Этапы и процедуры индивидуально-психологического консультирования
Несовместимость личностей консультанта и клиента мешает консультативному контакту. Психолог должен уметь перерабатывать свое отношение к клиенту, но бывают случаи, когда он не справляется с этой задачей, и его отношение к клиенту препятствует консультативному контакту. В этом случае необходимо отказаться от консультирования и переадресовать клиента другому консультанту, а самому консультанту… Читать ещё >
Этапы и процедуры индивидуально-психологического консультирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В литературе представлены разнообразные модели консультирования, однако в целом этапы, выделяемые разными авторами, очень схожи. Здесь мы представим модель консультирования, разработанную Ю. Е. Алешиной[1]
Перечислим основные этапы психологического консультирования (длительность каждого этапа указана исходя из общей продолжительности собственно консультации 1 ч).
- 1. Подготовительный этап. Подготовка к консультации (20—30 мин).
- 2. Собственно консультация:
- а) вступление в контакт. Начало беседы (5—10 мин);
- б) расспрос клиента. Выдвижение и проверка консультативных гипотез (25—30 мин);
- в) оказание коррекционного воздействия (10—15 мин);
- г) завершение, выход из контакта (5—10 мин).
- 3. Оценка результатов консультирования, контроль, катамнез (если возможно).
Чаще всего клиенты приходят на консультацию лишь один раз (70% всех обращений к психологу-консультанту), поэтому надо в целом рассчитывать сделать максимум возможного за одну консультацию. По при необходимости можно и нужно предложить клиенту продолжить встречи. Общая продолжительность консультирования не может быть более 5—6 встреч. Если необходима более длительная работа, нужно предложить клиенту психотерапевтическую помощь. Режим встреч чаще всего — один раз в неделю, но в некоторых случаях (например, при неблагоприятном эмоциональном состоянии клиента, в кризисных ситуациях) может быть чаще, до 2—3 раз в педелю. Очные консультации можно дополнять консультациями по Skype или с использованием других технических средств или программ, особенно с очень занятыми клиентами.
Рассмотрим процедуры, необходимые на каждом этапе консультирования.
Подготовка к консультированию включает в себя следующие процедуры:
- 1) выбор помещения и оборудование места консультации (если это не сделано ранее);
- 2) подготовка необходимого для консультации инструментария (бумага, техника, компьютер, необходимые методики или тесты, музыкальное оборудование и т. п.);
- 3) оформление необходимой документации — регистрационного журнала для записи клиентов и индивидуальной карты клиента (приложение 1). Индивидуальная карта клиента ведется для учета консультаций. Конкретный перечень необходимой документации и ее оформление зависят от нормативов конкретной организации, в которой работает психолог;
- 4) подготовка специальной литературы, в том числе для снабжения клиентов. Иногда возможно дать клиенту книгу, которая, по мнению консультанта, может помочь клиенту принять решение или понять свою проблему;
- 5) предварительное знакомство с клиентом по регистрационному журналу: его имя, характер проблемы (если он сообщил эту информацию). В некоторых случаях может понадобиться получение дополнительной информации о клиенте (но здесь необходимо соблюдать этические нормы);
- 6) разработка примерного плана проведения консультации (если известен характер проблемы или же если это не первая встреча с клиентом). Если встреча повторная — необходимо вспомнить содержание предыдущих встреч и продумать стратегию дальнейшей работы.
Как мы видим, предварительная работа по подготовке к консультации может быть довольно значительной и потребовать немало времени.
Первый этап собственно консультации включает следующие процедуры:
- • представление, знакомство с клиентом;
- • установление контакта;
- • обговаривание условий консультации (времени, возможности записи, тестирования, использования специальных методов).
Второй этан консультации включает:
- • расспрос клиента;
- • процедуры стимуляции исповеди клиента, активизации его мышления и памяти;
- • процедуры формулирования консультативных гипотез на основе анализа исповеди клиента;
- • процедуры проверки консультативных гипотез.
Третий этап консультации включает процедуры:
- • убеждения клиента;
- • поиска приемлемого решения;
- • применения интерпретации;
- • использования методов воздействия, адекватных проблеме клиента.
Наконец, четвертый этап консультации включает:
- • резюмирование содержания консультации;
- • процедуры выхода из контакта;
- • мотивацию к дальнейшей работе клиента;
- • закрепление уверенности клиента в принятом решении и в позитивном исходе консультации;
- • при необходимости — переадресовку другим специалистам.
После окончания консультации психологу необходимо осмыслить произошедшее на консультации, проанализировать удачные и неудачные моменты. При необходимости следует обратиться к супервизору.
Нельзя назначать консультации «впритык», необходимо делать зазоры между встречами с разными клиентами минимум 15 мин, а лучше — полчаса. Это время необходимо психологу для отдыха, осмысления, заполнения документов по предыдущему клиенту — это лучше делать «по свежим следам», особенно если не проводились записи во время консультации.
В некоторых случаях можно получить информацию о дальнейшем развитии ситуации клиента и таким образом оценить эффективность консультации. Однако консультант должен быть готов к тому, что чаше всего он останется в неведении относительно результатов консультации. Иногда клиенты приходят или звонят, чтобы поблагодарить консультанта, сообщают о своем успехе. Но чаще всего они не дают о себе знать — и это не говорит о том, что консультация была неэффективной, это всего лишь реализация «хронотопа вагонного попутчика». Среди психологов-консультантов бытует такая шутка: «Если клиент при случайной встрече переходит на другую сторону улицы — значит, консультация прошла успешно» .
Отказ от консультирования и переадресовка. В некоторых случаях консультант может и даже должен отказаться от консультирования конкретного клиента. Это возможно в следующих ситуациях.
- 1. Консультант некомпетентен для решения проблемы, изложенной клиентом. В этом случае необходимо перенаправить клиента к специалисту, который ему сможет помочь.
- 2. Несовместимость личностей консультанта и клиента мешает консультативному контакту. Психолог должен уметь перерабатывать свое отношение к клиенту, но бывают случаи, когда он не справляется с этой задачей, и его отношение к клиенту препятствует консультативному контакту. В этом случае необходимо отказаться от консультирования и переадресовать клиента другому консультанту, а самому консультанту необходимо обратиться к супервизору.
- 3. Клиент является другом или родственником консультанта. Как уже отмечалось, консультирование знакомых людей или родственников является нарушением основных этических принципов консультирования.
- 4. Клиент отказывается обсуждать свои проблемы с консультантом.
- 5. После нескольких встреч становится очевидным, что консультативный контакт непродуктивен, отсутствует динамика в решении проблемы клиента.
Правила отказа от консультирования и переадресовки.
- 1. Окончательное решение о переходе к другому специалисту принимает сам клиент, но для этого психолог должен подробно разъяснить ему причины переадресовки. Самостоятельность принятия решения клиентом соответствует принципу ответственности клиента. В частности, это выражается в том, что с другим специалистом клиент связывается самостоятельно.
- 2. Необходимо направить клиента к конкретному специалисту, дав ему телефон или адрес, а не ограничиться общими фразами типа: «Вам нужно обратиться к психиатру» .
- 3. Если клиент согласен, можно рассказать о нем и о том, что происходило на ваших консультациях, коллеге, к которому происходит переадресовка, но без участия клиента. Однако рассказывать можно только то, что разрешает клиент, и только с его согласия.
- 4. После переадресовки необходимо убедиться в действенности своего направления, не вдаваясь в подробности последующей работы.
- [1] См.: Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004