Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философский анализ психики или «мелкая философия на глубоких местах»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой главе мы проведем философский анализ психики. С самого начала хотелось бы отметить, что понятие «психика» вводится в психологию двояким образом. Люди, изучая тень вместо предметов, забыли совсем про предмет, тень которого они изучали. 1] «Мелкая философия на глубоких местах» — название стихотворения В. В. Маяковского (1925). Порождение образа невозможно без собственной активности субъекта… Читать ещё >

Философский анализ психики или «мелкая философия на глубоких местах» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[1]

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • • что психика есть одна из форм отражения среды и управления поведением;
  • • психика есть открытие субъектом предметных условий своего поля действий;
  • • порождение образа невозможно без собственной активности субъекта деятельности;

уметь

  • • анализировать понятия отражения и управления;
  • • характеризовать понятие «образ» ;

владеть

• навыками философского анализа психики.

Люди, изучая тень вместо предметов, забыли совсем про предмет, тень которого они изучали.

Л. Н. Толстой

Между крайними точками зрения лежит проблема, а не истина.

В. Гете

Отражение как родовое понятие

В этой главе мы проведем философский анализ психики. С самого начала хотелось бы отметить, что понятие «психика» вводится в психологию двояким образом.

Во-первых, оно вводится как объяснительное — призванное объяснить известные факты учета в своем поведении человеком и животными событий и предметов внешнего мира до реального физического столкновения с ними, т. е. до физического контакта. Первичным фактом для психологии является не наличие какой-то неясной по природе таинственной психики, а способность некоторых живых существ учитывать в своем поведении внешний мир (предметы, события, явления) и считаться с ним при выборе способа поведения и при его осуществлении. Чтобы объяснить эти факты, предлагается знаменитое не только для психологии решение — объект, проявляющий необъяснимое качество или поведение, наделяется особой способностью, которая позволяет понять это необъяснимое (например, так было введено понятие флогистона в горючих веществах). Живые существа, способные к такому поведению, наделяются способностью отражать внешний мир, т. е. душой или психикой, как одной из форм отражения внешнего мира и управления поведением живых существ.

Вы понимаете, что в этом случае психика вводится не как факт, не как реальность или, точнее, не как название реальности, а как объяснительное понятие (теоретический конструкт), призванное как-то интерпретировать и объяснять особенности поведения живых существ, в частности их способность заблаговременного учета условий предметной среды. С помощью такого теоретического конструкта мы получаем возможность объяснить то, что непонятно. Другое дело, что этот теоретический конструкт со временем принимается за название реальности, обрастает массой подробностей, свойств и характеристик, подлежащих изучению и объяснению. Такими же теоретическими конструктами являются и отдельные психические процессы (или функции), и это понимал еще великий русский ученый И. М. Сеченов[2]. Он писал: «Прежнее время, когда участие органов чувств в психике человека сводилось на скромную роль приношения душе ощущений света, тепла, звуков и пр., ответ на вопрос был прост: органы чувств дают душе сырой материал, а переработка его в идейном направлении есть дело психических факторов, и таковыми считаются в обыденной жизни доднесь основные способности души — память, соображение, чувство, ум и воля. С понятиями этими мы до такой степени сроднились и до такой степени привыкли объяснять психические проявления в себе самих, других людях и отчасти даже в животных (приписывая последним в ограниченных размерах чувство, ум и даже род воли), что реальность их большинству людей кажется несомненной. Легко понять, однако, что все, подразумеваемое под названием специальных способностей души, в самом счастливом случае имеют значение гипотез, созданных для объяснения известных циклов явлений, т. е. значение возможных реальностей»[3]. Но эта мысль И. М. Сеченова осталась невостребованной психологией XIX, да и XX в.

Другой способ введения понятия «психика» идет от самонаблюдения человека. Все, в чем мы можем отдать себе отчет, — видение предметов, слушание звуков, речи, ощущение тепла или холода, способность вспоминать и размышлять, — все это воспринимается нами как субъективная реальность, которой мы дали название «психика». А дальше наука и житейское сознание соединяют первое и второе понятия в единое и ставят задачу изучения природы психики, ее особенностей, происхождения и пр.

Два различных понятия, объединенные одним термином, соединяются в единый комплекс, реальность которого уже никем не подвергается сомнению, и уже он диктует науке задачи его исследования. Чтобы не путаться в этом комплексе, давайте временно уйдем от этого понятия и займемся анализом родственного психике понятия — понятия отражения.

  • [1] «Мелкая философия на глубоких местах» — название стихотворения В. В. Маяковского (1925).
  • [2] Сеченов И. М. (1829−1905) — выдающийся русский физиолог, ученый-энциклопедист, психолог, просветитель, создатель физиологической школы; заслуженный ординарный профессор, член-корреспондент по биологическому разряду (1869−1904), почетный член Императорской Академии наук (1904).
  • [3] Сеченов И. М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. С. 318−319.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой