Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институт правопреемства в МП

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметом международно-правового регулирования в сфере правопреемства являются: государственная территория (границы); международные договоры; государственная собственность; государственные долги; государственные архивы; членство в международных организациях и др. Как правило, вопросы правопреемства решались на основе международных обычаев или путем соглашений заинтересованных сторон. Практика… Читать ещё >

Институт правопреемства в МП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому называется правопреемством. Правопреемство, по сути, означает замену одного субъекта МП другим. Обычно проблема правопреемства возникает в отношении государств, например при распаде или объединении государств; вхождении одного государства в состав другого или, наоборот, выделении одного государства из состава другого; передаче территории одним государством другому; возникновении па месте одного государства другого государства; приобретении независимости бывшей колонией.

Правопреемство в среде международных организаций — явление редкое и слабо изученное; можно привести примеры Лиги Наций и ООН (1946), ГАТТ и ВТО (1994—1995), Организации африканского единства — ОАЕ и Африканский Союз.

Предметом международно-правового регулирования в сфере правопреемства являются: государственная территория (границы); международные договоры; государственная собственность; государственные долги; государственные архивы; членство в международных организациях и др. Как правило, вопросы правопреемства решались на основе международных обычаев или путем соглашений заинтересованных сторон. Практика правопреемства была кодифицирована Комиссией международного нрава ООП, которая приняла две Венские конвенции:

  • • о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (вступила в силу в 1996 г.);
  • • о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (пока не вступила в силу).

Нормы Венских конвенций являются в большинстве своем диспозитивными, т. е. они применяются, если государства не договорились об ином.

Общие принципы при правопреемстве в отношении международных договоров сводятся к следующему:

  • • при переходе части территории соответственно переходят и международные обязательства по международным договорам, касающиеся этой территории;
  • • при объединении государств их международные договоры сохраняют силу в отношении части объединенного государства;
  • • при разделении государств сохраняются обязательства, но международным договорам той части, которая продолжает существовать как государство-предшественник (кроме обязательств, касающихся отошедшей территории);
  • • при образовании государства па отделившейся территории возможны два варианта развития событий:
    • а) обязательства, но международным договорам распространяются также и на это государство как преемника;
    • б) это государство рассматривается как новый субъект МП, свободный от обязательств по международным договорам государства-предшественника;
  • • при образовании нового независимого государства оно, согласно концепции «чистого листа» — tabula rasa, не обязано соблюдать международные договоры государства-предшественника (метрополии), т. е. начинает международные отношения «с чистого листа». Путем уведомления оно может определить свой статус по отношению к многосторонним договорам; участие такого государства в договоре с ограниченным числом участников возможно с их согласия. Большинство развивающихся стран подтвердили свое участие, например, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Конвенции ООН по морскому праву, соглашениях по космосу, о борьбе с преступностью и др.

Вопросы правопреемства возникли ив 1991 г. в связи с распадом СССР, когда появились 15 новых государств. Было образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), участники которого, как предполагалось, и являются правопреемниками СССР. В Алма-Атинской Декларации стран СНГ (1991) было зафиксировано: «…С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Однако почти сразу же стало ясно, что концепцию «все участники СНГ — правопреемники» реализовать не удастся: ни один из участников, кроме России, не мог претендовать на место в Совете Безопасности ООП и па соответствующую роль в международной системе. В связи с этим применительно к нашей стране была использована концепция: «Россия — правопродолжительница СССР», в соответствии с которой место СССР в мире заняла («продолжила») Россия. Соответственно на Россию были возложены и международные обязательства СССР.

Позиция «Россия — продолжатель СССР» была признана и принята международным сообществом. Это значит, что смены субъекта МП не произошло, Россия сохранила непрерывность своей государственности, идентичности, свой «континуитет», т. е. непрерывность прав и обязательств по МП. Члены ЕС и Совета Европы 23 декабря 1991 г. выступили со специальным заявлением, приняв к сведению, что права и обязанности бывшего СССР «будут продолжать осуществляться Россией». Президент России 24 декабря 1991 г. специальным посланием информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство СССР в ООН, Совете Безопасности и других органах ООН продолжается Российской Федерацией. В послании содержалась просьба вместо названия «Союз Советских Социалистических Республик» использовать наименование «Российская Федерация». Послание было воспринято в качестве уведомительного акта, не требующего дополнительных формальностей.

Серией дипломатических йот Россия уведомила иностранные государства о том, что посольства, консульства, торгпредства СССР следует рассматривать как учреждения России; правительство России будет продолжать функции правительства СССР в качестве депозитария соответствующих международных договоров.

Следует иметь в виду, что СССР в определенном смысле (исторически) «продолжал» Российскую Империю, как бы ни шел процесс признания нового советского государства со стороны западных государств. После октябрьского государственного переворота в 1917 г. Советская Россия отказалась от договоров с ведущими государствами мира. В последующем советское правительство постепенно возвращалось к признанию ранее заключенных н отвергнутых договоров. В любом случае Россия сохраняет свою более чем 1000-летнюю историю.

В ноте МИД России от 13 января 1992 г. правительствам аккредитованных в Москве дипломатических представительств содержалась просьба «рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР». Членство СССР в двусторонних договорах перешло на Россию, кроме случаев, когда договоры были напрямую связаны с территорией и границами государства-преемника. Ряд двусторонних договоров СССР трансформировался в многосторонние. Членство СССР в многосторонних договорах перешло ко всем участникам СИГ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой