Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Французская модель смешанного президентско-парламентского режима

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полномочия президента касаются жизненно важных сторон государственной жизни. Как глава государства, он осуществляет верховное представительство страны во всех актах внутриполитической и международной жизни; обеспечивает соблюдение Конституции и нормальное функционирование государственных органов и преемственность власти. Он гарант национального суверенитета, единства и территориальной целостности… Читать ещё >

Французская модель смешанного президентско-парламентского режима (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Классической президентско-парламентской считается французская модель смешанного режима. Следует отметить, что по историческим меркам эта модель установилась сравнительно недавно — в 1958 г. в условиях войны в Алжире, крайнего ослабления и неспособности IV Республики решать весьма сложные вопросы, возникшие перед страной. По образному выражению III. де Голля, президент Республики только «открывал выставки хризантем». Ведущая роль принадлежала парламенту, состоявшему из множества малочисленных партий, показавших свою неспособность сформировать устойчивое правительство, — в среднем срок жизни коалиционного правительства составлял полгода.

При таком положении вещей Ш. де Голль, возглавивший весной 1958 г. Совет министров, и его сторонники пришли к выводу о необходимости сильной президентской власти. 28 сентября 1958 г. на всеобщем референдуме была принята Конституция V Республики, за которую проголосовало 79% участвовавших в голосовании избирателей.

Согласно новой конституции, президент занял ключевое место во властной структуре Франции. Он провозглашен хранителем Конституции, гарантом независимости нации, территориальной целостности страны. Президент, как глава государства, возвышаясь над всеми политическими институтами, призван обеспечивать стабильность и нормальное функционирование органов власти в рамках закона. Особое место президента обеспечивалось такими важными полномочиями, как единоличное назначение премьер-министра, вынесение вопроса на референдум, роспуск Национального собрания. Президент осуществляет руководство внешней политикой и обороной.

В результате конституционной реформы 1962 г. был установлен принцип всенародного избрания президента. Он получил статус «выразителя высшей легитимности». Президент стал фактическим главой исполнительной власти, а премьер-министр — только исполнителем его воли. Показательно, что его стали называть «некоронованным и ненаследственпым монархом». Такое положение продолжалось до 1986 года, когда во время президентства социалиста Ф. Миттерана на парламентских выборах победу одержали правоцентристские силы во главе с Ж. Шираком.

Обладая в парламенте большинством, правительство премьер-министра Ширака, стало определять и проводить «политику нации», а не президента. Создались условия для предусмотренного Конституцией 1958 г. распределения функций между президентом и премьер-министром. Реальные вес и влияние правительства и премьер-министра в последующие годы неуклонно усиливались, но, тем не менее, сама архитектура власти скольконибудь существенно не изменилась.

При этом важно учесть и тот факт, что не подтвердились опасения тех наблюдателей и аналитиков, которые полагали, что в силу продолжительности срока полномочий (7 лет) и возможности неограниченного переизбрания Президент Франции может превратиться в пожизненного правителя. Однако на практике лишь Ф. Миттерану удалось пробыть в должности президента полных два срока. К тому же в 2000 г. во Франции была принята поправка к Конституции, сократившая срок президентских полномочий до пяти лет.

Как бы то ни было во французской модели смешанного режима ключевое место занимает президент, опирающийся на мощный, разветвленный бюрократический аппарат. Согласно Конституции 1958 г., президент занимает положение на вершине иерархии органов государственной власти. В отличие от США и Российской Федерации, где время нахождения президента ограничено двумя сроками, французский президент теоретически может переизбираться на свой пост неограниченное число раз. Именно президент разрабатывает стратегию социального, экономического и политического развития страны.

Полномочия президента касаются жизненно важных сторон государственной жизни. Как глава государства, он осуществляет верховное представительство страны во всех актах внутриполитической и международной жизни; обеспечивает соблюдение Конституции и нормальное функционирование государственных органов и преемственность власти. Он гарант национального суверенитета, единства и территориальной целостности государства. В силу своих полномочий он как бы участвует в функционировании каждой из ветвей власти.

Особенно возрастает роль президента при кризисных ситуациях. Как отмечается в ст. 16 Конституции Франции: «Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом».

Во Франции президент вправе самостоятельно назначить главу правительства. Но в отличие от США, правительство ответственно одновременно и перед президентом, и перед парламентом. Поэтому по итогам парламентских выборов президент назначает премьер-министра из числа представителей парламентского большинства и по представлению последнего — остальных членов правительства. В противном случае парламент может выразить недоверие правительству, и оно обязано уйти в отставку.

Особенность данного режима состоит в том, что в нем возможен конфликт между главой государства и главой правительства. Так было, например, во Франции в середине 1980;х — начале 1990;х гг., когда Елисейский дворец занимал представитель социалистической партии Ф. Миттеран, а пост премьер-министра — представитель правоцентристских сил Ж. Ширак.

Следует отметить, что президент Франции не имеет права отправить правительство в отставку. Согласно ст. 50 Конституции, премьер-министр подает прошение об отставке президенту в случае, если Национальное собрание принимает резолюцию о вотуме недоверия правительству.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой