Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ инвестиционных проектов и программ (инвестиционный анализ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение 2004−2014 гг. компания Price Waterhouse Coopers провела четыре исследования, результаты которых показали, что на практике фундаментальная теория эффективного управления проектами и программами не учитывается. Среди основных причин, которые могут привести к задержке сроков выполнения проекта и превышению бюджета, неизменно присутствуют неточные оценки, изменение объема работ… Читать ещё >

Анализ инвестиционных проектов и программ (инвестиционный анализ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[1]

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • основные категории и концепции анализа инвестиционных проектов и программ;
  • • объект, предмет, теоретические и практические задачи инвестиционного анализа;
  • • основные методы проведения инвестиционного анализа;

уметь

  • • идентифицировать значимые проблемные зоны с помощью инвестиционного анализа и находить ну ги решения возникших проблем;
  • • ставить цели и задачи текущего и стратегического инвестиционного анализа;
  • • использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • • формировать позиции ученого-исследователя в области инвестиционного анализа;

владеть

  • • навыками использования в научном обороте основных понятий инвестиционного анализа;
  • • основными методами и способами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
  • • техниками адаптации рассмотренных методов инвестиционного анализа к конкретным условиям функционирования компании.

Проектная форма управления инвестициями

Наиболее эффективной формой управления инвестициями считается проектная, которая без каких-либо существенных изменений используется в международной практике более 60 лет и в настоящее время развивается практическими всеми международными правительственными организациями (группой Всемирного банка, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООП (ФАО), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)), а также следующими организациями, способствующими унификации проектной деятельности в международном сообществе: IPMA — International Project Management Association (56 стран); PMI — Project Management Institute (США); COBHET; PM SOFT, PM Expert, «Проектная Практика» и др.

Мнения специалистов

Обобщение опыта использования проектной формы организации бизнес-процессов и опыта разработки инвестиционных проектов в различных отраслях экономики позволяет сделать вывод, что в России, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой:

  • • обоснования проектов часто имеют формальный характер и содержат грубейшие методологические ошибки:
  • • стоимостные оценки российских проектов имеют приблизительный характер:
  • • ни одна российская государственная структура не создает замкнутого инвестиционного цикла начиная от разработки и экспертизы проектов и заканчивая оценкой их результатов:
  • • не выполняются расчеты народнохозяйственной (экономической) эффективности.

К этому можно добавить другие недостатки, которые отмечаются российскими экспертами:

  • • массивы программ и проектов нс охватывают базовые направления структурного реформирования социально-экономических систем регионов, связанные, в частности, с преодолением безработицы, научно-техническим развитием, расширением внешнеэкономических связей:
  • • в большинстве случаев не соблюдаются сроки реализации и объемы финансирования, получаемый результат нс всегда соответствует намеченным целям, а отдельные проекты вообще остаются незавершенными;
  • • содержание составляющих программу или проект мероприятий нередко значительно изменяется, что не позволяет достичь поставленных целей:
  • • низок уровень обоснованности программных и проектных разработок в части социально-экономической эффективности, масштабов ресурсного обеспечения;
  • • слаба координация между участниками, низко качество менеджмента;
  • • механизмы обеспечения ответственности исполнителей за реализацию проектов неэффективны:
  • • отсутствие авторитетной научной экспертизы программных и проектных разработок:
  • • низкий уровень научно-методического обеспечения разработки и обоснования программ и проектов[2].

Деятельность в области анализа и управления проектами с начала 2000;х гг. стандартизирована в разных странах мира, включая Россию. Международными стандартами управления проектами в России являются ГОСТ Р ИСО 10 006−2005 «Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании»[3] и ГОСТ Р ИСО 21 500- 2014 «Руководство по проектному менеджменту»[4]; российские стандарты управления проектами представлены в ГОСТ Р 54 869−2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»[5], ГОСТ Р 54 870 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»[6] и ГОСТ Р 54 871−2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»[7].

Зарубежный опыт

В 1953 г. Уолт Дисней приобрел территорию в 65 га апельсиновых рощ и деревьев грецких орехов рядом с Анахаймом, к югу от Лос-Анджелеса (штат Калифорния, США), по совету консультанта Г. Прайса из Стэнфордского исследовательского института. В следующем же году были начаты строительные работы, а 17 июля 1955 г. первый в мире парк иод названием «Диснейленд» был торжественно открыт для посетителей. Стоимость проекта составила 17 млн долл. со смешанным финансированием, включая телевизионную компанию. К 1960 г. компания У. Диснея Walt Disney Productions выкупила доли у своих партнеров, принимавших участие в финансировании данного проекта. С момента открытия парк не раз расширялся и обновлялся[8].

Однако одной только стандартизации недостаточно для подготовки кадров в сфере анализа проектов и проектного управления. Профессионализм кадров в этой области по-прежнему связывается с глубинным пониманием методологии проектного анализа и эффективности управления.

Инвестиционный проект — это пакет инвестиций и связанных с ними видов деятельности, характеризующийся заданной целью (целями); учетом внешних условий; наличием источников финансирования; определенной организационно-правовой формой управления; ограничениями времени с указанием сроков начала и ликвидации проекта[9].

Основные преимущества проектной формы управления в компаниях заключаются в следующем:

  • 1) она является основой для системного анализа информации, поступающей из разных источников;
  • 2) это способ определения приоритетов для вложения инвестиций;
  • 3) позволяет оценить эффект для всех участников, включая государство;
  • 4) способ привлечения разных организаций и специалистов;
  • 5) существенно повышает эффективность управления инвестициями;
  • 6) облегчает процесс контроля за реализацией с помощью критериев.

Недостатки проектной формы:

  • 1) зависимость от качества вводимой информации: если расчет осуществлен с использованием не отражающей реальную ситуацию информации, то вероятность реализации такого проекта в будущем будет минимальной, а риски — максимальными;
  • 2) зависимость от квалификации экспертов, их оценок и прогнозов;
  • 3) не позволяет избежать риска;
  • 4) непригодна для решения задач, не имеющих количественной оценки;
  • 5) не позволяет выбрать лучший из существенно различающихся проектов;
  • 6) отсутствие шаблонного подхода к интерпретации результатов анализа.

Объектом управления проектом является весь проектный цикл начиная со стадии идентификации и завершая оценкой результатов уже осуществленного проекта (рис. 10.1).

Фазы проектного цикла.

Рис. 10.1. Фазы проектного цикла.

Проблемы практики

Не все проекты реализуются, а если и реализуются, то крайне долго или с существенным превышением по затратам, с недополучением запланированной выручки. К. Б. Растрелли более 30 лет (1716−1747) работал над конной статуей Петра Первого, повторяя стиль скульптуры Марка Аврелия в Риме, а Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей — главное здание современного Государственного Эрмитажа — он построил за восемь лет (1754−1762).

Большой Гостиный двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге должен был строить А. Ринальди. Проект отклонили. Затем за сооружение здания решил взяться Растрелли. Не хватило финансирования. В итоге Гостиный двор строил Ж.-Б. Валлен-Деламот. Получилось скромное торговое здание в духе раннего классицизма. При этом строили его 24 года: заложили в 1861 г., при Елизавете, открыли в 1885 г., в конце правления Екатерины Второй.

В декабре 2014 г. В Москве был выявлен 131 объект долгостроя, в том числе 32 объекта — федеральных, 90 — инвестиционных, 9 — городских. На момент составления списка заброшенных строек в 2011 г. их было 320. В списках присутствовали разные здания-" призраки", в том числе и такие, решение по которым принимались исполкомом Моссовета еще в 1970—1980;х гг. Многие объекты из этого списка были заморожены и в кризис 2008 г. По оценке экспертов правительства Москвы, к трем главным причинам приостановки строительства относятся: отсутствие финансирования, недобросовестность подрядчиков, смена собственника[10]. По России в целом аналогичные данные не представлялись.

Много сведений о похищении средств в современном строительстве в России, по сути, как специфика реализации инвестиционных проектов и программ с участием определенных заинтересованных сторон с их институциональными национальными особенностями. При строительстве космодрома «Восточный» из бюджета было похищено более 5 млрд руб.[11] В октябре 2015 г. был выявлен факт хищения более 330 млн руб., выделенных на строительство станции «Шипиловская» Московского метрополитена. В результате проведенного строительного исследования установлено завышение объемов и расценки работ до 20 раз[12]. В июле 2015 г. было установлено, что при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги «город Южа — село Талицы — село Мугрсевский» было совершено хищение денежных средств из бюджета Ивановской области на общую сумму 32 млн 466 тыс. руб.[13]

В течение 2004−2014 гг. компания Price Waterhouse Coopers провела четыре исследования, результаты которых показали, что на практике фундаментальная теория эффективного управления проектами и программами не учитывается. Среди основных причин, которые могут привести к задержке сроков выполнения проекта и превышению бюджета, неизменно присутствуют неточные оценки, изменение объема работ и неправильное определение целей и задач, что обращает внимание на важность качества проведения предынвестиционных исследований, уровень компетентности их разработчиков (табл. 10.1). Либо сами процедуры определения объема и оценки стоимости работ выполняются неправильно, либо компании не понимают всю серьезность этих задач. На практике (на уровне обобщения усредненных мировых задач проектного и программного развития) необходимы серьезные изменения в этой сфере. В исследовании 2014 г. приняли участие 3025 респондентов из 125 стран[14]. Но, разумеется, если процесс инвестирования связан с деятельностью организованных преступных групп, ориентированных в своей работе на хищения, предынвестиционные исследования для таких участников инвестиционной деятельности не имеют большого значения.

Таблица 10.1

Три основные причины неудач в реализации проектов в 2004;2014 гг.

2004 г.

2007 г.

2012 г.

2014 г.

Неэффективное планирование/ несоблюдение сроков.

Неэффективное планирование/ несоблюдение сроков.

Недостаточно точные оценки на этапе планирования.

Недостаточно точные оценки на этапе планирования.

Изменение объема проекта.

Изменение объема проекта.

Недостаточная поддержка со стороны руководства.

Изменение объема проекта в ходе его реализации.

Изменение проектной среды.

Недостаток ресурсов.

Неточное определение целей и задач.

Недостаток ресурсов.

В условиях дефицита финансовых средств и наличия больших незадействованных резервов повышения эффективности управления имеющимися ресурсами на первый план выдвигаются не инвестиционные, а организационные проекты.

Окончанием проекта может быть: ввод объектов проекта в эксплуатацию; перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу; достижение проектом заданных результатов; прекращение финансирования проекта; смена инвестора; внесение в проект серьезных изменений, нс предусмотренных первоначальным замыслом (например, модернизация производства); вывод объектов проекта из эксплуатации в связи с форсмажорными обстоятельствами; продажа объектов проекта.

Зарубежный опыт

  • [1] В связи с пересечением учебных дисциплин между собой материалы данной главы заимствованы автором из кн.: Румянцева Е. Е. Финансовый менеджмент. 2016.
  • [2] Амелин Е. Л. Региональные аспекты перспективного управления нефтепродуктопроводами России. М., 2012. С. 15−16.
  • [3] Утвержден приказом Федерального агентства, но техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2005 г. № 221-ст.
  • [4] Утвержден приказом Федерального агентства, но техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. № 1873-ст «Об утверждении национального стандарта» .
  • [5] Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1582-ст.
  • [6] Утвержден приказом Федерального агентства, но техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1583-ст.
  • [7] Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1584-ст.
  • [8] Disneyland History. URL: justdisney. coni/disneyland/history.html
  • [9] Более подробно материал о самостоятельной подготовке бизнес-проектов изложен в кн.: Румянцева Е. Е. Самоучитель по разработке бизнес-проектов. М.: ИНФРА-М, 2005. URL: elibniry.ru/download/80 648 629.pdf
  • [10] Велесевич С. Самые известные долгострои Москвы. // РБК-Недвижимость. 2014. 2 декабря. URL: realty.rbc.ni/articles/02/12/2014/562 949 993 180 868.shtml
  • [11] При строительстве космодрома «Восточный» украли более 5 млрд рублей // Интерфакс. 11 сентября 2015. URL: interfax.ru/russia/466 045
  • [12] Официальный сайт МВД России. Новость от 15 октября 2015 г. URL: https://mvd.ru/news/item/6 621 889/
  • [13] Официальный сайт МВД России. Новость от 7 июля 2015 г. URL: https://mvd.ru/news/item/6 161 967
  • [14] Время взглянуть на выполнение программ преобразований по-новому. Четвертое Глобальное исследование в области управления проектами. М.: PricewaterhouseCoopers, 2014. С. 5.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой