Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственная поддержка малого, среднего и инновационного бизнеса в РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законом «О промышленной политике в Российской Федерации» также предусмотрено создание государственных фондов развития промышленности. Поддержка российской промышленности через такие государственные фонды будет осуществляться под постоянным контролем достижения субъектами промышленности целевых показателей эффективности, утверждаемых Правительством РФ. Предполагается дальнейшее развитие… Читать ещё >

Государственная поддержка малого, среднего и инновационного бизнеса в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение государства, как стейкхолдера для бизнеса в России особенно велико. Масштабность проектов, которые осуществляются в нашей экономике, и длительный период их окупаемости объективно приводят к необходимости сотрудничества частных коммерческих и государственных структур. Напомним, что для многих российских предприятий государство выступает если не ведущим, то уведомляемым, а отнюдь не внешним стейкхолдером.

В России на государственную поддержку могут рассчитывать предприятия из разных сфер производства. Министерство промышленности и торговли РФ в 2014 г. разработало классификацию отраслей и типов предприятий, которые представляют особый интерес для развития российской экономики (рис. 3.2). На стратегическое значение, видимо, оказывает влияние инновационность производства и конкурентоспособность продукции на международных рынках. В соответствии с этой схемой государство планирует способствовать переходу всех отраслей в правый верхний угол схемы (в выносках обозначены инструменты промышленной политики, которые планируется в этих целях использовать для выделенного блока отраслей).

Причем способы поддержки, которую будет оказывать государство промышленным предприятиям через Министерство промышленности и торговли РФ и другие структуры, весьма разнообразны. Так, в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определены основные направления государственной поддержки промышленности в России.

Безусловный приоритет для государства — создание средств производства, которое включает станкостроение, тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение и т. д. Уже сейчас действует государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», куда входят несколько подпрограмм, в частности по композиционным материалам. На особую поддержку может рассчитывать и цифровое производство, для которого государство планирует субсидировать затраты инжиниринговых компаний на приобретение программного обеспечения, причем только в случае востребованности их инжиниринговых услуг промышленностью[1].

Классификация отраслей российской промышленности по перспективам поддержки со стороны государства.

Рис. 3.2. Классификация отраслей российской промышленности по перспективам поддержки со стороны государства1.

1 Сост. по: Медовников Д., Механик А. Производительные силы, подъем!

В 2014 г. особо актуальной стала проблема импортозамещения. Это направление в производстве будет поддерживаться государством через стимулирование спроса внутри страны на инновационные продукты, закупаемые сейчас за рубежом. Заместитель министра промышленности и торговли Г. Никитин сказал по этому поводу: «Я глубоко убежден, что подавляющее большинство продуктов в номенклатуре заказа мы в состоянии производить, более того, мы даже их производим, и производим высококачественно. Но в силу того, что спрос на них незначителен, этот товар оказывается штучным и стоит дороже, чем импортный»[2]. Г. Никитин назвал и другую причину, по которой нашим станкам предпочитают импортные: «[Они] проигрывают зачастую за счет дизайна. Ну плохо выглядит станок. При этом точность абсолютно соответствует и надежность абсолютно соответствует. Недаром новая подпрограмма, о которой я говорил, не только про инжиниринг, но и про промышленный дизайн»[3].

Инструменты поддержки промышленности со стороны государства включают субсидию до 90% ставки рефинансирования по банковскому кредиту на реализацию комплексных инвестиционных проектов. Другое направление поддержки — налоговые каникулы для индустриальных парков; эта помощь будет актуальна для производств в рамках Трансъевразийского пояса развития.

Законом «О промышленной политике в Российской Федерации» также предусмотрено создание государственных фондов развития промышленности. Поддержка российской промышленности через такие государственные фонды будет осуществляться под постоянным контролем достижения субъектами промышленности целевых показателей эффективности, утверждаемых Правительством РФ. Предполагается дальнейшее развитие государственного заказа. Г. Никитин сказал об этом: «Сколько я ни общаюсь с промышленниками, я вижу, что для них самое важное — это понятный, длинный спрос»[3]. Государству, представляющему интересы общества, очень важно опираться не только на крупную промышленность, но и на малый бизнес. Как мы уже отмечали, небольшие фирмы, а также индивидуальные предприниматели обеспечивают занятость значительной доли населения.

Основные направления поддержки малого бизнеса. Основные цели государственной политики РФ в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:

  • • развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
  • • обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
  • • увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • • увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ, услуг в объеме валового внутреннего продукта;
  • • увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

По каждому из перечисленных направлений государственные органы власти разрабатывают специальные программы поддержки бизнеса. Узнать о них подробнее предприниматели могут на сайте правительственных органов своих регионов.

Так, в Санкт-Петербурге формы поддержки промышленности включают субсидирование процентной ставки по лизингу оборудования, кроме того, по словам председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга М. Мейксина, реализуется порядка 40 различных программ поддержки производственных предприятий[5]. А что касается инновационной инфраструктуры, то, по данным Комитета по промышленной политике и инновациям в Санкт-Петербурге, на конец 2014 г. действовало 8 бизнес-инкубаторов, 8 технопарков, 8 центров коллективного пользования, 5 инжиниринговых центров, 6 венчурных и инвестиционных фондов, а также федеральные институты развития. Кроме того, имеется филиал ОАО «Особые экономические зоны», нанотехнологический центр и центры трансфера технологий[6]. В центрах коллективного пользования заинтересованным лицам предоставляется в пользование дорогостоящее инновационное оборудование. Петергоф — пригород Санкт-Петербурга — имеет статус наукограда Российской Федерации, в нем проводятся исследования и разработки в области естественных и технических наук[7].

Недавно была введена поддержка ИН в форме продажи патента вместо уплаты налогов. Этой мерой могут воспользоваться ИП, занимающиеся различной деятельностью, кроме некоторых видов бизнеса, например операций в сфере недвижимости и передвижной торговли. Стоимость патента в Санкт-Петербурге составляет от 1,25 тыс. до 150 тыс. руб. в год. К сожалению, патенты в Санкт-Петербурге пока мало востребованы, немногие их получают — видимо, по неосведомленности.

С 2016 г. в России на федеральном уровне вводятся так называемые надзорные каникулы: с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не будут проводиться плановые проверки юридических лиц или ИП — субъектов малого предпринимательства[8]. Но эти каникулы не коснутся, например, бизнеса в сфере здравоохранения и образования. Этой мерой поддержки объединены и юридические лица, и ИП, а ведь риски у них разные. Организация в форме ООО, например, при банкротстве теряет только уставный капитал, т. е. учредители рискуют только своими первоначальными взносами. А на имущество индивидуального предпринимателя может быть распространена ответственность, но его долгам, возникшим в связи с бизнесом. Поэтому защита ИП со стороны государства способствует в некоторой степени и социальной стабильности.

Многие предприниматели в последние десятилетия высказывались по отношению к государству резко негативно. Глобальный мониторинг предпринимательства свидетельствует, что бизнесмены до сих пор говорят о государственной политике как о важном мешающем факторе. Также иногда предприниматели подчеркивают, что даже если закон принимается хороший, его неудачно внедряют на местах и получается вред, а не польза[9].

Но в настоящее время встречаются и опытные предприниматели, которые находят, что «наше государство очень мудрое и терпеливое»[10]. Те представители бизнеса, которые понимают важность постепенного увеличения налоговых перечислений, находят поддержку со стороны государства. Уровень образования предпринимателей имеет здесь ключевое значение. В ходе нашего опроса предпринимателей жалоб на коррупцию в органах государственной власти не было зафиксировано. Очередной опрос, проводимый Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН в течение более десяти лет, в апреле — мае 2014 г. также зафиксировал 36% ответов руководителей предприятий о том, что они за последние два-три года вообще не испытывали коррупционного давления со стороны государственных чиновников[11]. Таким образом, если предприниматель знает законодательные требования к своей деятельности, соблюдает их и платит налоги, наладив собственные бизнес-процессы так, чтобы получать прибыль в условиях существующей налоговой нагрузки, никаких конфликтов с государством обычно не происходит.

По нашему мнению, в России государство так долго играло все главные роли в общественной жизни, что люди привыкли постоянно апеллировать к нему по любым поводам, то требуя поддержки от властей, но высказывая недовольство экономической политикой. Даже те независимые предприниматели, которые пытаются дистанцироваться от государства, испытывают к этому стейкхолдеру смешанные чувства. Они хотят быть полностью самостоятельными, но у них есть мнение по поводу государственной политики, они нс равнодушны к действиям правительственных структур, они стремятся давать советы государственным чиновникам. У людей сохранилось много ожиданий от властных органов, остаются обиды на государство. Должно пройти время, чтобы взаимоотношения между властью и бизнессообществом оздоровились. Конечно, в этом процессе важно также обратить внимание на становление различных объединений предпринимателей, на развитие общественных и деловых советов с участием бизнеса.

  • [1] Медовников Д., Механик А. Производительные силы, подъем! // Эксперт. 2014. № 27(906).
  • [2] Медовников Д., Механик А. Производительные силы, подъем!
  • [3] Там же.
  • [4] Там же.
  • [5] Согласно докладу М. Мейксина на Международном форуме «Российский промышленник 2014» в Санкт-Петербурге 3 октября 2014 г.
  • [6] Организации инновационной инфраструктуры // Эксперт Северо-Запад. 2014. № 40.С. 36−37.
  • [7] См.: Петергоф — наукоград Российской Федерации. URL: www. naukograd-peterhof.ru.
  • [8] См.: Федеральный Закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  • [9] Интервью с кандидатом экономических наук, доцентом Высшей школы менеджментаСП6ГУ О. Р. Верховской 15 мая 2014 г., Санкт-Петербург.
  • [10] Интервью с Г1. В. Базуновым, генеральным директором и совладельцем ООО «Райл-02"(Компания «ДИЛОР») 3 сентября 2014 г., Санкт-Петербург.
  • [11] См.: Кувалин Д. БМоисеев Л. К. Российские предприятия весной 2014 г.: деятельностьв условиях замедления экономического роста // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/kuv30.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой