Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разрешение споров в рамках Всемирной торговой организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На заседании ОРС, проводимом в течение 30 дней с даты принятия доклада третейской группы или Апелляционного органа, заинтересованный член информирует ОРС о своих намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений ОРС. Государство-правонарушитель в соответствии с принятыми рекомендациями либо устраняет нарушение «в разумные сроки», либо предлагает возмещение (компенсацию) в форме какой-либо… Читать ещё >

Разрешение споров в рамках Всемирной торговой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время одной из основных функций ВТО является урегулирование споров. В качестве неотъемлемой части Соглашения об учреждении ВТО рассматривается Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, которая содержится в Приложении 2 к Соглашению. Договоренность основана на положениях ст. XXII и XXIII ГАТТ-94 и конкретизирует их. Статья XXII регламентирует этап консультаций в целом в отношении любого вопроса, касающегося действия соглашения. Статья XXIII регулирует этап консультаций и процедуры урегулирования споров, когда один участник ВТО считает, что другая сторона не выполняет условия соглашения.

Договоренность предусматривает следующие процедуры разрешения споров в рамках ВТО: а) консультации; б) общие примирительные процедуры (добрые услуги, примирение и посредничество); в) специальные примирительные процедуры (третейские группы и апелляционный орган); г) арбитраж.

Иными словами, в зависимости от предмета спора возможно применение как дипломатических способов разрешения споров (консультации, добрые услуги), так и юридических средств (арбитраж). Также стороны могут использовать средства, характерные только для ВТО, такие как специальные примирительные процедуры в виде третейских групп и апелляционного органа.

В системе ВТО сохранился международно-правовой принцип свободы выбора сторонами средств разрешения спора. В то же время специальным группам экспертов (третейским группам) как средству разрешения споров в ВТО уделено особое внимание. Третейские группы, по сути, превращены в центральное звено механизма разрешения спора. При этом четко прослеживается тенденция к регламентации процедур их работы, к накоплению процессуальных правил.

Иерархии средств разрешения споров в Договоренности не установлено. Однако консультации и специальные примирительные процедуры рассматриваются в качестве базовых процедур, которые применяются последовательно. Общие же примирительные процедуры могут быть использованы дополнительно на любом этапе разрешения спора. Используются международно-правовые нормы общего характера (Конвенция о мирном решении международных столкновений (5 октября 1907 г.), Общий акт о мирном разрешении международных споров (26 сентября 1928 г.)).

Согласно п. 1 ст. 5 Договоренности добрые услуги, согласительная процедура и посредничество являются процедурами, которые применяются добровольно, если стороны спора договорятся об этом.

Процедуры разрешения споров в ВТО дифференцированы. Эго означает, что к отдельным видам споров применяются различные правовые режимы. Всего их три:

  • 1) к большинству споров применяется основной текст Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров. Исключение составляют договоры, перечисленные в приложении 4 к Соглашению об учреждении ВТО — Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках[1];
  • 2) применительно к спорам, проистекающим из «соглашений с ограниченным кругом участников», стороны сами устанавливают условия применения указанной Договоренности, вырабатывая любые дополнительные или специальные правила;
  • 3) применительно к спорам, проистекающим из третьей группы «особо оговоренных» соглашений[2] «пакета ВТО» (приложение 2 к Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров), применяются специальные или дополнительные правила.

В целом, сторонами споров, разрешаемых в рамках ВТО, могут быть только члены ВТО. Даже несмотря на то что некоторые документы ВТО создают обязательства не только для государств-членов, но и для физических и юридических лиц, споры с участием двух последних категорий субъектов отношений должны рассматриваться в соответствующих национальных судах, так как возможности их обращения в структуры ВТО не предусмотрено.

Относительно применимого права в процессе разрешения споров в рамках процедур ВТО можно указать, что согласно п. 2 ст. 3 Договоренности члены признают, что система урегулирования споров имеет целью охранять права и обязательства членов по охваченным соглашениям и вносить ясность в отношении действующих положений этих соглашений в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права. Следовательно, в процессе разрешения споров могут применяться Соглашение об учреждении ВТО и приложенные к нему международные договоры, а также международно-правовые обычаи, сложившиеся вследствие толкования указанных международных договоров.

Органы ВТО по разрешению споров. Право ВТО предусматривает определенные требования и полномочия органов, задействованных в процедуре урегулирования споров.

Согласно и. 3 ст. 4 Соглашения об учреждении ВТО Генеральный совет в соответствующих случаях созывается для выполнения функций Органа по разрешению споров (далее — ОРС), предусмотренного Договоренностью о разрешении споров.

Пункт 1 ст. 2 Договоренности предусматривает, что ОРС имеет полномочия создавать третейские группы, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа, контролировать выполнение решений и рекомендаций и разрешать приостановление уступок и других обязательств, которые вытекают из охваченных соглашений; в отношении споров, возникающих в рамках охваченного соглашения, которое является торговым соглашением с ограниченным кругом участников, термин «член», как он используется в настоящей Договоренности, относится лишь к тем членам, которые являются сторонами соответствующего торгового соглашения с ограниченным кругом участников.

Таким образом, ОРС состоит из всех членов ВТО и обязан администрировать правила и процедуры Договоренности о разрешении споров и наблюдать за действием системы разрешения споров ВТО. Он информирует соответствующие Советы и Комитеты ВТО о ходе своей работы.

В соответствии с и. 2 сг. 2 Договоренности ОРС проводит свои заседания по мере того, как это необходимо для выполнения своих функций в пределах тех сроков, которые предусмотрены Договоренностью.

Название ОРС не совсем точно. Он не занимается непосредственно разрешением споров, а только организует и контролирует этот процесс. При применении специальной примирительной процедуры Орган наделяет рекомендации третейских групп или апелляционного органа обязательной юридической силой.

Третейские группы формируются из высококвалифицированных специалистов правительственных и неправительственных организаций, которые участвуют в работе групп в личном качестве, т. е. не могут представлять правительственные или какие-либо другие организации. При рассмотрении споров граждане стран — участников спора не входят в третейскую группу, за исключением случаев, когда стороны спора не договорились иначе. После учреждения группы необходимо выбрать трех человек в качестве ее участников. Секретариат ВТО ведет реестр экспертов и предлагает лиц из этого реестра в состав третейских групп. Эксперты не обязательно должны быть юристами.

Секретариат ВТО предлагает спорящим сторонам кандидатуры возможных участников группы. Договоренность разрешает сторонам отклонить предложение Секретариата только согласно «неопровержимым доводам», но на практике стороны располагают достаточной свободой действий в отношении возражений, поскольку их согласие, но составу группы необходимо, если только запрос о назначении группы не направляется Генеральному директору ВТО. Процесс назначения группы нередко оказывается долгим.

Если стороны не соглашаются с кандидатурами участников группы в течение 20 дней с момента учреждения группы, любая из спорящих сторон может обратиться с запросом о назначении группы к Генеральному директору ВТО, который должен назначить ее в течение 10 дней с момента направления запроса. С течением времени назначение группы Генеральным директором стало более распространенным явлением.

Группы формируются из «высококвалифицированных правительственных и (или) неправительственных лиц, включая лиц, имеющих опыт рассмотрения или обращения по поводу споров к группе, выступления в качестве представителей Участника или стороны договора согласно ГАТТ или в качестве представителей Совета или Комитета любого соглашения или предшествующего договора, или в Секретариате, прошедших обучение или публиковавших работы по законодательству или политике международной торговли, или имеющих опыт высших официальных лиц по международной торговле у Участника» (ст. 8.1 Договоренности). В случае спора с участием развивающихся стран один из участников группы может быть гражданином развивающейся страны (если требуется).

Компетенция группы определяется характером искового требования, если стороны не договариваются об особой компетенции. Стандартная компетенция предусматривает, что группа, в свете соответствующих соглашений ВТО, изучает суть вопроса истца в адрес ОРС и проводит исследование, помогающее ОРС дать рекомендации или правила, предусмотренные в таких соглашениях. ОРС предусматривает, что группа предварительно проводит объективную оценку сути вопроса, включая объективную оценку фактов дела, их применимость и соответствие соглашениям системы ВТО. «Вопрос», адресованный группе, содержится в запросе стороны-истца о создании группы. Договоренность требует письменного оформления такого запроса, определения специальных мер по предмету спора и краткого изложения юридического обоснования жалобы.

Через некоторое время после своего формирования группа проводит организационную встречу для определения рабочих процедур и расписания. Стандартное расписание для групп предусматривает две встречи членов группы и сторон для обсуждения важных вопросов дела. Каждой встрече предшествует подача письменных документов.

Первой подает документы сторона-истец, а спустя две-три недели — сторона-ответчик. Опровергающие документы, поданные после первой встречи, обычно регистрируются одновременно. Группы задают устные и письменные вопросы, на которые ожидается получить ответы от сторон. Группа также может как проконсультироваться с отдельными экспертами, так и сформировать экспертную группу для консультаций по техническим и научным вопросам.

По окончании этапа сбора фактов и аргументов группа предоставляет черновик «описательной части» своего решения, в которой суммируются аргументы сторон и которые могут быть сторонами прокомментированы. После приема примечаний группа составляет «промежуточное решение», в котором содержится измененная описательная часть, а также выводы и рекомендации группы. Промежуточное решение становится окончательным, если одна из сторон не требует от группы пересмотра «точных аспектов» решения.

Постоянный Апелляционный орган учреждается ОРС. Он состоит из семи членов, из которых трое занимаются рассмотрением какого-либо конкретного дела. Лица, входящие в Апелляционный орган, участвуют в разбирательстве в порядке ротации. Апелляционный орган состоит из признанных специалистов, которые доказали свою компетентность в области права, международной торговли и в общих вопросах, входящих в сферу соглашений ВТО. Они не должны являться правительственными служащими. Состав Апелляционного органа должен широко отражать членский состав ВТО.

Апелляционный орган разбирает жалобы, касающиеся дел, представленных на рассмотрение третейских групп. Разбирательство в Апелляционном органе является конфиденциальным. Доклады Апелляционного органа составляются без участия сторон спора исходя из представленной информации и сделанных заявлений. Орган по апелляции не выносит решений, а представляет доклады в ОРС с целью их утверждения.

Если третейская группа или Апелляционный орган приходят к выводу, что какая-либо мера национального уровня регулирования не соответствует определенным статьям соглашений ВТО, они рекомендуют странамнарушителям привести эту меру в соответствие с данным соглашением.

В дополнение к своим рекомендациям третейская группа или Апелляционный орган могут предложить заинтересованной стране способы выполнения рекомендаций.

Согласно п. 2 ст. 1 Договоренности ее правила и процедуры применяются с учетом специальных или дополнительных правил и процедур, относящихся к урегулированию споров и содержащихся в охваченных соглашениях, которые приведены в Приложении 2 к Договоренности. В Приложении 2 к Договоренности перечислены статьи соответствующих Соглашений ВТО, определяющих, среди прочего, степень участия различных специальных органов системы ВТО в механизме разрешения торговых споров между государствами — членами данной международной организации.

Процедура разрешения споров в ВТО. Процесс рассмотрения споров ВТО осуществляется в четыре этапа: а) консультации; б) обсуждение в третейской группе; в) апелляционный процесс; г) контроль выполнения.

А) Согласно ст. XXII и XXIII ГАТТ, предпочтительным является разрешение споров посредством консультаций, т. е. переговоров, которые обычно ведутся по дипломатическим каналам и, как правило, носят двусторонний характер.

Так, согласно п. 5 ст. 4 Договоренности в ходе консультаций, проводимых в соответствии с положениями охваченного соглашения, до принятия дальнейших шагов на основе Договоренности членам следует прилагать усилия для приемлемого урегулирования имеющегося вопроса. Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры — это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий.

Член ВТО, который имеет претензии по выполнению в отношении него соглашений ВТО другими странами, должен, в первую очередь, провести консультации с контрагентами для урегулирования разногласий. Для этого государство направляет противной стороне претензию. Сторона, получившая претензию и запрос о консультации, должна ответить на него в течение 10 дней и не позднее 30 дней с даты получения претензии начать консультации. К переговорам может быть привлечено третье государство (п. 11 ст. 4 Договоренности). В п. 6 ст. 4 Договоренности установлена обязанность сторон соблюдать конфиденциальность проводимых консультаций.

Б) Если сторона не отвечает на запрос или не начинает консультации в течение установленных сроков, член ВТО, который попросил о проведении консультаций, может немедленно потребовать у ОРС учреждения третейской группы.

Если консультации нс приводят к разрешению спора, член ВТО, подавший жалобу в течение 60 дней после даты получения ответчиком запроса о консультациях, может подать в письменном виде просьбу о созыве третейской группы. При этом все стороны, принимавшие участие в консультациях, должны считать, что они не завершились урегулированием спора.

Третейская группа образуется ad hoc (для каждого конкретного случая). Она должна быть создана на основе консенсуса (если ОРС не примет противоположного решения). В случае скоропортящихся товаров члены ВТО начинают консультации не позднее 10 дней после даты получения запроса. Если консультации не завершаются урегулированием спора в течение 20 дней после даты получения запроса, сторона — инициатор разбирательства может потребовать учреждения третейской группы. При множестве заявителей жалобы по одному и тому же вопросу, как правило, создается одна специальная группа. При этом права ни одной из конфликтующих сторон не должны быть ущемлены.

Третейская группа в течение одной недели с даты назначения должна определить расписание работы в ходе проводимой организационной встречи. Рекомендации относительно расписания содержатся в Приложении 3 к Договоренности. Основные этапы следующие: получение первых письменных заявлений сторон; определение даты, времени и места первого основного заседания с участием третьих сторон; назначение даты, времени и места второго основного заседания; передача сторонам описательной части доклада; получение замечаний сторон по описательной части доклада; передача сторонам предварительного доклада, включая выводы и заключения; период пересмотра третейской группой; передача сторонами спора окончательного доклада; рассылка окончательного доклада членам. Указанное рекомендуемое расписание может изменяться в случае непредвиденных обстоятельств. При необходимости, созываются дополнительные заседания с участием сторон.

Третейские группы рассматривают дело в двух аспектах — с точки зрения факта (изучение обстоятельств) и с точки зрения права (соответствие фактов праву ВТО). В этом смысле задачу специальных групп можно сравнить с задачей национального суда, обязанного установить факты и найти применимое право. Решение третейской группы оформляется в виде доклада. В докладе может быть рекомендовано привести свое поведение в той или иной области в соответствие со взятыми в рамках ВТО обязательствами. Также группа может указать в докладе пути исправления сложившейся конфликтной ситуации.

Государство — нарушитель права ВТО в соответствии с вынесенными рекомендациями либо устраняет нарушение «в разумные сроки», либо предлагает возмещение (компенсацию) в форме какой-либо эквивалентной уступки, либо претерпевает «наказание» — контрмеры.

В свою очередь, «пострадавшая» сторона вправе ставить вопрос о «взаимоприемлемых» компенсационных мерах либо прибегнуть (при отсутствии результата) в качестве контрмеры к приостановке эквивалентных торговых уступок, получив предварительно надлежащее разрешение в ОРС. В целом получается, что период нарушения права ВТО может длиться неопределенно долго — до тех пор, пока государство-правонарушитель готово терпеть санкции.

Согласно п. 4 ст. 16 Договоренности в течение 60 дней с даты распространения доклада третейской группы среди членов доклад принимается на заседании ОРС, если какая-либо из сторон спора официально не уведомит ОРС о своем решении подать апелляцию, или если ОРС нс решит, на основе консенсуса, не принимать доклад. Если сторона уведомила о своем решении подать апелляцию, доклад третейской группы не рассматривается ОРС с целью принятия до завершения процедуры апелляции.

В) В течение 60 дней, начиная с даты распространения доклада, на заседании ОРС утверждается апелляционный процесс. С даты утверждения ОРС доклад становится обязательным. Исключение составляют случаи, когда один из участников спора уведомляет ОРС о своем решении подать апелляцию или когда ОРС единогласно принимает решение не утверждать доклад. Если сторона уведомит о своем решении подать апелляцию, доклад не рассматривается ОРС до завершения процедуры апелляции. Если стороны согласны с решением третейской группы, ОРС принимает доклад.

Любые апелляции рассматриваются Апелляционным органом — постоянным трибуналом, учрежденным в рамках Уругвайского раунда. Доклады Апелляционного органа составляются без участия сторон спора, исходя из представленной информации и сделанных заявлений. В докладе дается правовая оценка решений и рекомендаций на предмет их правомерности и соответствия нормам, правилам и процедурам ВТО. Если в процессе рассмотрения дела Апелляционный орган приходит к выводу, что какиелибо меры не соответствуют охваченному соглашению, он рекомендует соответствующему государству привести эти меры в соответствие с данным соглашением. В дополнение к своим рекомендациям Апелляционный орган может предложить и конкретные способы выполнения рекомендаций. Апелляционный орган может подтвердить, изменить или отменить выводы и заключения специальной группы.

Доклад Апелляционного органа принимается Органом по разрешению споров и признается сторонами спора, если только в течение 30 дней после его распространения ОРС на основе консенсуса не отклонит доклад Апелляционного органа.

Г) Контроль выполнения. На заседании ОРС, проводимом в течение 30 дней после даты принятия доклада третейской группы или Апелляционного органа, заинтересованный член ВТО информирует о своих намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений ОРС.

На заседании ОРС, проводимом в течение 30 дней с даты принятия доклада третейской группы или Апелляционного органа, заинтересованный член информирует ОРС о своих намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений ОРС. Государство-правонарушитель в соответствии с принятыми рекомендациями либо устраняет нарушение «в разумные сроки», либо предлагает возмещение (компенсацию) в форме какой-либо эквивалентной уступки/льготы, либо несет «наказание» — контрмеры. В свою очередь, пострадавшая страна вправе ставить вопрос о взаимоприемлемых компенсационных мерах либо прибегнуть (при отсутствии результата) в качестве контрмеры к приостановке эквивалентных торговых уступок или других обязательств, получив предварительно надлежащее разрешение Генерального совета.

  • [1] Так называемые «соглашения с ограниченным кругом участников».
  • [2] К ним относятся: Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение по текстильным изделиям и одежде, Соглашение по техническим барьерамв торговле, Соглашение по применению статьи 6 ГАТТ, Генеральное соглашение по торговлеуслугами и некоторые другие.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой