Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституция Турции 1982 г

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Турции традиционно существует отдельная система органов административной юстиции. На местах это административные советы провинций и округов и налогово-претензионные комиссии, которые рассматривают и разрешают жалобы на действия должностных лиц органов управления. Систему административных судов возглавляет Государственный совет (Даныштай), созданный по французскому образцу еще в середине XIX в… Читать ещё >

Конституция Турции 1982 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История конституционализма в Турции насчитывает примерно 150 лет. Разработка первой турецкой Конституции началась в период Османской империи. Она вступила в силу в 1876 г. и была названа «Кануни Эсаси», что означает Основной закон. Первая Конституция нового Турецкого государства вступила в силу в 1921 г. под названием «Тешкилаты Эсасис Кануну» и в 1923 г. с внесенными изменениями было указано, что форма правления является республиканской. Первая Конституция провозглашенной 29 октября 1923 г. Республики — это «Тешкилаты Эсасие Кануну» от 1924 г. В Конституции 1961 г. был впервые закреплен принцип разделения властей, являющийся основополагающим конституционным требованием.

По итогам референдума 7 ноября 1982 г. была принята новая Конституция Турецкой Республики, действующая вплоть до настоящего периода. Эта Конституция была разработана турецкими военными, принята на референдуме 7 ноября 1982 г., вступила в силу 9 ноября 1982 г. Первая турецкая Конституция была ратифицирована Великим национальным собранием Турции 20 января 1921 г. и оставалась в силе до 20 апреля 1924 г., когда была принята новая Конституция Турции[1]. 29 октября 1923 г. Великое национальное собрание провозгласило Турцию республикой. Первым ее президентом был избран Мустафа Кемаль. 30 октября 1923 г. назначенный премьер-министром Исмет-паша продекларировал программу первого республиканского правительства. Он заявил, что внутри страны правительство будет проводить меры по обеспечению спокойствия и безопасности, а также прогресса и развития.

Во внешней политике предполагалось уделять внимание защите и целостности Турецкой республики, а также установлению и развитию дружеских отношений с различными государствами. Через некоторое время новый парламент издал серию законов, изменивших политический строй и общественные отношения в стране. Был ликвидирован халифат и из страны высланы все члены османской династии с лишением турецкого гражданства и конфискацией имущества. Упразднялось министерство по делам шариата. Все школы, в том числе религиозные, были подчинены министерству национального просвещения. Административная реформа ввела новые административно-территориальные единицы, подчиненные центральной власти.

Наконец, 20 апреля 1924 г. была принята Конституция, которая подтвердила безусловность суверенитета нации и неприкосновенность республиканской реформы правления. В дальнейшем на протяжении 20−30-х гг. М. Кемаль и его сторонники провели целую серию реформ, позволивших стране выйти из состояния отсталости и начать динамичное развитие. Третья конституция Турции с момента провозглашения республики в 1923 г. была принята после очередного военного переворота с целью усиления президентской власти в стране[2].

Структурно Конституция Турции состоит из преамбулы и семи частей, разделенных на 177 статей. Закрепляет светский характер турецкого государства и устанавливает, что «священные религиозные чувства никоим образом не должны влиять на государственные дела и политику». Содержит запрет на отмену законов, «направленных на достижение турецким обществом уровня современной цивилизации», в частности, запрещающих ношение мусульманками платков в госучреждениях, ликвидирующих дервишеские ордена и упраздняющих ряд титулов.

Согласно Конституции Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством. Это подтверждает тенденцию «вестернизации» турецкого права. Находясь одной своей частью в Европе, а другой в Азии, Турция все больше идет по пути западных оран и внедряется в европейскую систему, чего бы это ни касалось: торговли, права, спорта, культуры. Исламские ценности отходят на второй план.

Конституционный надзор осуществляет Конституционный суд. Поправки принимаются парламентом 3/5 голосов после двух обсуждений. Если принятые поправки отклоняются президентом и после повторного рассмотрения вновь принимаются парламентом, президент может вынести их на референдум.

Турецкая конституция менялась неоднократно. В мае 2007 г. парламент проголосовал за введение в стране прямых президентских выборов, после чего президент Турции Ахмет Недждет Сезср объявил о проведении референдума по этой поправке[3].

В Конституции Турции есть целая глава, посвященная правам гражданина[4]. Среди них можно выделять как личные, так и экономические и политические права. Пол политическими правами подразумевается участие в выборах, свобода собраний и митингов. Под экономическими — такие как право собственности, свобода слова, печати. Под личными правами — права на свободу, личную неприкосновенность. В отношении прав человека Конституция Турции ориентируется на западные Конституции, наделяя граждан широким перечнем прав. В своем развитии Конституция Турции прошла путь от исламского государства до государства, провозглашающего свободу вероисповедания и принципы демократичности. Конституция гласит, что каждый турецкий гражданин на основе принципов равенства и социальной справедливости имеет право пользоваться основополагающими правами и свободами, определенными Конституцией, чтобы достойно строить свою жизнь в рамках действующего культурного, цивилизованного и правового строя, а также пользоваться материальными и духовными благами.

По форме правления Турция — смешанная (президентско-парламентская) республика особого типа. Политический режим — развивающаяся демократия[5]. Законодательная власть принадлежит Великому национальному собранию Турции (ВНСТ) — однопалатному парламенту (меджлису), состоящему из 550 депутатов, избираемых на основе прямых, всеобщих, равных и одностепенных выборов сроком на пять лет. Допускается совмещение депутатских мандатов и министерских постов.

Заседания меджлиса полномочны при наличии не менее 1 /3 депутатов, а решения могут быть приняты голосами не менее ¼ полного состава ВНСТ. Важнейшей функцией парламента является законодательная деятельность. В исключительной компетенции ВНСТ находится право принимать, изменять и отменять законы. Помимо этого к полномочиям парламента относятся: контроль деятельности правительства и министров, предоставление Совету министров права принимать постановления с силой закона (делегированное законодательство); обсуждение и принятие Закона о государственном бюджете и финансах, разрешение на эмиссию денег; принятие решения об объявлении войны и заключении мира; право утверждения заключенных международных договоров и соглашений. ВНСТ принимает решения о приведении в исполнение смертных приговоров суда; о всеобщих и частичных амнистиях (за исключением лиц, совершивших особо опасные государственные преступления)[6].

Законодательная инициатива принадлежит Совету министров и депутатам. Принятый меджлисом законопроект направляется Президенту, который утверждает и промульгирует закон в течение 15 дней или со своими замечаниями возвращает (за исключением законопроекта о бюджете) в меджлис (отлагательное вето). Если меджлис абсолютным большинством голосов еще раз примет законопроект, то Президент обязан его утвердить. Когда Президент считает законопроект неконституционным, а меджлис настаивает на его принятии, Президент может направить его в Конституционный суд, который в течение 60 дней выносит окончательное решение.

Глава государства — Президент Республики, доминирующий в государственном механизме: согласно Конституции он олицетворяет единство и неделимость республики и нации, наделен обширными полномочиями в области законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент избирается парламентом сроком на семь лет без права переизбрания.

11резидент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента. Поэтому избранному в президенты депутату, если он был членом партии, необходимо из нее выйти.

Президент не несет политической ответственности за осуществление своих полномочий. Все его постановления, за исключением особо оговоренных в законе, заверяются Премьер-министром или соответствующим министром, за которые они персонально и отвечают.

Президент играет решающую роль во всех сферах государственной жизни. Согласно Конституции он может выступать с программной речью на заседании ежегодно открывающейся (1 сентября) сессии парламента; вправе созвать парламент на внеочередную сессию, распустить его и назначить новые всеобщие выборы; утверждать принятые парламентом законопроекты и промульгировать их; возвращать принятые законопроекты на повторное рассмотрение парламента (отлагательное вето); при необходимости выносить на референдум законопроекты, связанные с изменением Конституции, обратиться в Конституционный суд с требованием о пересмотре законов и постановлений правительства с силой закона, части, статей или всего внутреннего устава парламента, если они, по его мнению, противоречат Конституции.

В области исполнительной власти Президент: назначает Премьер-министра и принимает его отставку, назначает и увольняет министров по представлению Премьер-министра; может созвать заседание Кабинета министров под своим председательством; направляет официальных турецких представителей в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции; утверждает международные договоры и соглашения; может принять на себя функции главнокомандующего турецкими вооруженными силами и дейсгвовать от имени ВНСТ, принимать решения об использовании турецких вооруженных сил; назначает начальника генерального штаба вооруженных сил; созывает на заседание Совет национальной безопасности и председательствует на нем; объявляет осадное или чрезвычайное положение и принимает постановления с силой закона; утверждает постановления правительства; имеет право смягчать или отменять наказание осужденным в связи с их продолжительной болезнью, инвалидностью или по старости; назначает председателя и членов Совета государственного контроля, может поручить Совету провести изучение, проверку и контроль государственных дел; избирает членов Совета высших учебных заведений и университетов.

В области судебной власти Президент имеет право: назначать членов Конституционного суда, ¼ членов Государственного совета, генерального прокурора республики и его заместителя, членов Высшего военного кассационного суда, членов Высшего военного административного суда, членов Высшего совета судей и прокуроров[7].

При нем действуют Президентский совет, Совет национальной безопасности (СНБ) и Совет государственного контроля (СГК). Эти органы наделены, главным образом, политико-консультативными и контрольными функциями. Рекомендации СНБ по всем вопросам, связанным с принятием решения по так называемой «политике национальной безопасности», должны учитываться правительством.

Исполнительную власть осуществляют Президент и Совет министров. В процедуре назначения главы правительства и членов Кабинета парламент принимает лишь косвенное участие. Президент назначает лидера победившей на выборах партии Премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц — министрами до обсуждения их кандидатур со стороны парламента. Не позднее семи дней состав Кабинета министров и программа правительства выносятся на одобрение меджлиса и получение вотума доверия.

Совет министров Турции действует под достаточно строгим парламентским контролем, который заключается: в постановке устных и письменных вопросов Премьер-министру или министрам; в изучении и проверке деятельности правительства; в обсуждении важнейших вопросов государства и общества на пленарных заседаниях меджлиса и в ряде других.

Совет министров несет коллективную ответственность перед меджлисом, который может вынудить уйти в отставку как все правительство, так и отдельного министра. Доверие обычно оказывается Премьер-министру. В результате вынесения вотума недоверия Премьер-министру, его отставки и привлечения к уголовной ответственности полномочия правительства прекращаются. Если правительство, сформированное сразу после всеобщих выборов или вместо ушедшего в отставку в результате вотума недоверия, в течение 45 дней не получит одобрения, Президент после консультации с Председателем меджлиса может объявить о роспуске парламента и о назначении новых всеобщих выборов.

Совет министров под председательством Президента, заручившись поддержкой Совета национальной безопасности, может объявить чрезвычайное или военное положение, состояние войны и мобилизацию как на всей территории, так и в отдельных регионах страны сроком на шесть месяцев. Решение правительства ввести чрезвычайное положение публикуется и выносится на утверждение ВНСТ[8].

Система местной администрации (за образец принята видоизмененная французская модель) построена на началах бюрократического централизма и строгой иерархии. Полнота власти в провинции принадлежит вали (губернатору). Он назначается Советом министров по представлению Министерства внутренних дел. Вали проводит в жизнь политическую линию государства, реализует постановления и решения правительства, организует и руководит деятельностью всех органов и служб провинций и работающих в них чиновников.

Конституция Турции закрепляет принцип независимости судей. Согласно Конституции судьи и прокуроры находятся на службе до 65 лет: возрастной предел для военных судей, порядок их продвижения по службе и выхода на пенсию определяются законом.

Судебная система Турции состоит из уголовно-гражданских судов правосудия (адлие), административных (идари) и специальных судов (хусуси). По организационно-структурным признакам суды подразделяются на ряд звеньев и категорий.

К судам высшей инстанции Конституция относит: Конституционный суд, Высший кассационный суд, Государственный совет, Высший военный кассационный суд, Высший военный административный суд, Суд по юрис;

дикционным конфликтам. Компетенция и порядок формирования этих судов в общих чертах определены Конституцией.

Низшим звеном судов правосудия является мировой суд, который подразделяется на уголовный и гражданско-правовой. В его состав входит, как правило, один судья. Мировые суды учреждаются в административных центрах «ильче» (округов) и действуют почти в каждом «буджаке» (волости). К их компетенции относятся дела по незначительным правонарушениям, влекущим наказания в виде задержания, тюремного заключения на срок от одного дня до одного года, а также гражданские иски на сумму до двух тысяч лир. Помимо этого на мирового судью возлагаются различные административные функции (судебное исполнение решений вышестоящих судов, проведение дознания, рассмотрение имущественных вопросов при бракоразводных процессах). При отсутствии в ближайшем административном центре более высоких основных судов Министерство юстиции может возложить на мировой суд рассмотрение более значительных уголовных, гражданских или коммерческих дел.

К судам первой инстанции относятся также основные суды (аслие), действующие в центрах провинций и в крупных городах. Они подразделяются на несколько видов: основной суд по особо тяжким уголовным преступлениям (может вынести приговор о тюремном заключении от пяти лет до пожизненного заключения, а также о смертной казни); основной суд по уголовным делам (наказания от одного года до пяти лет); основной суд правосудия по гражданским и коммерческим делам (иски свыше двух тысяч лир, споры по торгово-коммерческим сделкам и дела о несостоятельности). Основной суд обычно состоит из председателя, двух основных и одного резервного члена суда.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Высший кассационный суд («Яргытай»). Его члены избираются пленумом Высшего совета судей и прокуроров на четыре года. Главный прокурор Высшего кассационного суда, являющийся также генеральным прокурором Республики, и его заместитель на тот же срок назначаются Президентом из числа пяти кандидатов, выдвигаемых пленумом Кассационного суда. В его компетенцию входит рассмотрение протестов и жалоб на решения всех судов общей юрисдикции, обеспечение единообразного толкования и применения процессуального законодательства всеми уголовно-гражданскими судами. По ряду особо опасных преступлений Высший кассационный суд может выступить в качестве суда первой инстанции. Высший кассационный суд делится на семь секций (камер) по уголовным, девять секций по гражданским и несколько секций по коммерческим делам и по делам о банкротстве.

Каждая секция имеет председателя, четырех основных и одного резервного члена. Они рассматривают жалобы и протесты на решения судов первой инстанции, утверждают или направляют дело на новое расследование. Решения и определения секций могут быть опротестованы и обжалованы пленуму Высшего кассационного суда, который состоит из председателя суда, его первых заместителей и председателей секций. Решения и определения пленума суда окончательны и обжалованию не подлежат.

В ряду уголовных судов особое место занимают суды государственной безопасности, ставшие в 1980;х гг. постоянно действующими органами политической юстиции. Согласно Конституции (ст. 143) эти суды учреждаются для рассмотрения дел о преступлениях, посягающих на целостность государства, его территории и нации, свободный демократический строй или на Республику, а также преступлениях, связанных с внутренней или внешней безопасностью государства. Суд государственной безопасности состоит из председателя, двух основных и двух резервных членов, которые назначаются правительством сроком на четыре года. Надзорной инстанцией в отношении приговоров судов государственной безопасности является Высший кассационный суд[9].

В Турции традиционно существует отдельная система органов административной юстиции. На местах это административные советы провинций и округов и налогово-претензионные комиссии, которые рассматривают и разрешают жалобы на действия должностных лиц органов управления. Систему административных судов возглавляет Государственный совет (Даныштай), созданный по французскому образцу еще в середине XIX в. В настоящее время это высшая кассационная инстанция административной юстиции. Он также выступает по определенным, указанным в законе делам в качестве суда первой и последней инстанции. В обязанности Государственного совета входят и консультации правительства по законопроектам, направляемым на его рассмотрение Премьер-министром и Советом министров, изучение проектов уставов, договоров и конвенций, рассмотрение и разрешение административных споров, осуществление других функций, указанных законом. ¾ состава Государственного совета (32 члена) избирается Высшим советом судей и прокуроров из числа судей административного права, ¼ (11 членов) назначается Президентом из числа высших должностных лиц.

Органом общего надзора за деятельностью уголовно-гражданских и административных судов является Министерство юстиции. В 1981 г. при Министерстве был создан Высший совет судей и прокуроров. Состав Совета, согласно Конституции, формируется следующим образом: на три места основных и два места резервных членов по три кандидата рекомендует пленум Высшего кассационного суда; на два места основных и два места резервных членов по три кандидата рекомендует пленум Государственного совета. Из числа рекомендуемых Президент отбирает пятерых основных и четырех резервных членов Совета сроком на четыре года.

Высший совет судей и прокуроров осуществляет функции, связанные с утверждением гражданских и административных судей и прокуроров, их назначениями и переводами, повышением в должности и производством в первый класс, распределением и рассредоточением кадров, вынесением дисциплинарных наказаний и отстранением от службы. Решения совета не могут опротестовывать в судебных инстанциях.

Председателем Высшего совета судей и прокуроров является министр юстиции, а его советник — член Совета по должности. Министру юстиции подчинена администрация существующих и строящихся тюрем и мест заключения. Он следит за отбыванием наказания, имеет право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении заключенных, войти с предложением в парламент о проведении частной амнистии. Министерство юстиции ведает также организацией и деятельностью нотариальных контор и адвокатуры[10].

Прокуратура в Турции полностью зависит от исполнительной власти; все прокуроры назначаются и смещаются Президентом по рекомендации Министерства юстиции. Прокуроры возбуждают уголовные дела, контролируют ход предварительного следствия и выступают в суде в качестве обвинителей.

Органы военной юстиции относятся к специальным судам и подразделяются на военные и военно-дисциплинарные. В обязанность этих судов входит рассмотрение дел, касающихся: воинских преступлений, совершенных военнослужащими; преступлений, совершенных не военными лицами и являющихся, как это определено специальным законом, воинскими преступлениями; преступлений, направленных против военных при исполнении ими определенных законом обязанностей; преступлений в военных зонах, объявленныхзаконом.

Военные суды учреждаются Министерством национальной обороны в составе двух военных судей и одного офицера. В судебном расследовании дел принимает участие военный прокурор или его помощник. Военно-дисциплинарные суды при необходимости учреждаются командирами полков и выше в составе председателя — военного судьи и двух офицеров соответствующего ранга. В период действия чрезвычайного или осадного положения по рекомендации Министерства национальной обороны правительством учреждаются военные суды чрезвычайного положения. Эти суды могут функционировать и после отмены чрезвычайного положения — для завершения возбужденных уголовных дел.

Высшей апелляционной и надзорной инстанцией по приговорам и определениям военных судов является Высший военный кассационный суд (ВВКС). Нго члены избираются Президентом Республики из кандидатов, указываемых путем тайного голосования по трое на каждое вакантное место, абсолютным большинством полного состава коллегии ВВКС из числа военных судей первого класса. В качестве суда первой инстанции ВВКС может рассматривать также дела по преступлениям, совершенным генералами и адмиралами.

Высший военный административный суд — суд первой и последней инстанции, осуществляющий судебный надзор за спорами, возникающими из административных актов и действий, затрагивающих военный персонал или относящихся к военной службе, даже если эти акты или действия исходят от гражданских властей. Члены этого суда избираются Президентом Республики: принадлежащие к классу военных судей — из трех кандидатов, выдвигаемых тайным голосованием на каждое вакантное место из военных судей первого класса абсолютным большинством полного состава суда этого класса; члены суда, не принадлежащие к классу военных судей, — из трех кандидатов, выдвигаемых на каждое вакантное место генеральным штабом из числа офицеров, звания и качества которых указываются в законе.

К специальным судам законодательство относит также суд по печати, транспортный суд, суд по торговым спорам, суд по кадастровым вопросам, выездной суд по земельной собственности и т. д.[11]

Суд по юрисдикционным конфликтам в соответствии с Конституцией (ст. 158) уполномочен выносить окончательные решения по спорам между судами правосудия, между административными и военными судами по поводу подсудности или вынесенных ими решений. Три члена этого суда избираются из числа членов секций Высшего кассационного суда, три — из числа членов секций Государственного совета. При рассмотрении разногласий между уголовно-гражданскими и административными судами с одной стороны и военными судами — с другой в состав суда вводятся два члена из ВВКС. Председательство в суде осуществляется лицом, делегированным Конституционным судом из числа собственных членов последнего.

Специальным органом конституционного надзора в Турции является Конституционный суд (создан в 1961 г.). Этот суд высшей инстанции состоит из 11 основных и четырех резервных членов. Их избирает Президент из числа кандидатов, выдвигаемых Высшим кассационным судом (два основных и два резервных), Государственным советом (два основных и один резервный), Военным кассационным судом, Высшим военным административным судом, Счетным судом, Высшим советом по образованию (все, но одному основному), адвокатурой (три основных и один резервный). Членами суда могут быть назначены юристы с 15-летним стажем работы в судах или адвокатуре в возрасте не моложе 40 лет.

Конституционный суд контролирует соответствие Конституции законов, постановлений, имеющих силу закона, и внутреннего устава ВНСТ с точки зрения формы (процедуры принятия) и содержания. Законы об изменении Конституции рассматриваются и проверяются только с точки зрения соответствия формы. Однако в Конституционном суде не может возбуждаться дело по поводу несоответствия Конституции по форме и содержанию постановлений, имеющих силу закона и принятых при чрезвычайном, осадном положении и в случае войны. По истечении десяти дней с момента опубликования закона не может возбуждаться дело о его аннулировании в связи с несоответствием его Конституции по форме; такое требование не может выдвигаться и путем опротестования.

В качестве Верховного суда Конституционный суд может рассматривать дела по преступлениям, связанным с обязанностями Президента Республики, членов Совета министров, председателей и членов Конституционного суда, Высшего кассационного суда, Государственного совета, Высшего военного кассационного суда и Высшего военного административного суда, их главных прокуроров, заместителя главного прокурора Республики, председателя и членов Высшего совета судей и прокуроров и Счетного суда. Обязанности прокурора в Верховном суде исполняет главный прокурор Республики или его заместитель.

Решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат. При этом Конституционный суд, отменяя полностью или частично закон или постановление, имеющее силу закона, не может действовать как законодатель, устанавливать нормы, способные приводить к новой практике (ст. 153 Конституции).

Счетный суд, хотя и помещен в Конституции (ст. 160) в разделе «Судебная власть», фактически является органом административно-финансового контроля (аналог счетных палат парламентов в других странах). В его функции входят проверка и контроль от имени ВНСТ всех видов доходов, расходов и состояния имущества предприятий, организаций и учреждений, финансируемых за счет общего и дополнительного бюджетов, и утверждение отчетов по ним[12].

В территориальном плане Турция — унитарное государство. В административно-территориальном отношении Турция разделена на 80 илей (провинций), 849 ильче (округов), которые, в свою очередь, делятся на 681 буджак (волость, буджаки имеются не во всех ильче). Кроме того, крупные города разделены на городские округа и кварталы (махалле).

Система местной администрации (за образец принята видоизмененная французская модель) построена на началах бюрократического централизма и строгой иерархии. Полнота власти в провинции принадлежит вали (губернатору). Он назначается Советом министров по представлению Министерства внутренних дел. Вали проводит в жизнь политическую линию государства, реализует постановления и решения правительства, организует и руководит деятельностью всех органов и служб провинций и работающих в них чиновников.

Компетенция в принятии правовых актов у него ограниченная и не может превышать предусмотренных полномочий. Он может издавать лишь акты на основании и во исполнение закона.

В каждом вилайете есть свой парламент и свое правительство. Все представители власти на местах избираются сроком на пять лет[13].

Значительные изменения текст Конституции претерпел в 2001 г. в связи с подготовкой Турции к вступлению в ЕС и приведением основных гражданских прав и свобод в соответствие с Европейской конвенцией прав человека. Они касались устранения ограничений на свободу слова и выражения мнений; отмены смертной казни за исключением преступлений, связанных с терроризмом, совершенных в условиях войны или в случаях ее угрозы; сокращения сроков пребывания под стражей задержанных и арестованных лиц; запрета использования сведений, добытых незаконным путем, в качестве доказательств; расширения прав на создание ассоциаций, проведение собраний и митингов; обеспечения полного пользования профсоюзными правами; уточнения критериев отнесения партий к «центрам антиконституционной деятельности» и порядка их запрещения; ограничения полномочий Совета национальной безопасности.

В 2004 г. были внесены поправки, конституционно закрепившие равноправие мужчин и женщин, окончательную отмену смертной казни, упразднение судов государственной безопасности, приоритет международно-правовых норм нд национальным законодательством в области прав человека.

Пакет поправок, принятый по итогам референдума 21 октября 2007 г., закрепил в Конституции Турции следующие изменения: выборы Президента стали прямыми, срок его полномочий был сокращен до пяти лет, ограничение на переизбрание отменено; срок полномочий ВНСТ был сокращен до четырех лет; количество депутатов, необходимое для принятия законопроекта, также сокращено с 67% от общего числа всех членов ВНСТ до 34%.

Последние крупные поправки в конституцию Турецкой Республики были приняты на референдуме 12 сентября 2010 г. Пакет из 26 поправок был поддержан 58% голосов избирателей. Голосование проводилось одновременно, но всем предложенным статьям, а не по отдельности, как это было ранее. Поправки коснулись реформирования системы правосудия, в частности Конституционного суда, число членов которого было увеличено с 11 до 17, и Высшего совета судей и прокуроров. Была предусмотрена возможность возбуждения уголовных дел в отношении военных гражданскими судебными инстанциями. Полномочия по возбуждению дел о роспуске политических партий были переданы от Апелляционного суда парламенту.

Изменения коснулись и парламентариев. Избранные депутаты получили право сохранить свои посты, даже если партия, от которой они избирались, будет запрещена, как подрывающая конституционный строй.

Конституционная реформа также ввела институт омбудсмена и признала за госслужащими право на заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Также в Конституции появились положения, касающиеся запрета дискриминации детей, пожилых и инвалидов; гарантии защиты личной информации; обеспечения доступа к собственным досье, собираемым государственными учреждениями.

Таким образом, нынешняя конституция Турции направлена на достижение турецким обществом уровня современной цивилизации. Она закрепляет основные права и свободы человека и гражданина. Постепенно исламские традиционные ценности отходят на второй план. В первую очередь в конституции говорится о развитии всех сфер жизнедеятельности населения: экономики, торговли, культуры, образования, политики. Турция идет по пути западного развития, все больше сближаясь со странами Европы. Поправки, внесенные в 2000;х гг. значительно изменили содержание Конституции страны. Наиболее вероятной представляется скорая замена Конституции 1982 г. на новый Основной закон, отвечающий реалиям современной политической и экономической обстановки в Турции.

  • [1] Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Ь. А. Страшуна.М.: БЕК, 2009 С. 245.
  • [2] 7.3 Очерки новейшей истории Турции / под ред. А. Ф. Миллер. М.: Проспект, 2003. С. 147−149.
  • [3] 7.4 Турция История и современность / под ред. В. И. Данилова М.: Наука, 2007. С. 263−264.
  • [4] 7.5 Новейшая история Турции / под ред. А. М. Шамсутдинова. М.: Наука, 2002. С. 274.
  • [5] 7.6 Турция. История и современность: учеб, для вузов / под ред. В. И. Данилова. М: Наука, 2007. С. 264.
  • [6] 7.7 Новейшая история Турции / под ред. А. М. Шамсутдинова. М.: Наука, 2002. С 299.
  • [7] 7,8 Турецкая Республикасправочник / подред.Н. Ю. Ульченко, Е. И. Уразова М.: Проспект, 2010. С. 132−136.
  • [8] 7,9 История Турции в Новейшее время* учеб, пособие / под ред. Д. Е. Еремеева. М.: Изд-воМГУ, 2006. С 226.
  • [9] 7 М Иностранное конституционное право / под ред. проф. В. В. Маклакова. М.: Юрист, 2004.С. 142−146.
  • [10] Иностранное конституционное право / под рсд. проф. В. В. Маклакова. М.: Юрист, 2004.С. 147.
  • [11] Конституционное право зарубежных странучебник / отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Юристъ, 2009. С. 256−257.
  • [12] Турецкая Республика: справочник / под. рсд. Н. Ю. Ульченко, Е. И. Уразова. М. Проспект, 2010. С. 132−136.
  • [13] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / подред АЛ. Мишина. М.: Белые Альвы, 2011. С. 214.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой