Социально-психологические факторы повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений
![Диссертация: Социально-психологические факторы повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений](https://westud.ru/work/2524543/cover.png)
Диссертация
Анализ научной литературы (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, И. А. Зимняя, В. Б. Ольшанский, А. А. Реан, В. В. Рубцов и др.) позволяет сделать вывод о том, что проблемы малых групп педагогов дополнительного образования ДОУ, специфика их деятельности на этапе подготовки детей 6−7 лет к школе пока не нашли достаточного внимания исследователей. На этом акцентировала… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Концептуальные основы изучения группы педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений
- 1. 1. Общие признаки малой группы в свете современной социально-психологической и педагогической науки
- 1. 2. Специфика профессиональной деятельности группы педагогов в традиционном коллективе дошкольного учреждения
- 1. 3. Характеристика старшего дошкольника как предмета профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
- Глава 2. Форма организации совместной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования как социально-психологический фактор повышения ее эффективности
- 2. 1. Реализация психологического потенциала цикла «Развивающие игры» в совместной деятельности педагога- психолога и педагогов дополнительного образования
- 2. 2. Совместные занятия педагогов на общие темы предметов дополнительного образования как фактор повышения эффективности их профессиональной деятельности
- 2. 3. Общий праздник как синтез предметов дополнительного образования и фактор повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
- Глава 3. Критерии оценки эффективности профессиональной деятельности группы педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений
- 3. 1. Показатели продуктивности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
- 3. 2. Показатели удовлетворенности совместной профессиональной деятельностью и сверхнормативная активность педагогов дополнительного образования
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология : Учеб. Пособие для студентов вузов. — М.: Издательский центр «Академия «, 1997. — 704 с.
- Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержкаб Сб.метод. мат. / Сост. М. Р. Битянова. М.: Образоват. Центр. Педаг. поиск, 1997. — 112 с.
- Андреева Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. -М. МГУ, 1988.-430 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Наука, 1994−324 с.
- Анохина Т. В. Как организовать современную предметно -развивающую среду // Дошк. восп. 1999 — № 5 — С. 32 — 33
- Асмолов А. Г. Концепция дошкольного воспитания /Дошкольное образование России в документах и материалах. ~ М: Изд-во ГНОМ и Д., 2001.-С. 226−289
- Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. 103 с.
- Афанасьева С. Н. Напитать душу красотой //Дошк. восп. 1999 — № 6 — С. 47 — 49
- Ашиков В. И. Мир един. //Дошк. восп. 2000 — № 1 — С. 3 — 5
- Бедильбаева X., Смирнова Е. Общение со сверстниками основной источник психологического развития ребенка // Дошк. восп. — 1991 — № 2 -С. 33−36
- И. Битянова М. Р. Организация психологической службы в школе. -М.: Совершенство, 1998.-298 с.
- Блинкина М. В. Использование художественно эстетического потенциала прозы К. Д. Ушинского в процессе формирования основ экранной культуры на современном этапе медиаобразования. — Курск: КГПУ, 1997-С. 206−208
- Блинкина М. В. Некоторые проблемы развития личности средствами мультипликационного кино // Психология и образование, современное состояние, проблемы, перспективы: Тез. докл. Республ. науч.-практ. конф. Курск: КГПУ, 1995. — С. 62 — 63
- Блинкина М. В. Роль малой социальной группы педагогов дополнительного образования в формировании основ базовой культуры дошкольника // Воспитание патриота и гражданина XXI века: Материалы науч.- практ. конф. Шадринск: ШГПИ, 2001. — С. 158−159
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человеком человека. М.: Изд-воМГУ, 1892.-200 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -465 с.
- Венгер Л. А. Путь к развитию детского творчества. М.: Знание, 1983. 92 с. — (Нар. ун-т. Пед. Фак., — № 4).
- Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч., т. 2. М.: Педагогика, 1982. — 360 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.-91 с.
- Галеев Б. М. Человек. Искусство. Техника. / Пробл. синестезии в искусстве. Казань: Изд- во Казан. Ун-та, 1987. — 293 с.
- Гарбузов В. И. Нервные дети. Л., 1990.
- Горшкова Е. В. Знакомьтесь : «Выразительное движение «// Дошк. восп. 1999 — № 10. — С. 15−18
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ. М.: Изд -во Моск. Ун-та, 1982. — 464 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психологии. 1997 — № 1. — С. 3−18
- Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержание деятельности // Психол. журнал. 1998. — Т19 — № 6. — С. 20−27
- Давыдова М. В. Занятия по изобразительной деятельности // Дошк. восп. 1999. — № 7. — С. 55 — 57
- Диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе / Под ред. Л. И. Акатова. Курск: КГПУ, 1996 — 22 с.
- Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. С. А. Багрецова. СПб: Лань: Изд-во СПУ МВД России, 1999 — 640с.
- Доман Г. и Д., Эйзен С. Как дать ребенку энциклопедические знания / Пер. с англ. М.: Аквариум, 1998. — 320 с.
- Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979- 126 с.
- Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984 — 207с.
- Донцов А. И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. Вопр. психологии. 1998. -№ 2.-С. 61−71
- Донцов А. И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. — № 4. — С. 3849
- Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошк. восп. -2000. -№ 3.-С.15−18
- Дошкольник: Обучение и воспитание. Воспитателям и родителям. — Ярославль: Академия развития, Академия К., 1998. 256 с.
- Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно -методических материалов. М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2001. — 472 с.
- Дубовская Е. М., Тихомандрицкая О. А. О стратегиях работы психолога в школе. / Введение в практическую социальную психологию. -М.: Наука, 1994-С. 137−146
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопр. психол. 1998. — № 6. — С. 52 — 59
- Дьяченко О. М., Веранса Н. Е. Элементы карнавальной культуры в развитии ребенка-дошкольника. // Вопр. психол. 1994. — № 2. — С. 77−87.
- Егорова Н. Н. Приглашение к творчеству // Дошк. восп. 1999. — № 1.-С. 3−4
- Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М.: ВТО, 1972 — 96 с.
- Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольника в предыдущей фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопр. психол. 1999. — № 1. — С. 62−65
- Журавлев А. Л. Роль системного подхода в исследовании трудового коллектива // Психол. журнал. 1988. — т. 9. — № 6. — С. 53−64
- Журавлев А. Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психол. журнал. 1989. — т. 19. -№ 3. — С. 3−16
- Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка /УИзбр. психологические труды в 2-х томах. М: Просвещение, 1986.
- Запорожец А. В., Маркова Т. А. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980.-215 с.
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М.: Триволла, 1994. 304 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. Для студ. Вузов. -2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. — 384 с.
- Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада: психология и практика // Вопр. психол. 2000. — № 5. — С.
- Климов Е. А. Основы психологии :Учебник для вузов. М.: :Культура и спорт. Юнити, 1997. — 289 с.
- Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная освета, 1976. 217 с.
- Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. 1989. — № 5. — С. 38−44
- Колпакова Н. Н. Развитие эмоционально нравственной сферы и навыки общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошк. восп. -1999.-№ 10.-С. 41−42
- Крижановская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения . Л.: ЛГУ- 1990−204 с.
- Криулина А. А. Психология общения: Учебное пособие по социальной психологии. Курск: Курскинформпечать, 1992. — 128 с.
- Криулина А. А. Профессиональная культура и система психологической подготовки учителя. Макроэргономический подход: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1996. — 60 с.
- Криулина А. А. Спасти образование. Как? (Размышления психолога) Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001 г. — 184 с.
- Кричевский P. J1., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М: МГУ, 1991.- 194 с.
- Кроник А, А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982 157 с.
- Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 688 с.
- Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование : Опыт, проблемы и стратегия образования // Дошк. восп. 1998. — № 12 — С. 66 — 70
- Кудрявцев В. Т. Исследование детского развития на рубеже столетий // Вопр. психол. 200. — № 2. — С. 3−21
- Леонов С. А. Перспективность программ, центрированных на ребенке, в дошкольном образовании / Проблемы проэктирования образования. М. — 1995. — 257с.
- Леонов С. А. Перспективность программ центрированных на ребенке в дошкольном образовании // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г. М., 1995. — С. 107 111.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность., М.: Политиздат, 1975−302 с.
- Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками : общее и различное // Исследования по проблеме возрастной и педагогической психологии. М., 1986.
- Лисина М. И., Каптеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штиница, 1987.
- Лутошкин А. И. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1987. -159 с.
- Лутошкин А. И. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Любина Г. А. Письма о Монтессори-педагогике: Пособие для педагогов дошк. учреждений. Мн.: НМЦентр, 1998. — 192 с.
- Маталина Т. А. Исследованик оценки и самооценки в связи с типами совместной деятельности : Автореф. дис. канд. психол наук. Л.: ЛГУ, 1983. — 22 с.
- Маханева М. Н. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошк. восп. 1999. — № 11. — С. 6 — 8
- Медведевская Е. И. Мы глазами ребенка.(экспресс-диагностика). Брест: БГПУ, 1996. — 25 с.
- Менджерицкая Д. В. Игра и детское творчество / Воспитание детей в игре. М.: Проф. образ. — 1996. — С. 25−28
- Мерлин В. С. Психология индивидуальности. ~ Москва Воронеж, 1996.- 132 с.
- Методики диагностического изучения личности / А С. Чернышев и др., Курск, 1997.
- Методические рекомендации по диагностике психологической готовности детей к обучению в школе / Под ред. А. С. Чернышева. Курск, 1993.
- Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975 — 294 с.
- Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1977 — 228 с.
- Методы социальной психологии / Под ред.Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977 — 172 с.
- Михалков С. В. » Скажите, почему .. .» // Внешкольник. 1999. -№ 12.-С. 12−13
- Морено Дж. Социометрия / Пер. с англ. М.: Инлит., 1958 — 285 с.
- Мосягина А. В. Педагоги предметники детскому саду нужны // Дошк. восп. 1999 — № 1. — С. 20
- Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1975. — 238с.
- Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка // Психол. журн. 1980. — № 5. — С. 46 — 53.
- Мухина В. С. Психология изобразительной деятельности. М.: Педагогика, 1981. 238 с.
- Нежнова Т. А. Динамика и «внутренняя позиция «при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1988 — № 1.
- Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы псхологии. М.: Просвещение Владос, 1995. — 576 с.
- Немов Р. С. Социально психологический анализ эффективности деятельности коллектива. — М.: Педагогика, 1984 — 200 с.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Дис. канд. психол. наук/ ЧТУ.- Череповец, 1999.203 с.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987 — 300 с.
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М.: Прсвещение, 1985. — 208 с.
- Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994.-272 с.
- Особенности развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1988.
- Островская Р. И. Ребенок и сверстники // Дошк. восп. 1985. — № 6. -С. 18−20
- Палагина И. Н. Подготовка детей к обучению в школе. Фрунзе: Ментеп, 1977. — 43 с.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., 1995. — 98 с.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-350 с.
- Пенькова Л. В. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошк. восп. 1999. — № 2. — С. 26−28
- Перминова Л. М. Психолого-педагогические основы домашнего воспитания. Курск: КГПИ, 1992. — 92 с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. -216 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -253 с.
- Петрушин В. И. Личность начинается с игры // Дет. лит. 1980. -№ 2. — С. 59−60
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
- Платонов К. К. Вопросы психологии труда. Изд. 2 М., 1971.
- Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Подымова Л. С. Развивающие технологии в практике дошкольного воспитания / Учебные книги К. Д. Ушинского и современная школа. -Курск: КГПУ, 1997. С. 197−199
- Поздняк JI. Б. Подготовка педагогов нового поколения // Дошк. восп. 2000. — № 2. — С. 87−89
- Поливанова Н. К. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. 1994. — № 1. — С. 78−80
- Попова О. М. Восприятие и конструирование дошкольниками комического. Шадринск: ШГПИ, 1995. — 190 с.
- Попова О. М. Диагностика и коррекция нравственного развития дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 25 с.
- Попова О. М. Диагностика и коррекция познавательной деятельности дошкольников (развитие внимания и памяти). Шадринск: ШГПИ, 1990.-24 с.
- Попова О. М. Диагностика эмоциональных состояний дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 19 с.
- Попова О. М. Диагностические задания для определения познавательной готовности детей к обучению в школе (мышление, речь, воображение). Шадринск: ШГТШ, 1990. — 20 с.
- Попова О. М. Диагностика эмоционально-нравственной и волевой готовности к обучению в школе. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 23 с.
- Попова О. М. Психодиагностика и психокоррекция сенсорного развития дошкольников. Шадринск: ШГПИ, 1990. — 22 с.
- Попова О. М. Формирование у дошкольников элементов отроумия. Шадринск: ШГПИ, 1987. — 22 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1997. — 528 с.
- Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев: Радяньска школа, 1985. — 114 с.
- Психолог в детском саду / Под ред. JI. А. Венгера, Е. JI. Агеевой и др. М.: ИНТОР, 1995. — 64 с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. 302 с.
- Радуга: Прогр. и метод. Руководство по воспитанию и развитию детей 5−6 лет в дет. саду / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1996. — 271 с.
- Радуга: Прогр. и метод. Руководство по воспитанию и образованию детей 6−7 лет в дет. саду / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- сост. Т. Н. Доронова. М: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Раев А. И. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 152 с.
- Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Педагогика, 1976. 252 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1964. — 218 с.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая псхология. СПб: ЗАО Питер, 1999. — 416 с.
- Развитие социальных эмоций детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца и Я. 3. Неверович. М: Просвещение, 1986.
- Резолюция Всероссийского совещания «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования» // Дошк. восп. -1999.-№ 10.-С. 7−9
- Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопр. психол. 1959. — № 1. — С. 96−98
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1996.-416 с.
- Романов В. В. Межличностное познание и деятельность // Вопр. психол. 1986. — № 4. — С. 76 — 81
- Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. М., 1940. — 596 с.
- Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.
- Рященко О. В. В поисках новых форм работы с воспитателями // Дошк. восп. 1999. — № 4. — С. 46−48
- Савенков А. В. К проблеме детской одаренности // Дошк восп. -1999. -№ 12.-С. 2−4
- Савенков А. В. Концептуальный подход к развитию мышления у дошкольников //Дошк. восп. 1998. — № 10. — С. 12−14
- Селеверстова И. Я. Психодиагностика ребенка: за и против // Вопр. психол. 2000. — № 3. — С. 25−27
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Наука, 1966. -423 с.
- Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1996. — № 3. — С. 5−13
- Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. A. JI. Журавлева и др. М.: Наука, 1988.
- Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994.752с.
- Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992, — 110 с.
- Сорокина Т. О. Некоторые особенности общения со взрослыми // Дошк. восп. 1980. — № 5. — С. 47−49
- Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1979.-341 с.
- Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопр. психол. 1983. — № 4. — С. 29−38
- Тематическое планирование по изодеятельности детей старшей группы ДОУ № 9 г. Курска. Комп. Набор, 1997−1998 уч. г.
- Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. — 204 с.
- Тесты для детей / Сб. тестов и развивающих упражнений/. Сост. М. Н. Ильина, JI. Г. Парамонова, И. Я. Головнева. СПб.: Дельта, 1997. — 213 с.
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Дошкольное образование России в документах и материалах. М.: ГНОМ и Д., 2001. — С. 48−57
- Уманский Л. И. и др. Критерии диагностики общественной активности группы как коллектива: Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Курск, 1971.
- Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. — С. 54−71
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 1995. -291 с.
- Филимоненко Ю. А., Тимофеев В. А. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант. -СПб, 1993.
- Хрестоматия по социальной психологии / Сост. А. С. Силаков, Т. А. Антопольская. Курск: изд-во КГПУ, 2000. — 228с
- Чейпли Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. Перевод с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992
- Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -188 с.
- Чернышев А. С. Психологическая подготовка будущего педагога // Вопр. психол. 2001. — № 2. — С. 140−142
- Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1980.
- Шакирова Р. Г. Структура и уровни психологической готовности учителя к профессиональной педагогической деятельности: Дис. канд. психол. наук. Б. м., Б. г. — 196 с.
- Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
- Шихирев П. Н. Современная социальная психология.- Н.: ИП РАН- КСП± Екатеринбург: Деловая книга, 200
- Штейнмец А. Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга: КГПУ, 1998. — 308 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Я, ты, мы (Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста // Дошк. восп. 1999. — № 7. — С. 2−4
- Якунин В. А., Липов Е. Н. Психология педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1990.
- Bettelheim В. The uses of enchantment. The meaning and importance of Fairy Tales.: N.-Y., 1989.