Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Криминалистическое исследование следов транспортных средств (транспортная трасология)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Естественно, чаще всего исследуются локальные следы, но возможно также использование и периферических следов. Например, обнаружение сухого участка асфальта на месте отсутствующего автомобиля, в то время как окружающая поверхность асфальта влажная от дождя, позволяет по его форме и размерам хотя бы приблизительно установить марку автомобиля. Следы транспортных средств (кроме мельчайших частиц… Читать ещё >

Криминалистическое исследование следов транспортных средств (транспортная трасология) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Транспортная трасология в настоящее время изучает только следы наземных безрельсовых транспортных средств, т. е. колесного, гусеничного и гужевого транспорта. Среди них преимущественное значение имеет исследование следов автотранспорта.

Колеса, а также другие части и детали автомобиля обладают разнообразными комплексами признаков, позволяющими не только идентифицировать следообразующий объект, но и восстановить обстоятельства события.

Кроме следов-отображений, оставляемых колесами на грунте или асфальте, а также деталями автомобиля на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего или предметах, окружающих проезжую часть дороги (столбах, стенах, заборах), на местах дорожно-транспортных происшествий остаются следы-предметы и следы-вещества. К следам-предметам относятся, например, осколки разбитого фарного стекла, отвалившиеся детали автомобиля, а к следамвеществам — следы вытекающих из агрегатов автомобиля жидкостей (ГСМ, охладители, тормозная жидкость), а также микроскопические осколки стекла и чешуйки краски.

Следы-отображения могут быть объемными (деформации — следы колес на грунте и деталей на других транспортных средствах, формования — колес в сыпучих веществах) и поверхностными (в основном наслоения при движении испачканных колес по асфальту, но могут быть и отслоения при скольжении бампера по крылу другого автомобиля, когда отслаивается лакокрасочное покрытие).

По механизму образования следы качения являются статическими. Динамические следы колес, когда колеса идут «юзом» по поверхности дороги, для идентификации непригодны, однако позволяют установить скорость автомобиля к моменту начала торможения.

Естественно, чаще всего исследуются локальные следы, но возможно также использование и периферических следов. Например, обнаружение сухого участка асфальта на месте отсутствующего автомобиля, в то время как окружающая поверхность асфальта влажная от дождя, позволяет по его форме и размерам хотя бы приблизительно установить марку автомобиля.

Характеристики следов автомобиля, используемые в транспортной трасологии, заимствованы из автотехники. Колея — это расстояние между одноименными точками беговых дорожек одинарных колес или между средними линиями спаренных колес. При движении по прямой следы задних колес частично или полностью перекрывают следы передних. Поэтому ширина колеи передних колес может быть измерена по следам на повороте. База автомобиля — расстояние между передней и задней осями двухосного автомобиля. У трехосных автомобилей различается общая база, т. е. расстояние между передней и задней геометрической осью, проходящей через середину базы тележки, и база тележки — расстояние между средней и задней осями. Беговая дорожка — это часть покрышки, контактирующая с дорогой и имеющая рисунок для лучшего сцепления с ней.

Следы транспортных средств (кроме мельчайших частиц стекла и чешуек краски, отделившихся в момент дорожнотранспортного происшествия) являются видимыми следами. Их обнаружение производится визуально, а фиксация и изъятие — по приведенной выше схеме.

Обнаружение следов на месте происшествия дает возможность получить предварительную информацию для выдвижения версий и планирования расследования. В частности, устанавливаются: марка (модель) автотранспортного средства; модель установленных (хотя бы на задних колесах) шин; степень износа и особенности шин; наличие повреждений (например, разбитая фара), посторонних следов (наслоения крови, мозгового вещества, волос, лоскутов одежды) на автомобиле. Кроме того, по следам можно установить обстоятельства происшествия — направление и скорость движения автомобиля, места наезда на пешехода, столкновения с другим транспортным средством, начала торможения, остановки.

В ряде случаев эти вопросы ставятся на разрешение диагностической, нередко комплексной (трасологической и судебно-автотехнической) экспертизы.

Обнаружение подозреваемого и изъятие у него автомобиля позволяет назначить идентификационную экспертизу. В качестве образцов для сравнительного исследования чаще всего предоставляются колеса автомобиля. Однако в некоторых случаях (например, по большегрузным автомобилям) приходится получать экспериментальные отображения колес, которые и направляются эксперту.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой