Традиционные формы и методы обучения взрослых не давали ощутимых результатов, поскольку не достигалась основная цель обучения — повышение эффективности профессиональной деятельности слушателей. Помимо этого, данные методы часто вызывали пассивное или активное сопротивление обучаемых. Пассивное сопротивление обычно проявляется в «реакции избегания»: пропуски учебных занятий целиком или опаздывание к началу, невнимательное слушание преподавателя, отвлечение внимания на посторонние объекты (аудиоплеер, сотовый телефон, планшет и т. п.) или виды деятельности и др. Активное сопротивление может выражаться в нарушении хода занятия, задавании преподавателю «неудобных» или откровенно провокационных вопросов, жалобы администрации на низкое качество преподавания и т. д.
Напомним, что в традиционной дидактике выделяются три группы методов обучения:
- — методы организации учебно-познавательной деятельности;
- — методы ее стимулирования;
- — методы контроля ее эффективности[1].
Если опираться на данную классификацию, то методы активного обучения можно охарактеризовать тем, что они одновременно выполняют указанные функции, переносят активность обучаемого с усвоения знаний на их «добывание» и являются интерактивными, т. е. подразумевают взаимодействие обучаемых в ходе учебного процесса.
Возможным это становится при условии реализации ряда принципов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Принцип нроблемности. Трудность задачи, которая ставится перед обучаемыми, должна превышать наличный уровень их знаний (готовые средства решения отсутствуют). Таким образом, обучаемым необходимо обнаружить этот дефицит и самостоятельно добыть эти знания.
- [1] См.: Бабанский 10. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.М.: Просвещение, 1985.