Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Некоторые примечательные старинные обычаи и традиции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широко практиковалось у горцев усыновление. Приемный отец устраивал пиршество, на котором приемный сын должен был прикоснуться к груди приемной матери, а та затем должна была дотронуться до порога дома родного отца своего приемного сына. Такая процедура могла совершаться и при наличии у приемного сына живых родителей. Между семьями устанавливалось родство, считавшееся крепче кровного. Но самое… Читать ещё >

Некоторые примечательные старинные обычаи и традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большое сходство между собой имели обычаи различных народов Кавказа, узаконенные когда-то адатами (можно сказать — «законом гор»). Среди этих обычаев кровная месть, выплата женихом калыма за невесту, беспрекословное подчинение старшим, гостеприимство, куначество (т.е. «нерушимая самоотверженная дружба»), побратимство и др. Важной традицией было аталычество, т. е. отправка горцем своего сына или нескольких сыновей на воспитание к другу-кунаку, часто из другого народа. Адатами были также предписаны экзогамные браки — требование брать себе жену из другого села, а если из своего, то чтобы до седьмого колена у жениха и невесты не было общего предка. Это соблюдалось повсеместно, кроме некоторых районов Дагестана. Левират, т. е. запрет вдове повторно выходить замуж не за близкого родственника своего мужа, — тоже некогда закрепленная адатами традиция.

  • — У многих горских народов Кавказа была распространена такая традиция как жесткое разделение мужской работы и женской. Мужчине, выполнявшему какую-либо женскую работу, говорили: «Надень платок». Поэтому даже в советские годы военнослужащих-выходцев с Северного Кавказа, практически невозможно было заставить дежурить по кухне, так как это «женское занятие» .
  • — к близкому человеку обычно старались не обращаться по имени. Это могло, по мнению горцев, сделать человека уязвимым со стороны сил зла (злых духов и пр.). Старались использовать какую-нибудь кличку или прозвище. Не называли друг друга по имени муж и жена, родители и дети.
  • — у многих горцев Кавказа муж и жена старались вообще не видеться днем. Считалось, что это помогает сохранить любовь на долгие годы.
  • — у большинства горских народов рождение девочки не считалось праздником, поскольку дочь называли «разрушающая дом». Это было связано с тем, что дочери уходили после замужества в дом мужа и становились частью его рода. А родителям в лучшем случае оставался калым, да и то, если жених их дочь не умыкнул. У осетин в старину очередной родившейся в семье девочке могли дать имя Цаманкыд, что означает «зачем нужна?». Нужно отметить, что в наше время отношение родителей к рождению дочери совершенно иное. Теперь для многих — это большая радость.
  • — самым священным местом в доме считался обычно очаг. Надочажной цепью клялись, и клятва эта была сильнее, чем какая-либо другая. Нарушить ее значило навлечь все беды на весь свой род «до скончания веков» .
  • — мститель не мог убить своего кровника, если тот коснулся до родственницы мстителя в его присутствии или укрылся в женской части дома, а также пока кровник повернулся к мстителю спиной. Нанести удар из-за спины считалось величайшим позором. Позорным считали и спасаться от смерти посредством женщин. Женщина могла остановить сражающихся, выбежав к ним, сорвав с себя платок и распустив волосы. Чем старше и почтенней она была, тем быстрее прекращалась схватка. Однако этим же жестом она могла призвать мужчин сражаться до последней капли крови, в случае, например, защиты аула от врагов. Все зависело от обстоятельств.
  • — Кровная месть имела такое же распространение у горцев Кавказа, как и у горцев Балканского полуострова, корсиканцев и др. Она могла длиться более 60 лет, из поколения в поколение. Часто причиной кровной мести было убийство из-за дележа пахотных земель, которых в горах был дефицит. Порой даже из-за полоски земли шириной в ступню.
  • — среди ряда горских народов Западного и Центрального Кавказа считалось божественной благодатью, если человека убивала молния. Считалось, что молния — это ангел, который ударяет того, кого «отметила своим благословением Вечность» .
  • — у многих горских народов была традиция устраивать у постели больного шумные игры, иногда песнопения и пляски. Считалось, что это отгоняет злых духов.
  • — у горцев Кавказа широко практиковалось похищение невест. Это делалось с согласия невесты или без такового. Умыкание позволяло преодолеть барьер в виде несогласия родителей и, нередко, избежать выплаты калыма женихом. Иногда похищение происходило даже с согласия родителей невесты, если та долго не выходила замуж и по другим причинам.
  • — у многих горских народов молодые люди в присутствии старших не могли говорить и смеяться. Если в помещение входил старший по возрасту человек (все равно — мужчина или женщина), более младшие вставали, даже если сами были более знатного происхождения и высокого положения в обществе.
  • — считалось неприличным проявлять сентиментальность по отношению к своим детям. Часто еще до рождения ребенка определялся его воспитатель-аталык. Когда родители ребенка приезжали к аталыку, то не спрашивали о нем — это тоже считалось неприличным. Только старики могли проявить сентиментальность к детям или внукам в кругу своей семьи. К настоящему времени ситуация коренным образом изменилась.
  • — широко практиковалось у горцев усыновление. Приемный отец устраивал пиршество, на котором приемный сын должен был прикоснуться к груди приемной матери, а та затем должна была дотронуться до порога дома родного отца своего приемного сына. Такая процедура могла совершаться и при наличии у приемного сына живых родителей. Между семьями устанавливалось родство, считавшееся крепче кровного. Но самое интересное, что приемный сын мог быть любого возраста — от младенчества до 40 и более лет.
  • — у многих горских народов во время похорон родственники бичевали себя до крови, царапали лицо, резали мочки ушей, а женщины также издавали душераздирающие вопли.
  • — жители высокогорных районов нередко размещали скот в нижнем ярусе своего жилого дома (если в нем было два этажа и более) или прямо в своем жилом помещении за невысокой перегородкой из плетня. Первый вариант традиции сформировался там, где была очень скученная застройка, как в Дагестане, а второй — там, где не хватало дров для отопления дома. Скот согревал помещение своим теплом, да и приплоду в хозяйском доме было теплее.
  • — знатные черкешенки с 10 лет и до замужества носили, не снимая, тугой кожаный корсет с дощечками, поскольку считалось неприличным, если видна грудь — атрибут материнства. Замуж девушек выдавали в 12−16 лет, а незамужние после 18 лет имели мало надежд на замужество.
  • — черкешенок из княжеских семей родители отдавали на воспитание женам дворян (узденей). Те воспитывали их в строгости, обучали рукоделию. Княжнам позволялось ответить несколько слов незнакомцу, если тот задал вопрос, но только стоя к нему вполоборота и с опущенными глазами. Девушки из простых семей имели больше свободы и, кстати, не носили корсет.
  • — черкесская семья обычно не ела за общим столом, но каждый отправлялся съесть свою порцию в отдельный уголок.
  • — некоторые черкесские племена в XVIII—XIX вв. отмечали Большой пост и «день появления Бога», аналогичный Пасхе. В этот день дарили друг другу подарки, ели яйца, стреляли из лука в яйцо, выставленное в качестве мишени. Только в этот день женщины могли молиться вместе с мужчинами. Еще черкесы почитали богиню Мериссу (Мереим), которую называли матерью Бога и считали покровительницей пчел.
  • — молодые черкесские князья «обучались жизни», совершая набеги на усадьбы простолюдинов. А те не имели права ничего предпринять против, но могли только просить вернуть им отнятое. Однако если это были крестьяне какого-то другого князя, последний мог устроить погоню за «налетчиками» и даже убить их.
  • — еще в XVII в. черкесы не отпускали бороду, если им не было 60 лет.
  • — у карачаевцев невеста во время собственной свадьбы сидела в углу или отдельной комнате под покрывалом. Гости могли посмотреть на невесту, заплатив за это сколько-нибудь дежурившей при ней родственнице.
  • — у карачаевцев считалось большим грехом зарезать и употребить в пищу своего коня или лошадь. Но обычно старых животных выпускали в лес, а через несколько лет можно было без угрызений совести охотиться на них. Конину карачаевцы употребляли с удовольствием.
  • — в каждом карачаево-балкарском доме обязательно была кладовая, где хранились запасы продуктов. Ключ от нее был только у старшей женщины дома — хозяйки. И только она могла туда входить.
  • — перед тем как отправиться на охоту или в путь, карачаевцы частенько прибегали к гаданию на камешках или бобах. Причем они очень верили результатам гадания.
  • — если у карачаевских князей и дворян не было детей от законного брака, но были дети от наложниц, их называли «тхума». Таких детей отдавали на воспитание какому-нибудь бедняку, а после смерти настоящего отца они становились его полноправными наследниками.
  • — у балкарцев мать не отнимала новорожденного от груди первую неделю ни днем ни ночью. По истечении семи дней устраивали праздник «баши салган» и клали ребенка в люльку.
  • — чтобы защитить усадьбу от «дурного глаза» балкарцы выставляли на кольях заборов конские черепа.
  • — чтобы заставить жениха откупиться, балкарская молодежь иногда забрасывала через дымоход в комнату молодоженов кошку и собаку, посаженных в один мешок. Животные производили «адский гвалт» .
  • — у балкарцев на свадьбе дружку жениха подносили чашу с пивом вместимостью с ведро, да еще смазанную маслом. Нужно было выпить, не пролив.
  • — осетинки мыли голову молочной сывороткой, чтобы волосы блестели и были мягкими.
  • — осетинские мужчины в отличие от большинства других горцев во время трапезы никогда не сидели на земле, а садились на низкие деревянные скамеечки или в кресла.
  • — у осетин одной из лучших жертв святым покровителям (Георгию, Николаю, Михаилу и др.) считалась соленая рыба, поскольку она являлась излюбленным лакомством и очень дорогим деликатесом. А соль горцы покупали раньше буквально на вес серебра.
  • — у осетин на мельницах работали только женщины и девушки. А мужчина мог войти на мельницу, только если нужно было что-то починить.
  • — осетины часто клялись собаками, кошками или мертвыми родственниками. Если кого-то обокрали, и этот человек хотел разоблачить вора, то проходил вокруг села с собакой, громко восклицая: «Я сейчас убью эту собаку». Обычно вор сознавался, не дожидаясь пока это произойдет, так как считалось, что если собака будет убита — последует страшное несчастье.
  • — чтобы увидеть «вещие сны», осетины уходили на склоны гор, где были заросли кустарника азалии. Там они засыпали, вдыхая его аромат, а сны, которые увидели, считали пророческими. Старики и старухи, называемые «куримех-сох» в день святого Сильвестра впадали в экстаз и общались с душами умерших.
  • — в новолуние осетины крестили месяц и звезды ножами и кинжалами, а также крестными знамениями очерчивали круг вокруг себя.
  • — у дигорцев женщины употребляли табак чаще мужчин, но не курили его, а нюхали.
  • — у ингушей был достаточно редкий обычай. Мужчина, у которого умерла незамужняя дочь, мог обратиться к другому мужчине, у которого погиб неженатый сын, с предложением «сосватать» покойницу покойному. Причем отцу «жениха» нужно было выплатить калым отцу «невесты». Предложение обычно принималось, даже если калым составлял 20−30 коров.
  • — если у ингуша был в доме гость, то хозяин сам прислуживал ему за обедом и ел только то, что даст гость. Если подавали голову с грудинкой, то юноше доставались обычно уши, чтобы напомнить ему о послушании.
  • — у чеченцев зрители приветствовали хорошего танцора на празднике выстрелами в воздух и под ноги танцору. Вообще о мужчинах-чеченцах в старину писали, что это народ всегда неунывающий и жизнерадостный, «даже когда у них ничего нет» .
  • — ногайцы-мансуровцы, перемещая свое кочевье, иногда помещали свои юрты целиком, не разбирая, на арбу.
  • — у кубанских казаков грыжу лечили «загрызая» болезнь, т. е. покусывая зубами больное место. Если ребенок плохо спал, его носили под куриный насест и, держа его на руках, трижды читали «Отче наш». От лихорадки два дня носили на шее «наговоренное» куриное яйцо, которое выбрасывалось затем на перекрестке дорог.
  • — у кубанских казаков детям до годовалого возраста не давали есть рыбу. Считалось, что от этого ребенок долго не будет разговаривать.
  • — у кубанских казаков считалось, что змея во время сна может заползти человеку в рот. Если такое случилось, нужно было положить у лица пострадавшего зеркало и несколько ягод земляники — тогда змея увидит ягоды и выползет.
  • — терские казачки из станицы Червленой, если верить А. Дюма, провожая своих мужчин в поход, становились на стремя, обхватив всадника за шею, угощали его вином из бутылки, которую держали другой рукой. И так скакали 3−4 версты.
  • — у терских казаков-старообрядцев невеста нередко могла быть старше жениха.
  • — у кумыков кровник, заплативший за пролитую кровь родственникам убитого, устраивал для них пир. При приближении кого-либо из родственников убитого он должен был падать ниц, сняв головной убор, пока ему не скажут: «Встань! Мы простили тебя». Затем он пил с ними из общей чаши. А в завершении еще дарил коня ближайшему родственнику убитого и оружие другим.
  • — у дербентских азербайджанцев, если верить А.А. Бестужеву-Марлинскому, была традиция: в случае долгой засухи, «чистого душой и телом» юношу отправляли с кувшином на покрытую вечными снегами гору Шах-Даг. Юноша должен был набрать в кувшин снега и, ни разу не поставив кувшин на землю, принести его в город. Затем вода (растаявший снег Шах-Дага) выливалась в Каспийское море. Считалось, что это вызовет дождь.
  • — у горских евреев распространенной традицией был брак двоюродного брата с двоюродной сестрой.
  • — под влиянием соседних народов горские евреи восприняли многоженство (обычно две-три жены), а также калым. Заимствовали национальную одежду у горцев. Свойственна им была и воспринятая у полуязыческих народов вера в различных духов: Нум-Негир, Ождегое-Мар, Сер-Ови, Шегаду и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой