Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Восходящие, нисходящие и горизонтальные коммуникации в организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика свидетельствует, что горизонтальные потоки коммуникации в организации, как правило, загружены значительно больше, чем вертикальные. Одна из причин, по мнению психологов, состоит в том, что коллеги более расположены говорить открыто с равными, но статусу участниками взаимодействия, чем с руководством. Горизонтальный обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку… Читать ещё >

Восходящие, нисходящие и горизонтальные коммуникации в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе организационного общения различают несколько потоков — нисходящий, восходящий и горизонтальный — и каждый из них выполняет свою специфическую функцию в организации.

Нисходящий информационный поток — это коммуникативный поток, движущийся от верхнего уровня управления в группе или в организации к более низкому уровню. Примером такого коммуникативного потока является общение начальника со своими непосредственными подчиненными. Этот поток общения выполняет функции передачи приказов, указаний и инструкций, а также стимулирования, мотивирования и оценки сотрудников.

Администраторы каждого уровня управления выступают своеобразными «фильтрами», регулирующими объем информации, проходящий через них от вершины к основанию организационной пирамиды. Помимо приказов и инструкций нисходящая коммуникация обычно включает в себя информацию об организационных целях, задачах, правилах, ограничениях, стимулах, привилегиях, сокращениях и т. д. Кроме того, это важный канал обратной связи, так как подчиненные получают информацию о том, как они справляются со своей работой и какие у них карьерные перспективы.

Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим уровням: руководитель — подчиненный), как правило, невысока. Известно, что лишь 20—25% информации, исходящей от высшего управленческого звена, доходит непосредственно до конкретных исполнителей и правильно ими понимается. Зачастую это связано с посредниками, участвующими в передаче информации (руководители отделов, секретари, канцелярские работники и пр.). Здесь наблюдается эффект «испорченного телефона».

Восходящий информационный поток — информация в организациях движется от более низкого уровня к более высокому. Основная функция восходящего потока общения заключается в том, что руководство получает информацию о деятельности и настроении персонала на низовых уровнях. Этот коммуникативный поток может включать: отчеты о выполнении работ, предложения, рекомендации, мнения, жалобы и просьбы о поддержке и помощи, информацию о возникающих конфликтах. Поднимаясь к более высоким уровням управления, информация снизу фильтруется, приобретая сжатый, обобщенный вид. Наиболее частыми средствами восходящего общения выступают производственные совещания, собрания коллектива, письменные записки, общение в часы приема и по телефону. Некоторые организации также используют анкетные опросы, регулярные встречи с персоналом и представителями профсоюзов, получают информацию от работников, покидающих организацию, внедряют системы подачи жалоб и т. д. Пример восходящего и нисходящего потоков организационного общения представлен на рис. 5.4.

Пример восходящего и нисходящего потоков организационного общения.

Рис. 5.4. Пример восходящего и нисходящего потоков организационного общения.

Горизонтальные информационные потоки — когда коммуникативное взаимодействие происходит среди членов одной и той же группы, среди руководителей или персонала одного уровня. Данный процесс важен для эффективности деятельности, так как позволяет сохранить время и обеспечить координированность действий. В одних случаях такое общение является формальным и обязательным, в других — происходит спонтанно. Коммуникация на горизонтальном уровне — это обмен информацией между людьми, которые находятся на одних иерархических ступенях. К этому типу также относят коммуникацию между людьми, стоящими на различных управленческих уровнях, но не связанных прямым подчинением (так называемое диагональное общение).

Наиболее типично горизонтальное общение для работников, работающих в одной группе, и для членов различных групп, выполняющих взаимозависимые задачи. Структура горизонтальной коммуникации тесно связана с производственными процессами внутри организации[1]. Основная функция горизонтальной коммуникации состоит в координации и совместном решении текущих задач. Такая коммуникация быстрее и эффективнее, чем взаимодействие через формальные иерархические связи. Если члены коллектива постоянно решают смежные задачи и должны принимать срочные решения, то прямая горизонтальная коммуникация становится для них просто необходимой. В то же время прямое взаимодействие не исключает регулярного информирования руководства о текущей деятельности рабочей группы (рис. 5.5).

Горизонтальное и диагональное общение в организации.

Рис. 5.5. Горизонтальное и диагональное общение в организации.

Практика свидетельствует, что горизонтальные потоки коммуникации в организации, как правило, загружены значительно больше, чем вертикальные. Одна из причин, по мнению психологов, состоит в том, что коллеги более расположены говорить открыто с равными, но статусу участниками взаимодействия, чем с руководством. Горизонтальный обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку у работников одного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных коммуникаций, идущих сверху вниз, характер в основном приказной и установочный. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию о производственной деятельности на исполнительском уровне. Вертикальные, горизонтальные и диагональные коммуникации относятся к внутренним коммуникациям.

  • [1] См.: Landsberger Н. The horizontal dimension in bureaucracy // Administrative ScienceQuarterly. 1961. № 6. P. 299—332; Sayles L. R. Behavior of industrial work groups. N.Y.: JohnWiley & Sons, 1958.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой