Как известно, работа, совершаемая газами в цилиндре двигателя за один цикл, пропорциональна площади индикаторной диаграммы и определяется, но формуле.
где р, — среднее undmamoptioe давление (рис. 16.12), т. е. условное постоянное давление газов в цилиндре, которое, действуя на поршень, совершает за один его ход работу, равную работе газов в цилиндре за один цикл, Па (МПа).
Рис. 16.12. Действительная индикаторная диаграмма двигателя.
Индикаторную работу, равную площади диаграммы, можно представить как.
где Vh — рабочий объем цилиндра, м3.
Величину pt находят по индикаторной диаграмме. Графически она представляет собой высоту прямоугольника с основанием Vh, площадь которого равна площади индикаторной диаграммы (см. рис. 16.12),.
В двухтактных двигателях среднее индикаторное давление относят к полезному ходу поршня.
Для различных типов двигателей р1 имеет следующие значения:
- • 0,7—1 МПа для четырехтактных карбюраторных двигателей;
- • 0,6—0,9 МПа для четырехтактных дизелей без наддува;
- • до 2,2 МПа для четырехтактных дизелей с наддувом;
- • 0,5— 1 МПа для двухтактных дизелей с отдельным продувочным насосом. Зная индикаторную работу, можно определить индикаторную мощность
двигателя:
где т — время, затрачиваемое на совершение одного цикла;
где n — частота вращения, об/мин; k — коэффициент тактиости; для четырехтактных двигателей k принимается равным 0,5, для двухтактных — 1,0.
Индикаторная мощность всего двигателя с числом цилиндров /' будет равна.
Мощность, развиваемая на валу двигателя, называется эффективной и обозначается Ne. Эта мощность меньше индикаторной на величину мощности, расходуемой на преодоление сил трения, привод навешенных на двигатель механизмов и на насосные потери. Перечисленные потери N учитываются механическим КПД
Механический КПД зависит от тина и конструкции двигателя, частоты его вращения, качества смазочного материала, температурного режима, от количества навешенных механизмов. У современных двигателей механический КПД цмсх = 0,70-^0,85.
Эффективную мощность двигателя находят по уравнению
В этом уравнении произведениер, г|мех принято называть средним эффективным давлением ре, представляющим собой условное постоянное давление на поршень, которое производит работу, равную эффективной работе на валу двигателя.
Выражая Ne через среднее эффективное давление, получаем.
Для сравнения степени использования рабочего объема цилиндров двигателей различных типов пользуются понятием «литровая мощность» (ЛГЛ), трактуемым как отношение эффективной мощности к рабочему объему всех цилиндров двигателя, выраженному в литрах:
Среднее значение литровой мощности у современных карбюраторных двигателей лежит в пределах 15—40 кВт/л, у дизелей — 8—25 кВт/л.