Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенная ошибка — источник опыта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кафедра «Атомная энергетика» (с 2012 года — «Атомные станции и возобновляемые источники энергии») была основана в 1961 году в Уральском политехническом институте (ныне Уральский федеральный университет) в связи со строительством Белоярской АЭС. Кафедра имеет современную, постоянно совершенствующуюся, учебно-материальную и тренажерную базу, позволяющую обеспечивать качественную подготовку… Читать ещё >

Совершенная ошибка — источник опыта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сообщение работника о своей ошибке должно быть поощрено как стремление избежать повторения подобных ошибок и повысить безопасность. Необходимо создать атмосферу доверия и взаимопонимания для вовлечения персонала в процесс анализа причин ошибки.

Повторение ошибки работника свидетельствует о снижении уровня культуры безопасности. Для преодоления неправильных действий персонала (избежания повторения подобных ошибок) разрабатываются методы работы с персоналом в зависимости от типа ошибок.

Тренировки внимания, памяти и, в какой-то мере, устойчивости в стрессовых ситуациях помогают человеку избежать промахов (случайных ошибок), повышают его устойчивость к нестандартным ситуациям.

Для преодоления незнания требуется совершенствование подготовки персонала в высших, средних специальных учебных заведениях, отраслевых учебно-тренировочных центрах. При этом основное внимание должно уделяться совершенствованию учебных программ, инструкций, регламентов, нормативной документации, поощрению роста профессиональной компетентности и обмену информацией по вопросам безопасности.

Для предотвращения преднамеренных нарушений можно использовать санкции, индивидуальную работу, в том числе и с психологом, развитие культуры безопасности и культуры самооценки и т. д. В атомной энергетике России существуют документы, позволяющие применять методики самооценки в работе (например, «Руководство по самооценке эксплуатационной безопасности АЭС», методики тестирования приверженности ценностным ориентирам культуры безопасности и др.).

Очень важно понимание человеком того, к чему может привести нарушение тех или иных норм, правил или пунктов инструкции. А если пришлось столкнуться с неизвестной, непонятной или не ожидаемой ситуацией, то действовать нужно консервативно, исходя из худшего варианта. При этом наиболее эффективно обучение на живых примерах.

Готовность к действиям в неожидаемых ситуациях приобретает особую актуальность в связи с повышающимся уровнем автоматизации. В последние десятилетия значительно уменьшилось число срабатываний защиты, что привело к отсутствию или незначительности опыта действий персонала в переходных процессах. Поэтому значительно возросла роль теоретической и практической подготовки персонала, в том числе на полномасштабных тренажерах.

Своевременное напоминание персоналу о действительно имевших место событиях и о возможных последствиях нарушения порядка ведения предстоящей работы является эффективным способом формирования культуры безопасности. Как показывает опыт, наиболее эффективно включение сообщений о событиях в целевые инструктажи перед выполнением важных работ. При этом затраты по сравнению с достигаемым эффектом можно считать ничтожными.

Профессионализм в работе человека проявляется в прочных знаниях и способности применять знания на практике. Профессионализм — это умение выстроить приоритеты в выборе главной цели, в построении плана работы и применении знаний, умений и навыков на каждом этапе работы.

Для культуры безопасности признаком высокого профессионализма является безопасное выполнение работ на должном качественном уровне при строгом соблюдении регламента, производственной дисциплины, требований техники безопасности.

Профессионал сумеет оценить потенциальную опасность проведения работ и сведет к минимуму риск совершить неправильные действия. Для этого работники должны не только обладать подходящей квалификацией и опытом в конкретных областях их специализации, но также стремиться и уметь исследовать потенциально небезопасную практику работ и выявлять недостатки, где бы и когда бы они ни столкнулись с ними, обращать внимание других лиц на замеченные недостатки.

К профессионально важным качествам работника относятся ответственность, способность к самоконтролю, личная мотивация обеспечения безопасности.

Профессионал считает себя лично ответственным за свою жизнь, за безопасность и здоровье своих коллег по рабочему месту, за высокие показатели культуры безопасности своей организации.

Подготовка специалистов для атомной энергетики имеет ряд особенностей, связанных с высоким технологическим уровнем отрасли, потенциальной опасностью ядерных технологий, значительным временем обучения. Для достижения, улучшения и поддержания высокого уровня знаний и навыков персонала и качества его работы должен использоваться систематический подход к обучению.

Основным источником квалифицированных кадров для атомной энергетики являются образовательные учреждения и, в первую очередь, высшие учебные заведения. Чтобы обеспечить подготовку необходимого количества высококлассных специалистов, способных приступить к работе сразу после окончания учебного заведения, без их «подгонки» к требованиям конкретного предприятия, необходима тесная интеграция образовательных учреждений и предприятий.

Кафедра «Атомная энергетика» (с 2012 года — «Атомные станции и возобновляемые источники энергии») была основана в 1961 году в Уральском политехническом институте (ныне Уральский федеральный университет) в связи со строительством Белоярской АЭС. Кафедра имеет современную, постоянно совершенствующуюся, учебно-материальную и тренажерную базу, позволяющую обеспечивать качественную подготовку специалистов для атомной энергетики с реакторами на быстрых нейтронах.

Современные системы управления, обеспечивающие безопасность АС, предполагают вовлечение в этот процесс также поставщиков. Поэтому важно также обучение специалистов предприятий и организаций, занятых в сооружении АС, поставках оборудования и т. д., основным вопросам обеспечения безопасности в атомной энергетике.

Международная шкала событий на АЭС. Анализ аварий и инцидентов при эксплуатации АС, выявление их причин и оценка их влияния на безопасность представляют большой интерес не только для специалистов, но и для широкой общественности. Для оценки ядерных инцидентов и событий на АС с 1 сентября 1990 года на российских АС используется Международная шкала ядерных событий (INES), которая была разработана группой экспертов, собранных вместе МАГАТЭ и Агентством по ядерной энергии ОЭСР. Группа руководствовалась в своей работе результатами ряда международных совещаний, собиравшихся для обсуждения общих принципов, закладываемых в такую шкалу. Шкала также отражает опыт, полученный при использовании подобных шкал во Франции и в Японии, а также опыт разработки таких шкал в других странах [24].

Международная шкала ядерных событий является средством для оперативного информирования общественности с точки зрения ядерной безопасности о значимости событий, происходящих на ядерных установках и объектах. С помощью шкалы можно облегчить взаимопонимание между ядерным сообществом (специалистами атомной промышленности), средствами массовой информации и общественностью.

События классифицируются по шкале, включающей семь уровней. Нижние уровни (1—3) называются «инцидентами» (происшествиями), а верхние (4—7) — «авариями». События, несущественные сточки зрения безопасности, классифицируются уровнем «0» (ниже шкалы) и называются «отклонениями». События, нс связанные с безопасностью, определяются как выходящие за рамки шкалы.

Структура шкалы в обшем виде с ключевыми словами, носящими общий характер, представлена на рис. 2.31. Каждый критерий подробно описан в «Руководстве пользователя INES». События рассматриваются с точки зрения трех аспектов или критериев безопасности: воздействие за пределами площадки (внешние последствия); воздействие на площадке (внутренние последствия); ухудшение глубокоэшелонированной защиты.

Международная шкала событий на АЭС.

Рис. 2.31. Международная шкала событий на АЭС.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой