Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современная структура науки о размещении производительных сил

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как отмечает известный географ В. П. Максаковский, на протяжении многих десятилетий структура географической науки остается одним из самых спорных вопросов отечественной географии. Для примера приведем еще одну схему общей структуры географических наук, предложенную Б. II. Семевским (рис. 1.2). Здесь А, Б, В, Г, Г + X — частные (отраслевые) естественно-гео; Под термином «регионалистика» обычно… Читать ещё >

Современная структура науки о размещении производительных сил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы не прекращаем поиска, И конец любого из наших исследований Становится исходным рубежом, Плацдармом нового знания.

Г. С. Элиот

Как учебная дисциплина экономическая география и регионалистика — это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.

Как научная дисциплина экономическая география и регионалистика — это комплекс научных исследований экономики страны в целом и отдельного региона в частности.

Понятие «экономическая география» рассмотрено в параграфе 1.2.

Под термином «регионалистика» обычно понимают синтез подходов различных наук к региональным исследованиям (для обозначения комплекса знаний о регионах используют также термины " регионоведение", «регионология», «региональная наука»). В отечественной науке чаще применяли термин «региональная экономика» .

Региональная экономика — географическое (региональное) научное направление в экономике, изучающее пространственные аспекты развития национальной экономики и ее отраслей с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития, а также экономику отдельных регионов, их экономические связи друг с другом внутри страны и с зарубежными государствами. Однако регионалистика — это более общее понятие, полностью включающее региональную экономику и изучающее регионы как целостные системы на базе междисциплинарных исследований.

Формирование профессионального мировоззрения будущих экономистов высшей квалификации должно начинаться с изучения экономической географии и регионалистики — единственной научной дисциплины в системе экономических знаний, которая занимается конкретной территорией. Актуальность ее изучения для высшего экономического образования заключается в том, что вся экономическая деятельность, включая финансово-банковскую и расчетно-аналитическую, происходит на конкретной территории, особенности, ресурсный потенциал, структуру хозяйства и уровень развития которой экономист обязан знать досконально.

Ученые на каждой из стадий развития географической науки вновь и вновь пытались давать определения ее содержания. Пи одно из них не удовлетворяет всех без исключения географов, но все они могут усмотреть в существующих определениях некоторые общие элементы:

  • • одну и ту же сферу исследования — земную поверхность;
  • • структуру пространственной организации общества и экологические взаимосвязи человека со средой его обитания;
  • • проблемы неравенства в достатке и разнообразие условий на Земле.

В связи с дифференциацией этих общих элементов появилось большое число различных подотраслей географии, каждая из которых имеет дело с ограниченной областью исследования. На рис. 1.1, а в обобщенном виде показано традиционное деление географии на региональную (изучение районов) и систематическую, или отраслевую (анализ различных присущих этим районам характеристик). Более целесообразен способ классификации географии по подходу к решению тех или иных проблем. Нами представлены три различных подхода в географических исследованиях (рис. 1.1.6).

Пространственный анализ. Этот подход связан с изучением территориальных различий в размещении какого-либо существенного свойства или ряда свойств. Можно столкнуться с такими различиями, знакомясь с распределением плотности населения или степени оскудения сельских районов.

Экологический анализ. Второй подход исходит из возможностей экологического анализа, который выявляет взаимозависимости между антропогенными и природными переменными и объясняет их связи. В ходе этого анализа географы концентрируют свое внимание не на изменениях от места к месту, а на взаимосвязях в пределах одного и того же ограниченного географического района.

Региональный комплексный анализ. При третьем подходе сочетаются результаты пространственного и экологического анализов. В этом случае путем дифференциации территории обособ;

Внутренняя структура географии:

Рис. 1.1. Внутренняя структура географии:

а — традиционное деление; 6 — деление по подходу к исследованию проблемы ляются подходящие для целей данного исследования единицы — районы, после чего между парами таких районов выявляются потоки и линии связей.

Деятельность большинства географов сосредоточивается в «треугольнике», образованном указанными подходами к изучению предмета. Это не исключает специализации, т. е. движения по направлению к одному из углов треугольника.

Как отмечает известный географ В. П. Максаковский, на протяжении многих десятилетий структура географической науки остается одним из самых спорных вопросов отечественной географии. Для примера приведем еще одну схему общей структуры географических наук, предложенную Б. II. Семевским (рис. 1.2). Здесь А, Б, В, Г, Г + X — частные (отраслевые) естественно-гео;

Принципиальная схема географических наук (но Б. Н. Семевскому).

Рис. 1.2. Принципиальная схема географических наук (но Б. Н. Семевскому) графические науки; ?1, Б1, В1, Г1, Г1 + ?1 — частные (отраслевые) экономико-географические науки; 1 — подсистемы естественногеографических и экономико-географических наук; 2 — система географических наук.

С известной степенью условности, по мнению В. П. Максаковского, все же можно говорить о том, что «здание» географической науки имеет как бы четыре этажа.

Вполне логично, что первый этаж этого «здания» формируют науки, образующие теоретическое ядро географии. Прежде всего, в него входят теоретическая география, а также история географии.

Второй этаж в «здании» географической науки занимают науки, которые нередко именуют " стволовыми" . Это, прежде всего, физико-географические (природно-географические) и социальноэкономикогеографические (общественно-географические) науки. Вряд ли могут быть особые сомнения и по поводу третьей «стволовой» ветви, которую образует картография, хотя и не все рассматривают ее «на равных» с первыми двумя.

На третьем этаже следует разместить те науки, которые образовались в результате дифференциации «стволовых» ветвей. Хотя ученые называют их по-разному — отраслевыми, частными, дочерними, специальными, все эти науки имеют много общего. Эта общность заключается прежде всего в том, что эти науки обладают поисковыми функциями и занимаются приращением нового знания.

Наконец, четвертый этаж отводится иод так называемые пограничные, или стыковые науки и научные направления, которые действительно занимают место на рубежах географии с другими науками.

Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» также имеет сложную дифференцированную структуру.

По однородным уровнями пространства в экономической географии и регионалистике можно выделить локалистику, регионоведение, страноведение, глобалистику.

По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются география природных ресурсов и природопользования, география населения, география хозяйства, география управления и инфраструктуры, коммерческая география, гуманитарная география, социально-политическая география.

В экономической географии и регионалистике выделяют отдельные направления, связанные с решением прикладных проблем: территориальное планирование, размещение предприятий, региональное развитие, геополитика и геоэкономика, диффузия инноваций и др.

По временным критериям географию можно разделить на три ветви: историческую, современную, прогностическую. В. Н Татищевым по принципу историзма рассматривались древняя, средняя и современная география.

Очевидно, что предлагаемые варианты внутренней структуры экономической географии и регионалистики раскрывают только основные ее направления. Многие из них будут рассматриваться в параграфах данного учебного пособия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой