Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы акционерных многоуровневых компаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концерн подчинения и холдинговая компания создаются чаще всего для объединения производств вдоль технологической цепи, т. е. речь идет о вертикальной интеграции производства. Головное предприятие этой цепи может принадлежать непосредственно холдинговой компании, которая в этом случае занимается как производственной, так и координирующей деятельностью (смешанная холдинговая компания). Другие… Читать ещё >

Формы акционерных многоуровневых компаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях хозяйствования многие предприятия испытывают определенные трудности в процессе решения задач своего развития, выживания на рынке, связанные в первую очередь с недостатком необходимых ресурсов. Преодоление такого рода проблем возможно путем объединения предприятий в различного рода ассоциации. Малые коммерческие предприятия таким образом решают проблемы снижения себестоимости своей продукции, увеличения доли на рынке, вопросы инвестиций в развитие и т. п. Средние фирмы могут приобрести доступ к отсутствующим у них ресурсам, организовать исполнение той или иной стадии жизненного цикла продукции/технологии, включить в технологическую цепь недостающее звено и т. п. Крупные предприятия решают задачи монопольного существования на рынке.

Основными формами многоуровневых компаний являются концерн, консорциум, холдинговая компания, стратегический альянс и некоторые другие.

Концерн — это объединение юридически самостоятельных предприятий, образованное через систему участия в капитале друг друга, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Различают концерны подчинения и концерны координации [16].

Концерны подчинения (материнские и дочерние компании). Концерны такого типа формируются при приобретении компанией существенного пакета акций других, целевых компаний. Как правило, речь идет о 25% пакете акций, выпущенных в свободное обращение на рынок капитала, такой пакет (или больший) считается контрольным. Владение контрольным пакетом акций позволяет компании-владельцу контролировать управление целевой фирмой, блокировать принятие решений общим собранием акционеров целевой компании (блокирующее меньшинство), для которых требуется квалифицированное большинство (не менее 75% голосующих акций). Однако при распылении акций между большим числом мелких акционеров и невозможности их быстрой консолидации контролирующий пакет акций может быть существенно меньше. Компания — владелец контрольного пакета акций считается материнской компанией по отношению к целевой компании, которая приобретает статус дочерней компании. Если же материнская компания владеет не мере 75% голосующих акций (или долей в уставном капитале) дочернего общества, то ее господствующее влияние окажется безусловным. Благодаря системе долевого участия в капитале других компаний можно выстроить цепочку зависимостей. Например, фирма X приобретает 75% акций фирмы F, фирма У приобретает 80% акций фирмы Z и фирмы F и т. д. В результате этого материнская компания X через дочернее общество F владеет другими предприятиями (см. параграф 4.3). Очень часто такого рода сети связи оказываются весьма сложными, что создает определенные трудности для налогообложения компаний. В качестве примера можно привести такой концерн, как «Газпром» (государственный акционерный отраслевой комплекс), в состав которого входят десятки фирм, работающих на различных стадиях нефтедобычи, переработки и реализации нефтепродуктов, в капитале которых участвует материнская компания.

Другой разновидностью концерна считается концерн координации (сестринские компании). Концерн может создаваться на равноправных условиях, когда все участники обладают примерно равными возможностями влиять на принимаемые руководством концерна управленческие решения, осуществляемую концерном политику. При его формировании входящие в концерн компании производят взаимный обмен примерно равными пакетами акций. Руководство концерном осуществляется из единого центра, однако, как правило, состав руководящего органа либо формируется на паритетных началах, либо подвергается систематической ротации.

Холдингом, или холдинговой компанией, признается предприятие, независимо от его ОПФ, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других юридически самостоятельных предприятий, что создает возможность координации холдингом деятельности его членов.

Холдинговая компания не только «держит» акции своих членов, но может выпускать и свои акции.

Различают «чистые» и «смешанные» холдинговые компании.

Если холдинг не участвует в производственном процессе, а выполняет только контрольные и координирующие функции, то это «чистый» холдинг. В противном случае, когда холдинговая компания выполняет одну или несколько стадий производственного процесса (или его части), речь идет о «смешанном» холдинге (рис. 4.8).

Появление первых холдинговых компаний зафиксировано в США в конце XIX в., когда штат Нью-Джерси разрешил заинтересованным компаниям скупать акции других фирм, что позволяло им взять эти фирмы под полный контроль. Такой инструмент формирования многоуровневых компаний имеет существенное преимущество, состоящее в том, что позволяет одной компании получить контроль над другой при гораздо меньшем объеме инвестиций, чем, например, в случае присоединения. При этом скупать акции можно постепенно, что не приведет к повышению их цены, как часто бывает при покупке компании целиком. Важным обстоятельством является и то, что для приобретения контроля над другой компанией путем скупки акций не требуется согласия акционеров этой компании.

Схема организации холдинга.

Рис. 4.8. Схема организации холдинга: а — смешанного; б — чистого:

—— передача пакетов акций; —>? — технологическая цепь;

Г — головное предприятие цепи На рис. 4.9 [16] представлены структурные схемы концерна подчинения (а) и концерна координации (б). В примере а материнское общество концерна имеет долевое участие в капитале дочерних обществ Б, В, Г, а через них участвует в обществах Д, Е, Ж. На основе экономического подчинения дочерних компаний формируется концерн подчинения. Материнская компания концерна подчинения, обладая пакетами акций дочерних фирм, может считаться холдинговой.

Разновидности концернов.

Рис. 4.9. Разновидности концернов

В примере 6 общества А, Б и В в процессе обмена примерно равными пакетами акций (более 25% акций) между партнерами могут влиять на производственную политику концерна, принимаемые руководством концерна решения. Такая общность равноправных компаний называется концерном координации.

Концерн координации создается компаниями с целью получения недостающих для реализации полного цикла разработки, производства и сбыта продукции ресурсов, получения эффекта масштаба, увеличения доли на рынке, создания благоприятных инвестиционных условий для развития всей производственной цепи и отдельных ее элементов.

Концерн подчинения и холдинговая компания создаются чаще всего для объединения производств вдоль технологической цепи, т. е. речь идет о вертикальной интеграции производства. Головное предприятие этой цепи может принадлежать непосредственно холдинговой компании, которая в этом случае занимается как производственной, так и координирующей деятельностью (смешанная холдинговая компания). Другие предприятия, участвующие в производственной деятельности в таком холдинге (концерне подчинения), являются дочерними предприятиями. В случае «чистого» холдинга материнская компания владеет контрольными пакетами акций своих дочерних предприятий, выполняет функции стратегического управления ими и не вмешивается в их непосредственную производственную деятельность.

Консорциум — форма временного объединения на основе договора нескольких компаний с целью осуществления единого крупного проекта.

Консорциумы бывают открытыми и закрытыми. В закрытом консорциуме компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники подчиняются выбранному или общему лидеру (в той части, которая касается целей консорциума) и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия. Однако заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Лидеру за выполнение его функций все участники выплачивают дополнительную часть общей прибыли. При создании консорциума его участники полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, однако управление осуществляется централизовано советом директоров консорциума.

Следует отмстить, что объединение компаний по схеме консорциума позволяет им одновременно участвовать в осуществлении нескольких проектов (входить в состав нескольких консорциумов).

В 1990;е гг. получили признание и широкое распространение стратегические альянсы, формируемые компаниями для получения конкурентного преимущества на рынке и решения основной задачи — долгого существования в качестве самостоятельного субъекта хозяйственных отношений.

Корпоративный альянс — это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно.

Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например совместные предприятия. Если такой альянс рассчитан на долгосрочную перспективу и обоюдовыгодное сотрудничество, то он приобретает черты стратегического альянса.

Стратегические альянсы могут быть ориентированы на различные сферы деятельности компаний-участников. В источнике [40] приводятся данные о доле компаний США, участвующих в том или ином виде стратегического партнерства (рис. 4.10). По статистике в США в среднем каждая быстрорастущая фирма страны вовлечена в стратегические альянсы пяти различных видов. Для российской экономики наиболее актуальной причиной участия в стратегических альянсах (как правило, с зарубежным партнером) является возможность получения новых современных технологий.

Доля видов стратегического партнерства, в которых участвуют быстрорастущие фирмы США, %.

Рис. 4.10. Доля видов стратегического партнерства, в которых участвуют быстрорастущие фирмы США, %.

Различают три основные формы реализации стратегического партнерства:

  • — непосредственное сотрудничество, когда не предполагается долевого участия в капитале друг друга;
  • — создание совместного предприятия, когда реализуется совместный проект при совместном владении капиталом этого предприятия и управлении его деятельностью;
  • — формирование консорциума для реализации инвестиционных проектов.

Участие в стратегических альянсах имеет очевидные положительные стороны, однако оно не свободно и от существенных негативных качеств.

Позитив такого участия сводится к возможности:

  • — получения технологии и (или) производственных способностей;
  • — получения доступа к интересным для компании рынкам;
  • — сокращению финансовых, политических и иных рисков;
  • — повышения конкурентоспособности товарной продукции (или услуг) по равным основаниям.

Отрицательной стороной участия в альянсе следует считать возможность поглощения компании более сильным партнером. Учитывая такую возможность, компания должна внимательно относиться к определению мотивов, по которым компании-партнеры стремятся сформировать альянс. Тем не менее считается, что плюсов от участия в стратегических альянсах больше, чем минусов. При этом фирмы должны придерживаться определенных правил, входя в альянс и действуя в его рамках. Одним из важнейших правил следует, видимо, считать следующее: сохраняйте и развивайте свои ключевые компетенции, по поводу второстепенной деятельности опирайтесь на партнеров, умеющих исполнять ее лучше вас.

Одним из примеров, когда участие в альянсах стало частью стратегии развития компании, является развитие ТИК Toshiba. Руководство компании твердо уверено, что в одиночку ни одна фирма не в состоянии занять доминирующего положения в какой-либо отрасли или технологии. Эта компания участвует в стратегических партнерствах с GE, Apple Computers, Ericsson, IBM, Microsoft, National Semi Conductor, Samsung, Siemens, Sun Microsystems, Thomson и т. д. Именно такой подход, как считается, позволил Toshiba занять лидирующие позиции в области электроники.

В России развивающиеся компании также используют этот механизм развития. Так, в ноябре 2009 г. ОАО «АвтоВАЗ» заключило стратегическое соглашение с японо-французской группой компаний «Рено-Ниссан», согласно которому «Рено-Ниссан» получает возможность использовать производственные мощности российского предприятия, а АвтоВАЗ новые технологии.

Этот же механизм развития использует динамично растущая компания «Соллерс», работающая в автомобильном бизнесе с 2002 г. и наращивающая партнерство с лидерами мировой автоиндустрии, такими как Ford, SsangYong, Toyota, Mazda и Isuzu. Годовой оборот компании сегодня порядка 2,3 млрд долл. По состоянию на 2014 г. производственная мощность группы компаний, включая совместные предприятия, составляет более 550 тыс. автомобилей в год.

В компанию «Соллерс» входят:

  • — ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (город Ульяновск, 80% акций);
  • — ОАО «Заволжский моторный завод» (город Заволжье, Нижегородская область, 75% акций);

ОАО «Соллерс-Набережные Челны» (бывший Завод малолитражных автомобилей — город Набережные Челны, Республика Татарстан, 99,6% —" 100% (май 2008 г.) акций);

  • — ООО «Соллерс-Елабуга» (город Елабуга, Республика Татарстан, 75% акций) — завод под Елабугой мощностью 75 тыс. автомобилей в год;
  • — ООО «Соллерс-Дальний Восток» (Владивосток, Приморский край), открыт в декабре 2009 г. на базе обанкротившегося «Дальзавода», выпускает внедорожники SsangYong.

Компания выпускает автомобили под марками УАЗ, SsangYong, Ford, Isuzu.

«Соллерс» интенсивно развивает кооперационные связи.

  • 1. Стратегическое партнерство с корейской компанией SsangYong сформировалось в 2005 г. «Соллерс» является эксклюзивным производителем и дистрибутором автомобилей SsangYong в России. В конце 2009 г. компания запустила производственную площадку во Владивостоке, что позволило компании в 2012 г. достичь объема производства в 32 тыс. автомобилей и вывести бренд на лидирующие позиции сегмента SUV.
  • 2. В 2007 г. было основано СП Sollers-Isuzu. Оно является первым российско-японским партнерством по производству и продаже коммерческих автомобилей Isuzu. В июне 2012 г. производство грузовиков Isuzu было передано на производственную площадку Ульяновского автомобильного завода.
  • 3. В октябре 2011 г. создано совместное предприятия по производству автомобилей с Ford Motor Company — Ford Sellers. Со стороны американской компании в СП внесены российское торговое подразделение Ford Motor Rus и завод в Ленинградской области, со стороны «Соллерс» — производственные мощности. Распределение долей в СП составило 50 на 50. Предполагается, что на предприятии будет выпускаться широкая линейка автомобилей под маркой Ford. Общие производственные мощности предприятия составляют 350 тыс. автомобилей в год.
  • 4. 27 апреля 2012 г. «Соллерс» подписал соглашение о создании совместного предприятия с Mazda Motor Corporation но производству автомобилей во Владивостоке. С сентября того же года начат выпуск нового кроссовера Mazda СХ-5, а в апреле 2013 г. совместное предприятие запустило сборку седанов Mazda 6. Партнеры имеют равные доли в СП.
  • 5. В феврале 2013 г. создано СП с компанией Mitsui & Со «Sellers-Буссан», наладившее производство Toyota Land Cruiser Prado во Владивостоке.

Как и в случае с Toshiba, у компании «Соллерс» дела идут успешно, во многом благодаря стратегическому партнерству с ведущими мировыми автопроизводителями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой