Управление затратами.
Финансовый менеджмент
В зависимости от ситуации и особенностей конкретных затрат бывает целесообразно выделить регулируемую и нерегулируемую части внутри затрат одного вида. С этой целью проводят разложение затрат на композицию влияющих факторов и производят деление по самим факторам. Например, затраты на закупку сырья, величину которых можно определить как произведение объема закупки на цену сырья, могут быть… Читать ещё >
Управление затратами. Финансовый менеджмент (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • понятие, содержание и основные классификации затрат;
- • принципы финансового управления затратами;
- • инструменты управления затратами;
- • систему управления затратами в компании;
уметь
- • классифицировать затраты;
- • анализировать состав и структуру затрат;
- • выявлять основные факторы формирования затрат;
владеть навыками
- • сбора, обработки и анализа информации о затратах;
- • расчета величины затрат.
Система управления затратами
Затратами называют денежное выражение ресурсов, потребленных в ходе производственного процесса или осуществления иных видов деятельности компании. Затраты, наряду с выручкой, являются одним из основных факторов, формирующих прибыль, поэтому эффективное функционирование системы управления затратами является одним из факторов повышения общей эффективности управления компанией в целом.
Система управления затратами базируется на трех основных принципах.
- 1. Затраты определяются величиной ресурсов, потребленных в ходе деятельности компании, — этот принцип предотвращает возникновение «фиктивных» затрат; реализация данного принципа обеспечивается путем создания системы обоснования величины затрат, а также путем периодического проведения контрольных мероприятий (инвентаризаций).
- 2. Величина потребленных ресурсов представляется в денежном выражении — реализация данного принципа обеспечивает единство и целостность всей системы управления затратами, позволяет проводить сравнительные и иные исследования с целью повышения эффективности ее функционирования.
- 3. Затраты всегда соотносятся с конкретными целями и задачами — реализация данного принципа направлена на предотвращение возникновения необоснованных затрат.
В условиях конкурентного рынка затраты компании представляют собой один из важнейших факторов формирования конкурентного преимущества, поскольку возможность их изменения позволяет компании более гибко управлять ценами и прибылью. В связи с этим цель системы управления затратами обычно формулируется следующим образом: обеспечение стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами.
Исходя из поставленной цели задачами системы управления затратами могут быть:
- — поддержание оптимального ассортимента производимой продукции (с позиций оптимизации затрат), т. е. выявление низкорентабельных видов продукции и принятие по ним одного из следующих решений: либо изыскание возможности для сокращения затрат на производство, либо прекращение выпуска;
- — подготовка информации для установления экономически обоснованной цены на продукцию (подробнее о способе установления цен на основании затрат см. в параграфе 7.1);
- — обоснование и принятие решений, но оптимизации обслуживающих и вспомогательных производств, а также общего производственного процесса (сюда относятся решения типа «производить самостоятельно или покупать у контрагентов») и т. п.
Функционирование системы управления затратами осуществляется, но следующим направлениям:
- — прогнозирование и планирование состава и величины затрат;
- — выявление резервов снижения затрат по различным группам и видам;
- — нормирование затрат;
- — учет затрат;
- — анализ и контроль состава и величины затрат;
- — стимулирование работников компании к обоснованному снижению затрат.
Затраты компании отличаются большим многообразием, поэтому в целях повышения эффективности управления затратами их обычно группируют. Управление внутри групп затрат производится по единым принципам и при помощи единого инструментария, что повышает требования к правильной идентификации тех или иных затрат с целью включения их в наиболее подходящую группу. Существует множество способов классификации затрат, поэтому ниже приведены только самые важные и наиболее часто используемые.
В соответствии с источниками возникновения затрат различают:
- — затраты, связанные с использованием природных ресурсов (существуют не у всех компаний);
- — затраты, связанные с использованием трудовых ресурсов;
- — затраты, связанные с использованием активов компании (дополнительно подразделяются на затраты, связанные с использованием внеоборотных и оборотных активов);
- — затраты, связанные с отношениями с контрагентами (сюда включаются затраты на приобретение сырья, оплату работ или услуг других компаний и т. п.);
- — затраты, связанные с отношениями с государством.
По отношению к процессу производства различают прямые и косвенные (непрямые) затраты.
Прямыми затратами (direct costs) называются затраты, которые можно прямо и непосредственно соотнести с конкретным видом продукции или объектом затрат. К этой группе, как правило, относятся материальные затраты и затраты на оплату основного производственного персонала.
Непрямыми, или косвенными, затратами (indirect or overhead costs) являются затраты, которые нельзя прямо отнести на конкретную продукцию. Такие затраты чаще всего связаны с обслуживанием хозяйственной деятельности и общим функционированием компании. В ряде случаев в эту группу включают затраты на вспомогательные материалы, даже если их можно прямо соотнести с производимой продукцией — если включать такие затраты в группу прямых затрат нецелесообразно из соображений удобства планирования.
По отношению к производимой продукции различают затраты на продукт и затраты периода.
В совокупность затрат на продукт включают те затраты, без несения которых невозможно производство продукции, к ним относятся:
- — прямые трудовые затраты;
- — прямые материальные затраты и т. п.
Все остальные затраты относятся к затратам периода — их соотносят не с произведенной продукцией, а с периодом времени, в котором они возникли.
Затраты на продукт дополнительно подразделяют в отношении к периоду времени, в котором производится и реализуется продукция, при этом выделяются:
- — затраты в незавершенном производстве;
- — затраты на готовую продукцию на складе;
- — затраты на реализованную продукцию.
По отношению к объему производства различают переменные, постоянные и смешанные затраты.
Переменные затраты прямо пропорционально зависят от изменения объема производства, при этом в расчете на единицу продукции их величина не меняется на протяжении достаточно длительных периодов времени (она изменится при изменении технологии производства, стоимости основных факторов производства и иных аналогичных причин).
Величина постоянных затрат не зависит от объемов производства — ее изменение вызывают иные, не связанные непосредственно с производством факторы хозяйственной деятельности.
В реальности значительная часть затрат не может быть в полной мере отнесена к переменным или постоянным, поэтому они включаются в отдельную группу смешанных затрат, внутри которой выделяют условно-переменную и условно-постоянную подгруппы.
К условно-переменным затратам относят такие, рост которых зависит от объемов производства, но не пропорционален ему (рост затрат либо опережает рост объема производства, либо отстает от него). Для таких затрат величина на единицу продукции не является постоянной и также зависит от объема производства.
Условно-постоянными считают затраты, величина которых остается неизменной для отдельных диапазонов объема производства, скачкообразно меняясь при переходе из одного диапазона в другой.
В системе управления затратами существует еще одна разновидность классификаций затрат — затраты могут разными способами группироваться по отношению к принимаемому управленческому решению. К наиболее распространенным классификациям данной разновидности относят следующие.
В зависимости от учета при подготовке экономического обоснования финансового решения затраты делят на принимаемые в расчет (учитываемые) и не принимаемые в расчет (нс учитываемые).
В учитываемые затраты включают те, которые зависят от принимаемого решения. Остальные затраты относят к не учитываемым. Например, при обосновании цены на дополнительный заказ, производство которого не требует расширения производственных мощностей компании, учитываемыми будут только переменные и условно-переменные затраты, а постоянные и условно-постоянные затраты в расчет приниматься не будут.
По степени управляемости различают регулируемые и нерегулируемые затраты.
К регулируемым относят затраты, ответственность за величину которых может быть возложена на конкретное должностное лицо компании — руководителя того подразделения, в связи с деятельностью которого возникли данные затраты.
К нерегулируемым относят затраты, не зависящие от деятельности конкретных подразделений.
В зависимости от ситуации и особенностей конкретных затрат бывает целесообразно выделить регулируемую и нерегулируемую части внутри затрат одного вида. С этой целью проводят разложение затрат на композицию влияющих факторов и производят деление по самим факторам. Например, затраты на закупку сырья, величину которых можно определить как произведение объема закупки на цену сырья, могут быть регулируемыми по фактору «объем закупки» и нерегулируемыми по фактору «цена сырья» .