Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Неценовые факторы предложения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ожидания падения цен приведут к тому, что многие покупатели отложат покупку на будущее, что приведет к падению спроса. Одновременно эти ожидания могут напугать продавцов — и они захотят продать свой товар побыстрее, пока он не подешевел. Это увеличит предложение. Вновь получается замкнутый круг — ожидания снижения цен действительно тянут цены вниз, а это снижение вновь подпитывает ожидания. Нов… Читать ещё >

Неценовые факторы предложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Технология производства блага, количество доступных для производства ресурсов. Производство — ключевой фактор, определяющий предложение практически любого блага. Более подробно вопросы, связанные с производством благ, мы рассмотрим в гл. 3. Очевидно, что улучшения в производственной сфере увеличивают предложение блага. Так, совершенствование сельскохозяйственных технологий избавляет человечество от угрозы голода, увеличивая предложение продуктов питания. Новые технологии в электронике увеличивают предложение компьютеров, смартфо-
  • 1 Фото Чайнатауна и Брайтон-Бич — Дж. Вудса и Г. Казаринова соответственно.

нов и других электронных устройств и снижают цены на них. Появление новых видов строительных материалов и их удешевление способствуют росту предложения жилья.

  • 2. Государственная политика. Хотя мы уже отмечали выше, что нередко государственное вмешательство в работу рынка приносит больше вреда, чем пользы, тем не менее случаи государственного вмешательства в работу рынков в России достаточно часты. При этом, как правило, продавцы с государственными органами контактируют чаще, чем покупатели. Меры государственного воздействия могут как стимулировать предложение на рынке, так и сокращать его. Типичная мера государственной политики, увеличивающая предложение, — субсидия продавцам. Налоги и другие меры, делающие производство дороже (например, экологические ограничения), предложение уменьшают. Насколько сильное влияние российское государство может оказывать на отечественных производителей, видно, например, из истории с российской горнодобывающей и металлургической компанией «Мечел». После критических заявлений Владимира Путина о компании в июле 2008 г., всего за четыре дня стоимость акций компании упала более чем в два раза. Еще меньше повезло российской нефтяной компании «ЮКОС», которая еще в начале 2000;х гг. была одной из крупнейших российских нефтяных компаний. «ЮКОС» был признан банкротом в 2006 и ликвидирован в 2007 г. «Дело „ЮКОСа“» началось в 2003 г., когда против компании было возбуждено расследование по поводу уклонения от уплаты налогов. Позже было начато уголовное преследование основных ее совладельцев, М. Ходорковского и Г1. Лебедева, которые в итоге провели в заключении более 10 лет (на момент ареста в 2003 г. Ходорковский был одним из богатейших людей в мире). Некоторые наблюдатели считали процесс по делу «ЮКОСа» политическим, показательным и заказным.
  • 3. Сезон, урожай. Сезонным колебаниям подвержено, прежде всего, предложение сельскохозяйственной продукции. Во время сбора урожая предложение увеличивается, цены падают. Летом дешевеет клубника, осенью — картошка. Осенью растет предложение и таких экзотических продуктов, как красная икра (рыба идет на нерест) или молодое вино (которому во Франции посвящен специальный праздник). Когда сезон сбора урожая проходит, предложение постепенно начинает снижаться, а цены расти. Кроме того, в урожайный год уровень предложения в целом выше, чем в неурожайный. Так, в жаркий и засушливый 2010 г. в России был собран очень низкий урожай гречки. В результате цены на нее в этом году так резко выросли, что последствия ощущались целый год. В преддверии урожая следующего, 2011 г. началось снижение цен, которое продолжалось несколько лет (рис. 2.22).

Впрочем, возможно, поведение цен на гречку частично определялось и другим фактором. Этот важнейший иеценовой фактор, который может влиять как па спрос, так и на предложение, — ожидания покупателей и продавцов. Мы уже отмечали ранее, когда обсуждали поведение рынков соли и иностранной валюты (см. «Разбор ситуации» после § 2.1), что ожидания обладают свойством сбываться сами собой, даже при отсутствии объективных предпосылок. Действительно, если покупатели ожидают в будущем роста цен, они будут стремиться купить сейчас, «пока не подорожало», и спрос будет расти. Так поступают и бабушки-пенсионерки, запасающиеся гречкой, и игроки на рынке ценных бумаг. Рост спроса будет способствовать росту цен и подтверждению ожиданий. С другой стороны, продавцы в ожидании роста цен могут, наоборот, «придерживать» свой товар и сокращать предложение, в надежде продать позже по более высоким ценам (что также, возможно, имело место на рынке гречки в 2010 г.). Таким образом, ожидания покупателей и продавцов приводят к росту цен, а рост цен еще сильнее подпитывает ожидания — получается замкнутый круг. До тех пор, пока он не будет разорван, цены растут и иногда могут достигать немыслимо высоких уровней — образуются так называемые экономические пузыри (см. ниже). Однако пузырь может быстро «лопнуть» — цены резко пойдут вниз, если ожидания роста цен сменятся ожиданиями их падения.

Средний уровень цен на гречневую крупу в Российской Федерации в 2010—2014 гг., % (уровень цен в начале 2010 г. принят за 100%)*.

Рис. 2.22. Средний уровень цен на гречневую крупу в Российской Федерации в 2010—2014 гг., % (уровень цен в начале 2010 г. принят за 100%)*.

Ожидания падения цен приведут к тому, что многие покупатели отложат покупку на будущее, что приведет к падению спроса. Одновременно эти ожидания могут напугать продавцов — и они захотят продать свой товар побыстрее, пока он не подешевел. Это увеличит предложение. Вновь получается замкнутый круг — ожидания снижения цен действительно тянут цены вниз, а это снижение вновь подпитывает ожидания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой