуется принять немедленное решение, поэтому жители стали назначать человека, которого называли «энси», чтобы руководить текущими делами города и согласовывать ирригационные и другие работы. А в случае нападения врагов они… Читать ещё >

Древний Шумер. История древнего мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Земля Шумера — это плоская равнина с чрезвычайно жарким климатом, без полезных ископаемых и деревьев. Это была «богом проклятая земля», казалось бы, обреченная на нищету и запустение. Однако люди, населявшие эту страну, превратили Шумер в истинный «сад Эдема», создав сложную ирригационную систему, разбив сады, построив города. Шумеры научились изготавливать из обожженной речной глины разнообразную посуду. Восполняя недостаток дерева и камня, они стали сооружать хижины и загоны для скота из высушенного тростника, сплетая из него циновки, которые затем скреплялись глиной. Позднее шумеры изобрели форму для изготовления кирпича. Некоторые ученые склонны считать, что именно шумеры изобрели гончарный крут, колесо повозки, плут-сеялку и многое другое. Несмотря на то, что металлов в стране не было, шумеры достигли высокого уровня в создании металлических изделий из привозного сырья. Они научились получать бронзу. Из меди, золота и серебра шумерские мастера создавали уникальные украшения, применяя технику филиграни и зерни.

В Шумере также «начинается история», как назвал свою книгу Сэмюэл Крамер[1], потому что именно в Шумере впервые появился город как социальный и политический институт. Селения в этой земле были уже в V тыс. до н. э. Большинство городов складывается к концу IV тыс. до н. э. Самый ранний известный храм Эриду датируется началом V тыс. до н. э. Самый древний известный город — это Урук.

Обнесенный стеной город стоит в центре небольшого города-государства, с несколькими зависимыми деревушками в окружающей сельской местности. Основу экономики шумерского города составляло сельское хозяйство. Двумя самыми важными сооружениями были оросительная система и главный храм, стоявший на террасе. Этот храмтерраса с течением времени превратился в зиккурат.

Зиккурат— шумерский храм в виде многоэтажной ступенчатой башни.

Городской храм, несмотря на дефицит камня, ставили на каменном фундаменте, а большинство жителей города жили в маленьких глиняных хижинах. В середине III тыс. до н. э. богатства служили только богам или предназначались для загробного мира.

Задание Составьте словарь терминов по теме «Древний Шумер» (не менее 10 понятий).

Город считался поместьем местного божества, чей главный представитель среди людей был известен как «эн». Объясняют титул, как.

«царственный супруг» богини — покровительницы города. Эн играл важную роль в обряде «священного брака». Высказывается предположение, что эн мог быть и женщиной в том случае, когда покровителем города был бог-мужчина.

Первоначально управление городом-государством находилось в руках всех свободных жителей, которые принимали решения по основным вопросам в общественном совете. Однако часто требуется принять немедленное решение, поэтому жители стали назначать человека, которого называли «энси», чтобы руководить текущими делами города и согласовывать ирригационные и другие работы. А в случае нападения врагов они избирали военачальника («лугаль» — «большой человек»). И энси, и лугаль первоначально избирались и сменялись, но однажды получив такое назначение, человек старался остаться на этой должности на неопределенный срок, а потом и передать ее по наследству, а также стал стремиться сосредоточить в своих руках несколько должностей. Так знаменитый Гильгамеш из Урука был одновременно и эн, и лугаль как и ряд других шумерских правителей. В результате первоначальная демократическая организация со временем уступила место системе правителей и подданных.

Наши знания по истории шумеров весьма фрагментарны, что обусловлено сохранившимися источниками. В зависимости от этих источников в тот или иной период времени из темноты неизвестности выступает то один, то другой город (рис. 3.1).

Шумерские города.

Рис. 3.1. Шумерские города1

1 Рисунок — собственая работа Антона Гуцунаева на основе: Ciudades de Sumeria. svg by Crates. URL: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5 282 916 (дата обращения: 05.10.2017).

Вершины шумерская культура достигла в Уруке. На это указывают частые упоминания Урука в религиозных и литературных текстах. Из Урука политический центр переместился, по-видимому, в Ур, а затем непрерывно передвигался по направлению к верховьям рек.

Первые историки — видимо, писцы дворцового или храмового архива — жили в Лагаше, на юге Шумера. Они изложили политическую историю Лагаша в ряде документов. Архивный писец Энтемены, пятого правителя Лагаша из династии Ур-Нанше, составил документ, первоначальным назначением которого было отметить восстановление пограничного рва между Лагашем и Уммой, разрушенного в период борьбы этих двух государств. Однако писец рассказал и о наиболее значительных эпизодах борьбы за главенство между Лагашем и Уммой, начиная с самого отдаленного периода, о котором он располагал письменными сведениями.

Примерно с 2500 г. этот город-государство стал играть ведущую роль в Шумере. Здесь царствовала энергичная династия, основанная Ур-Нанше. Его победоносный внук Эаннатум за короткий срок сумел стать правителем почти всего Шумера. Около 2400 г. до н. э. он разбил соседний г. Умму.

Основная часть жителей Лагаша были земледельцами и скотоводами. Среди них были также лодочники и рыбаки, торговцы и ремесленники. Были и рабы, в основном захваченные на войне. Рабы принадлежали храмам и частным лицам. Храмовые рабы помимо хозяйственных работ участвовали в культовых церемониях. Экономика носила смешанный характер: она была частично обобществленной, частично «свободной». Вся земля формально принадлежала богу города, вернее, храму этого бога, который распоряжался ею от имени всех граждан. Но в действительности, хотя служители храма и имели значительные земельные наделы, которые они сдавали в аренду, большая часть земли принадлежала частным лицам. Граждане владели участками земли, садами, домами и скотом. Богатство и нищета в какой-то мере зависели от предприимчивости и энергии каждого. Однако управление системой орошения и водоснабжения, от которой зависели жизнь и благосостояние всего города-государства, неизбежно должно было осуществляться сообща.

Постепенно преемники Эаннатума, воспользовавшись властью, стали захватывать храмовые земли. Так, в фактической собственности одного правителя оказалось больше половины всех земель Лагаша. Многие жрецы были смещены. Одновременно ухудшалось положение общинников. Свобода граждан в это время была ими утрачена. Как с горечью замечает писец, всюду были поставлены надзиратели: над кораблями, над пастухами, над рыбаками. Жрецы и надзиратели должны были сдавать налоги серебром. Все это привело к росту недовольства населения, и следующий правитель был смещен. На его место был избран Уруинимгина (Урукагина) (2318—2310 гг. до н. э.). Он восстановил законность и порядок и провел реформу, о которой известно благодаря тому, что он приказал сделать о ней записи, в которых писец и описывает тяжелое положение жителей Лагаша до прихода к власти Уруинимгины. Земли божеств были изъяты из собственности семьи правителя, прекращены противоречащие обычаям поборы с населения, улучшено положение младшего жречества. По распоряжению правителя удаляются надзиратели. Общинники защищаются от захвата своего имущества знатными. Например, если воин не хочет продавать осла, то начальник не должен «дать ему почувствовать свой гнев». Уруинимгина говорит, что он издал повеления и освободил граждан Лагаша от обмана, воров и убийц. Он заключил особый договор с богом Лагаша Нингирсу, чтобы «сильный не обижал сироту и вдову»[2]. Неизвестно, насколько эффективны были эти реформы, однако эти меры уже не могли вернуть Лагашу былую мощь. Правитель Уммы Лугальзагесси победил Уруинимгину и установил свою власть над всеми городами юга Шумера. Но это было не централизованное государство, а своего рода военный союз.

  • [1] Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991.
  • [2] Реформы Урукагины // Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред.В. В. Струве и Д. Г. Редера. М., 1963. С. 177—182.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой