Анализ инвестиционных проектов и программ (инвестиционный анализ)
![Реферат: Анализ инвестиционных проектов и программ (инвестиционный анализ)](https://westud.ru/work/6429033/cover.png)
В течение 2004−2014 гг. компания Price Waterhouse Coopers провела четыре исследования, результаты которых показали, что на практике фундаментальная теория эффективного управления проектами и программами не учитывается. Среди основных причин, которые могут привести к задержке сроков выполнения проекта и превышению бюджета, неизменно присутствуют неточные оценки, изменение объема работ… Читать ещё >
Анализ инвестиционных проектов и программ (инвестиционный анализ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • основные категории и концепции анализа инвестиционных проектов и программ;
- • объект, предмет, теоретические и практические задачи инвестиционного анализа;
- • основные методы проведения инвестиционного анализа;
уметь
- • идентифицировать значимые проблемные зоны с помощью инвестиционного анализа и находить ну ги решения возникших проблем;
- • ставить цели и задачи текущего и стратегического инвестиционного анализа;
- • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- • формировать позиции ученого-исследователя в области инвестиционного анализа;
владеть
- • навыками использования в научном обороте основных понятий инвестиционного анализа;
- • основными методами и способами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
- • техниками адаптации рассмотренных методов инвестиционного анализа к конкретным условиям функционирования компании.
Проектная форма управления инвестициями
Наиболее эффективной формой управления инвестициями считается проектная, которая без каких-либо существенных изменений используется в международной практике более 60 лет и в настоящее время развивается практическими всеми международными правительственными организациями (группой Всемирного банка, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООП (ФАО), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)), а также следующими организациями, способствующими унификации проектной деятельности в международном сообществе: IPMA — International Project Management Association (56 стран); PMI — Project Management Institute (США); COBHET; PM SOFT, PM Expert, «Проектная Практика» и др.
Мнения специалистов
Обобщение опыта использования проектной формы организации бизнес-процессов и опыта разработки инвестиционных проектов в различных отраслях экономики позволяет сделать вывод, что в России, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой:
- • обоснования проектов часто имеют формальный характер и содержат грубейшие методологические ошибки:
- • стоимостные оценки российских проектов имеют приблизительный характер:
- • ни одна российская государственная структура не создает замкнутого инвестиционного цикла начиная от разработки и экспертизы проектов и заканчивая оценкой их результатов:
- • не выполняются расчеты народнохозяйственной (экономической) эффективности.
К этому можно добавить другие недостатки, которые отмечаются российскими экспертами:
- • массивы программ и проектов нс охватывают базовые направления структурного реформирования социально-экономических систем регионов, связанные, в частности, с преодолением безработицы, научно-техническим развитием, расширением внешнеэкономических связей:
- • в большинстве случаев не соблюдаются сроки реализации и объемы финансирования, получаемый результат нс всегда соответствует намеченным целям, а отдельные проекты вообще остаются незавершенными;
- • содержание составляющих программу или проект мероприятий нередко значительно изменяется, что не позволяет достичь поставленных целей:
- • низок уровень обоснованности программных и проектных разработок в части социально-экономической эффективности, масштабов ресурсного обеспечения;
- • слаба координация между участниками, низко качество менеджмента;
- • механизмы обеспечения ответственности исполнителей за реализацию проектов неэффективны:
- • отсутствие авторитетной научной экспертизы программных и проектных разработок:
- • низкий уровень научно-методического обеспечения разработки и обоснования программ и проектов[2].
Деятельность в области анализа и управления проектами с начала 2000;х гг. стандартизирована в разных странах мира, включая Россию. Международными стандартами управления проектами в России являются ГОСТ Р ИСО 10 006−2005 «Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании»[3] и ГОСТ Р ИСО 21 500- 2014 «Руководство по проектному менеджменту»[4]; российские стандарты управления проектами представлены в ГОСТ Р 54 869−2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»[5], ГОСТ Р 54 870 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»[6] и ГОСТ Р 54 871−2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»[7].
Зарубежный опыт
В 1953 г. Уолт Дисней приобрел территорию в 65 га апельсиновых рощ и деревьев грецких орехов рядом с Анахаймом, к югу от Лос-Анджелеса (штат Калифорния, США), по совету консультанта Г. Прайса из Стэнфордского исследовательского института. В следующем же году были начаты строительные работы, а 17 июля 1955 г. первый в мире парк иод названием «Диснейленд» был торжественно открыт для посетителей. Стоимость проекта составила 17 млн долл. со смешанным финансированием, включая телевизионную компанию. К 1960 г. компания У. Диснея Walt Disney Productions выкупила доли у своих партнеров, принимавших участие в финансировании данного проекта. С момента открытия парк не раз расширялся и обновлялся[8].
Однако одной только стандартизации недостаточно для подготовки кадров в сфере анализа проектов и проектного управления. Профессионализм кадров в этой области по-прежнему связывается с глубинным пониманием методологии проектного анализа и эффективности управления.
Инвестиционный проект — это пакет инвестиций и связанных с ними видов деятельности, характеризующийся заданной целью (целями); учетом внешних условий; наличием источников финансирования; определенной организационно-правовой формой управления; ограничениями времени с указанием сроков начала и ликвидации проекта[9].
Основные преимущества проектной формы управления в компаниях заключаются в следующем:
- 1) она является основой для системного анализа информации, поступающей из разных источников;
- 2) это способ определения приоритетов для вложения инвестиций;
- 3) позволяет оценить эффект для всех участников, включая государство;
- 4) способ привлечения разных организаций и специалистов;
- 5) существенно повышает эффективность управления инвестициями;
- 6) облегчает процесс контроля за реализацией с помощью критериев.
Недостатки проектной формы:
- 1) зависимость от качества вводимой информации: если расчет осуществлен с использованием не отражающей реальную ситуацию информации, то вероятность реализации такого проекта в будущем будет минимальной, а риски — максимальными;
- 2) зависимость от квалификации экспертов, их оценок и прогнозов;
- 3) не позволяет избежать риска;
- 4) непригодна для решения задач, не имеющих количественной оценки;
- 5) не позволяет выбрать лучший из существенно различающихся проектов;
- 6) отсутствие шаблонного подхода к интерпретации результатов анализа.
Объектом управления проектом является весь проектный цикл начиная со стадии идентификации и завершая оценкой результатов уже осуществленного проекта (рис. 10.1).
![Фазы проектного цикла.](/img/s/8/75/1305975_1.jpg)
Рис. 10.1. Фазы проектного цикла.
Проблемы практики
Не все проекты реализуются, а если и реализуются, то крайне долго или с существенным превышением по затратам, с недополучением запланированной выручки. К. Б. Растрелли более 30 лет (1716−1747) работал над конной статуей Петра Первого, повторяя стиль скульптуры Марка Аврелия в Риме, а Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей — главное здание современного Государственного Эрмитажа — он построил за восемь лет (1754−1762).
Большой Гостиный двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге должен был строить А. Ринальди. Проект отклонили. Затем за сооружение здания решил взяться Растрелли. Не хватило финансирования. В итоге Гостиный двор строил Ж.-Б. Валлен-Деламот. Получилось скромное торговое здание в духе раннего классицизма. При этом строили его 24 года: заложили в 1861 г., при Елизавете, открыли в 1885 г., в конце правления Екатерины Второй.
В декабре 2014 г. В Москве был выявлен 131 объект долгостроя, в том числе 32 объекта — федеральных, 90 — инвестиционных, 9 — городских. На момент составления списка заброшенных строек в 2011 г. их было 320. В списках присутствовали разные здания-" призраки", в том числе и такие, решение по которым принимались исполкомом Моссовета еще в 1970—1980;х гг. Многие объекты из этого списка были заморожены и в кризис 2008 г. По оценке экспертов правительства Москвы, к трем главным причинам приостановки строительства относятся: отсутствие финансирования, недобросовестность подрядчиков, смена собственника[10]. По России в целом аналогичные данные не представлялись.
Много сведений о похищении средств в современном строительстве в России, по сути, как специфика реализации инвестиционных проектов и программ с участием определенных заинтересованных сторон с их институциональными национальными особенностями. При строительстве космодрома «Восточный» из бюджета было похищено более 5 млрд руб.[11] В октябре 2015 г. был выявлен факт хищения более 330 млн руб., выделенных на строительство станции «Шипиловская» Московского метрополитена. В результате проведенного строительного исследования установлено завышение объемов и расценки работ до 20 раз[12]. В июле 2015 г. было установлено, что при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги «город Южа — село Талицы — село Мугрсевский» было совершено хищение денежных средств из бюджета Ивановской области на общую сумму 32 млн 466 тыс. руб.[13]
В течение 2004−2014 гг. компания Price Waterhouse Coopers провела четыре исследования, результаты которых показали, что на практике фундаментальная теория эффективного управления проектами и программами не учитывается. Среди основных причин, которые могут привести к задержке сроков выполнения проекта и превышению бюджета, неизменно присутствуют неточные оценки, изменение объема работ и неправильное определение целей и задач, что обращает внимание на важность качества проведения предынвестиционных исследований, уровень компетентности их разработчиков (табл. 10.1). Либо сами процедуры определения объема и оценки стоимости работ выполняются неправильно, либо компании не понимают всю серьезность этих задач. На практике (на уровне обобщения усредненных мировых задач проектного и программного развития) необходимы серьезные изменения в этой сфере. В исследовании 2014 г. приняли участие 3025 респондентов из 125 стран[14]. Но, разумеется, если процесс инвестирования связан с деятельностью организованных преступных групп, ориентированных в своей работе на хищения, предынвестиционные исследования для таких участников инвестиционной деятельности не имеют большого значения.
Таблица 10.1
Три основные причины неудач в реализации проектов в 2004;2014 гг.
2004 г. | 2007 г. | 2012 г. | 2014 г. |
Неэффективное планирование/ несоблюдение сроков. | Неэффективное планирование/ несоблюдение сроков. | Недостаточно точные оценки на этапе планирования. | Недостаточно точные оценки на этапе планирования. |
Изменение объема проекта. | Изменение объема проекта. | Недостаточная поддержка со стороны руководства. | Изменение объема проекта в ходе его реализации. |
Изменение проектной среды. | Недостаток ресурсов. | Неточное определение целей и задач. | Недостаток ресурсов. |
В условиях дефицита финансовых средств и наличия больших незадействованных резервов повышения эффективности управления имеющимися ресурсами на первый план выдвигаются не инвестиционные, а организационные проекты.
Окончанием проекта может быть: ввод объектов проекта в эксплуатацию; перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу; достижение проектом заданных результатов; прекращение финансирования проекта; смена инвестора; внесение в проект серьезных изменений, нс предусмотренных первоначальным замыслом (например, модернизация производства); вывод объектов проекта из эксплуатации в связи с форсмажорными обстоятельствами; продажа объектов проекта.
Зарубежный опыт
- [1] В связи с пересечением учебных дисциплин между собой материалы данной главы заимствованы автором из кн.: Румянцева Е. Е. Финансовый менеджмент. 2016.
- [2] Амелин Е. Л. Региональные аспекты перспективного управления нефтепродуктопроводами России. М., 2012. С. 15−16.
- [3] Утвержден приказом Федерального агентства, но техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2005 г. № 221-ст.
- [4] Утвержден приказом Федерального агентства, но техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. № 1873-ст «Об утверждении национального стандарта» .
- [5] Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1582-ст.
- [6] Утвержден приказом Федерального агентства, но техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1583-ст.
- [7] Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1584-ст.
- [8] Disneyland History. URL: justdisney. coni/disneyland/history.html
- [9] Более подробно материал о самостоятельной подготовке бизнес-проектов изложен в кн.: Румянцева Е. Е. Самоучитель по разработке бизнес-проектов. М.: ИНФРА-М, 2005. URL: elibniry.ru/download/80 648 629.pdf
- [10] Велесевич С. Самые известные долгострои Москвы. // РБК-Недвижимость. 2014. 2 декабря. URL: realty.rbc.ni/articles/02/12/2014/562 949 993 180 868.shtml
- [11] При строительстве космодрома «Восточный» украли более 5 млрд рублей // Интерфакс. 11 сентября 2015. URL: interfax.ru/russia/466 045
- [12] Официальный сайт МВД России. Новость от 15 октября 2015 г. URL: https://mvd.ru/news/item/6 621 889/
- [13] Официальный сайт МВД России. Новость от 7 июля 2015 г. URL: https://mvd.ru/news/item/6 161 967
- [14] Время взглянуть на выполнение программ преобразований по-новому. Четвертое Глобальное исследование в области управления проектами. М.: PricewaterhouseCoopers, 2014. С. 5.