ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. 
ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ младшСго школьного возраста

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ письма, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΡ‚ройства чтСния, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ слСдствиСм комплСкса ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, связанных ΠΊΠ°ΠΊ с Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ внСшниС (экзогСнныС) ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ (эндогСнныС) Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ трудностСй обучСния ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ. К ΡΠΊΠ·ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ отнСсти экологичСскиС условия… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ младшСго школьного возраста (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников особоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ (устная ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Π°Ρ). И Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников удСляСтся ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологопСдагогичСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ…. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ° ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹.

ДислСксия. Расстройство чтСния (дислСксия) являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников. По Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… исслСдований Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π° возрастной Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Российской Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ образования, «ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚рудностями обучСния Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ составляСт ΠΎΡ‚ 40 Π΄ΠΎ 60% ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ стСпСни нСсформированности ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… характСристик элСмСнтарной Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ чтСния»[1].

«Π”ислСксия — частичноС расстройство процСсса овладСния Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΠ°Ρ… стойкого Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, обусловлСнноС Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ овладСния Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈ сохранном слухС, Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π΅ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ»[2]. Π’ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ трудностСй СщСсформированного Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ являСтся использованиС Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π° «Ρ‚рудности обучСния Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ».

ΠŸΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ дислСксии ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½Ρ‹. Наряду с Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ трудностСй обучСния Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ рСгуляторных структур ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, нСдостаточная ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎ-Π±ΡƒΠΊΠ²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°, слухорСчСвой памяти, Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пространствСнного восприятия, ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎ-ΠΌΡ‹ΡˆΠ΅Ρ‡Π½ΠΎΠΉ рСгуляции ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ контроля Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° с Ρ‚рудностями ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ.

НСйрофизиологичСскиС исслСдования ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎ 30% учащихся Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классов ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ возрасту Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… структур. Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚рудностями Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 60% ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ проявлСниями Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ достаточно Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ трудности чтСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ связаны Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ с Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ сформированности психофизиологичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Ρ‹ внСшними (срСдовыми) Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ, Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ школьникам эффСктивно ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ чтСния.

М. М. Π‘Π΅Π·Ρ€ΡƒΠΊΠΈΡ… Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ «ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ риска», приводящиС ΠΊ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ формирования Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° чтСния:

  • 1) нСсоотвСтствиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ обучСния возрастным ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ возмоТностям Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, форсированиС скорости чтСния Π½Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… этапах обучСния;
  • 2) нСдостаточный ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ сформированности ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… процСсс чтСния;
  • 3) стрСссовая Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° пСдагогичСских воздСйствий (ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ, нСгативная ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°);
  • 4) интСнсификация процСсса обучСния (сокращСниС ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… часов Π½Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π΅);
  • 5) отсутствиС Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмы измСнСния Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ чтСния — ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Ρ‡Ρ‚Сния вслух ΠΊ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ «ΠΏΡ€ΠΎ сСбя»[3].

Для выдСлСния дислСксии Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° сущСствуСт ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π½ΡŒ диагностичСских ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² (А. Н. ΠšΠΎΡ€Π½Π΅Π², М. М. Π‘Π΅Π·Ρ€ΡƒΠΊΠΈΡ…, М. Π«. РусСцкая). К ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ симптомам дислСксии относят Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ скорости чтСния, способ чтСния, Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ трСбованиям, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ чтСния, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ смысловой стороны чтСния.

ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ скорости чтСния диагностируСтся ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΡƒ чтСния, Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌ. О Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… формирования способа чтСния судят ΠΏΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… способов ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΊΠ²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅, ΠΏΠΎΠ·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΎΡ‚рывистоС послоговоС Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π΄Π²ΡƒΡ… Π»Π΅Ρ‚. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ чтСния проявляСтся Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΌ количСствС Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ошибок (вставка Π΄ΠΎΠ±Π°Π²ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ², пропуск Π±ΡƒΠΊΠ², Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ слова Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ, ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π΄ΠΎΠ±Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, пропуск слогов). О Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ смысловой стороны чтСния ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… слов тСкста, словосочСтаний, искаТСниС фактичСских Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, Π½Π΅ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ тСкста.

Π£ΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ овладСния Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠΌ чтСния Π² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ школьном возрастС опрСдСляСт Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ дальнСйшСС ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Расстройство чтСния Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, сочСтаСтся с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ письма (дисграфиСй) ΠΈ ΡΡ‚ановится Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ частой ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, сниТСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ трудностСй Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ.

ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ письма ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° грамотности. Дисграфия — это частичноС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ процСсса письма, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉΠΊΠΈΡ…, ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΠ°Ρ…, обусловлСнных нСсформированностыо Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ письма ΠΏΡ€ΠΈ сохранном слухС, Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π΅, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ рСгулярном пСдагогичСском процСссС Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π’ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ формирования Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° письма (1—3 классы) Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ошибок Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎ использованиС Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π° «Ρ‚рудности обучСния ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ».

ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ письма, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΡ‚ройства чтСния, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ слСдствиСм комплСкса ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, связанных ΠΊΠ°ΠΊ с Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ внСшниС (экзогСнныС) ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ (эндогСнныС) Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ трудностСй обучСния ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ. К ΡΠΊΠ·ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ отнСсти экологичСскиС условия, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ влияниС Π½Π° Ρ€ΠΎΡΡ‚ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°; Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ; ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ условия (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, двуязычиС, Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…, Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅, Π΄ΠΎ 5 Π»Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°); ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ риска. К ΡΠ½Π΄ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ относятся нСблагоприятноС Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ бСрСмСнности ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ соматичСскиС заболСвания Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, возрастная Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ (внимания, восприятия, памяти, Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ Π΄Ρ€.).

НСйропсихологичСскиС исслСдования Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ письма Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄ руководством Π’. Π’. Ахутиной[4], Π›. Π‘. Π¦Π²Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ[5], А. Π’. Π‘Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡[6] ΠΈ Π΄Ρ€., ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ дисграфия Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ любого ΠΈΠ· ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ систСму письма: ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ слуховой, кинСстСтичСской, Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пространствСнной ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ; сСрийной ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, программирования ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚роля Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, дисграфия Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π° ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚аСтся с Ρ€Π°ΡΡΡ‚ройствами устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ.

Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅

ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ° дисграфии дСлаСтся Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π². ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ — ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° спСцифичСских ошибок. Π’. Π’. Ахутина выдСляСт ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ошибок: рСгуляторныС ошибки (пСрсСвСрации, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… элСмСнтов тСкста), Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ согласных ΠΏΠΎ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΎΡΡ‚ΠΈ звучания (Π³Π»ΡƒΡ…ΠΈΠ΅/ Π·Π²ΠΎΠ½ΠΊΠΈΠ΅, Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄Ρ‹Π΅/мягкиС), Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ согласных ΠΏΠΎ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ гласных, пропуски гласных ΠΈ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠ½Ρ‹Ρ…, Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пространствСнныС ошибки (Π½Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ графичСского ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° Π±ΡƒΠΊΠ², Π·Π΅Ρ€ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ), ошибки слитного/Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ написания слов ΠΈ Π΄Ρ€.[7] Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ — Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ спСцифичСских ошибок (Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… ошибок Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅). Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ — ΡΡ‚ΠΎΠΉΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ ошибок (ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ практичСски Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ).

М. М. Π‘Π΅Π·Ρ€ΡƒΠΊΠΈΡ… Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ Ρ‚Ρ€ΠΈ основных условия, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ трудностСй обучСния ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ ΠΈ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ обучСния[8]:

  • 1) выстраиваниС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ психофизиологичСских ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ формирования Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° (процСсс обучСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ осознанным ΠΈ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ мСханичСского копирования);
  • 2) выстраиваниС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ стСпСни сформированноС™ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС возрастного развития (ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ являСтся ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ возраста Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° обучСния ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… возрастным ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ особСнностям Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ);
  • 3) выстраиваниС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½Π΅ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ (нСсформированная) Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ° письма Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ·ΠΈΠ»Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ умСния письмСнно Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ свои мысли.

«Π”ислСксия ΠΈ Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ия — это большой синдром, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ повСдСнчСскиС Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, нСпосрСдствСнно Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ»[9]. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ чтСния ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ° ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями формирования ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„илактичСских мСроприятий, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ риска ΠΈ ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… нСдостатков, зависит ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ психологичСских, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСских особСнностСй развития. ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ выявлСниС ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, грамотная ΠΈΡ… Π΄ΠΈΡ„фСрСнциация ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½Π°Ρ коррСкция Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ лишь Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… комплСксного взаимодСйствия Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… спСциалистов: Π²Ρ€Π°Ρ‡Π΅ΠΉ, Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ², ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ².

  • [1] Π‘Π΅Π·Ρ€ΡƒΠΊΠΈΡ… М. М. Врудности обучСния Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС: ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, диагностика, комплСксная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ. М.: Эксмо, 2009. Π‘. 287.
  • [2] Π›Π°Π»Π°Π΅Π²Π° Π . И. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ чтСния ΠΈ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников. БПб.:Боюз, 1998. Π‘. 21.
  • [3] Π‘Π΅Π·Ρ€ΡƒΠΊΠΈΡ… М. М. Врудности обучСния Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС: ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, диагностика, комплСксная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ. М.: Эксмо, 2009.
  • [4] НСйропсихологичСская диагностика, обслСдованиС письма ΠΈ Ρ‡Ρ‚Сния ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. Π’. Π’. Ахутиной, О. Π‘. Иншаковой. М.: Π‘Ρ„Π΅Ρ€Π°, Π’. Π‘Π΅ΠΊΠ°Ρ‡Π΅Π², 2008; НСйропсихологичСская диагностика, обслСдованиС письма ΠΈ Ρ‡Ρ‚Сния ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников. ΠŸΡ€ΠΈΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ: ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ»Ρ‹ обслСдования / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. Π’. Π’. Ахутиной, О. Π‘. Иншаковой. М.: Π‘Ρ„Π΅Ρ€Π°, Π’. Π‘Π΅ΠΊΠ°Ρ‡Π΅Π², 2008.
  • [5] Π¦Π²Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Π° Π›. Π‘. ВосстановлСниС Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ (послС пораТСния Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°). М.: АкадСмичСский ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚, 2004.
  • [6] Π‘Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ А. Π’. НСйропсихологичСская диагностика ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡ Π² Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС.М.: АкадСмия, 2002.
  • [7] Π›Ρ…ΡƒΡ‚ΠΈΠ½Π° Π’. Π’., ΠŸΡ‹Π»Π°Π΅Π²Π° Н. М. ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ трудностСй учСния: нСйропсихологичСскийподход: ΡƒΡ‡Π΅Π±, пособиС. БПб.: ΠŸΠΈΡ‚Π΅Ρ€, 2008.
  • [8] Π‘Π΅Π·Ρ€ΡƒΠΊΠΈΡ… М. М. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ. Π•ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ½Π±ΡƒΡ€Π³: Π Π°ΠΌΠ° Паблишинг, 2009. Π‘. 297.
  • [9] ΠšΠΎΡ€Π½Π΅Π² Π›. Н. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ чтСния ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ° Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ: диагностика, коррСкция, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅. БПб.: МиМ, 1997.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ