Физиология высшей нервной деятельности
Деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы Итак, первым сформулировал рефлекторную теорию Сеченов. Основные ее положения следующие. Сеченов вводит понятие «физиологическое состояние нервного центра», которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Состояние центра представляет собой нервный субстрат… Читать ещё >
Физиология высшей нервной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОСНОВЫ РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕОРИИ СЕЧЕНОВА — ПАВЛОВА
В результате изучения данной главы студент должен: знать
- • вклад И. П. Павлова и И. М. Сеченова в развитие науки физиологии ВИД;
- • различия между бихевиоризмом и физиологией ВИД; уметь
- • описывать историческое развитие взглядов на психику;
- • объяснить основы рефлекторной теории Сеченова — Павлова; владеть
- • ключевыми понятиями: рефлекторная теория, бихевиоризм, высшая и низшая нервная деятельность, принципы рефлекторной теории Сеченова — Павлова.
Изучение поведения с точки зрения бихевиоризма от изучения поведения в рамках физиологии ВНД.
В начале XX в. на Западе возникло направление экспериментальной психологии — бихевиоризм. Основным направлением исследований бихевиористов было изучение связей между стимулами (5) и возникшими на их основе реакциями (R). Один из основателей бихевиоризма Дж. Уотсон считал, что предметом изучения психологии должно являться только такое поведение, которое можно зарегистрировать и измерить количественно. Экспериментально изучал принцип «стимул — реакция» и другой создатель этого направления — Э. Торндайк (рис. 1.1). Первая работа Торндайка «Ум животных» (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения.
Однако Павлов и его коллеги критиковали бихевиоризм, считая одним из основных его недостатков то, что они акцентировали внимание преимущественно на внешних проявлениях поведения, не вникая в мозговые, нейрофизиологические механизмы и в причины этого поведения.
Первым из отечественных ученых, внесших огромный вклад в развитие науки о поведении, был Иван Михайлович Сеченов (рис. 1.2). Его супруга сделала первый перевод книги Ч. Дарвина «О происхождении видов» на русский язык, и этот труд оказал сильное влияние на мировоззрение Сеченова.
В 1851 г. Сеченов стал студентом медицинского факультета МГУ. Затем он много учился в Германии, работал там с Г. Гельмгольцем (изучал хрусталик глаза). В 1860 г. он приезжает в Петербург. В 1862 г. Сеченов открыл явление центрального торможения. В 1863 г. опубликовал знаменитую работу «Рефлексы головного мозга», произведшую большое впечатление на взгляды И. II. Павлова.
Рис. 1.1. Эдуард Ли Торндайк (Edward Lee Thorndike) (1874—1949) — американский психолог и педагог.
Рис. 1.2. Иван Михайлович Сеченов (1829—1905) — выдающийся российский психолог и физиолог.
Иван Петрович Павлов (рис. 1.3) родился в Рязани, в семье священника. Он учился в Духовной семинарии и собирался пойти по стопам отца. Однако он, прочитав работу Сеченова «Рефлексы головного мозга», оставил семинарию, недоучившись в ней одного года, и решил поступать в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге.
Первыми работами Павлова были опыты по исследованию пищеварения. За открытие механизмов регуляции выделения пищеварительного сока он в 1904 г. был удостоен Нобелевской премии в области медицины и физиологии. До него считалось, что желудочный сок выделяется в результате соприкосновения пищи со стенками желудка, а Павлов доказал, что нища не обязательно должна попасть в желудок, чтобы сок выделился, достаточно иногда даже одного ее вида или запаха. Этот процесс является результатом нервных влияний по блуждающему нерву. Павлов обосновал представления о трофическом влиянии нервной системы на органы и ткани, доказал важную роль нервной системы в регуляции секреции желез желудочно-кишечного тракта.
Рис. 1.3. Иван Петрович Павлов (1849—1936) — великий русский физиолог, создатель науки о высшей нервной.
деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы Итак, первым сформулировал рефлекторную теорию Сеченов. Основные ее положения следующие.
- 1. Рефлекс — эго своеобразная универсальная форма взаимодействия организма и среды, опирающаяся на эволюционную биологию. Сеченов выделял два рода рефлексов:
- • постоянные, врожденные, которые осуществляются низшими отделами нервной системы («чистые» рефлексы);
- • изменчивые, приобретаемые в индивидуальной жизни, которые он считал одновременно и физиологическими, и психическими явлениями.
- 2. Деятельность нервных центров представляется как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.
- 3. Центры головного мозга могут задерживать или усиливать рефлексы спинного мозга.
- 4. Сеченов вводит понятие «физиологическое состояние нервного центра», которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Состояние центра представляет собой нервный субстрат потребности.
- 5. Вводится понятие «ассоциация рефлексов», которое лежит в основе обучения человека и животных.
Однако Сеченову не хватало экспериментальных подтверждений своих гениальных догадок. Экспериментально подтвердил и дополнил идеи Сеченова Павлов. Он подкрепил их научной концепцией условного рефлекса, ввел ее в строгие рамки лабораторного опыта. Можно выделить следующие наиболее важные достижения теории Павлова.
- 1. Создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных (метод условных рефлексов).
- 2. Подчеркивается приспособительно-эволюционный смысл условных рефлексов для животного мира.
- 3. Предпринята попытка локализовать процесс замыкания временной связи в коре б.п.
- 4. Констатировал наличие в коре б.п. процесса торможения.
- 5. Четко сформулировано учение об анализаторах (три блока в строении любой сенсорной системы).
- 6. Сформулировал представление о коре как о мозаике из процессов возбуждения и торможения.
- 7. В конце жизни выдвинул принцип системности работы головного мозга.