Содержание понятия «государственное управление»
Виды государственного управления: координационное, субординационное, федеральное, региональное (субъектно-федеральное), муниципальное, частное (корпоративное), отраслевое (функциональное), территориальное, стратегическое, тактическое, оперативное, антикризисное, доверительное, административное воздействие, экономическое. Существуют традиционная, рациональная и маркетинговая модели управления… Читать ещё >
Содержание понятия «государственное управление» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государство функционирует на основе общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон берет на себя обязательства и получает нрава. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управленческие функции, соединяет интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общих ценностей.
Система государственного управления как научная дисциплина изучает организацию государственного управления социально-экономическими процессами в обществе.
Виды государственного управления: координационное, субординационное, федеральное, региональное (субъектно-федеральное), муниципальное, частное (корпоративное), отраслевое (функциональное), территориальное, стратегическое, тактическое, оперативное, антикризисное, доверительное, административное воздействие, экономическое. Существуют традиционная, рациональная и маркетинговая модели управления.
Все виды государственного управления, так же как содержание, объем и формы проявления конкретных функций государства, обусловлены конкретным типом государства, его социальной сущностью, определяются его исторической эволюцией. Главное при этом — достижение баланса в сочетании потребностей, интересов общества и возможностей государства.
Основу системы государственного управления составляют четыре элемента:
- 1) власть;
- 2) управление;
- 3) территория;
- 4) экономическая система.
В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, заданную типовыми особенностями функционирования исполнительных и представительных органов власти.
Форма правления — это общественно признанный на территории способ избрания и функционирования высшей государственной власти.
Способ организации государственной власти в отношении связи государства с составляющими его территориальными образованиями называется формой государственного устройства (унитарное государство, федеративное государство, конфедерация).
Основополагающими категориями в теории государственного управления являются также понятия «государственное управление», «политическое управление», «государственное администрирование», «административно-государственное управление», «бюрократия».
Государственное управление — система принятия политических и административных решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата. Политическое управление включает систему принятия политических решений, разработку государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям государственного развития.
Административно-государственное управление осуществляется государственными служащими — бюрократами. Администрацией (или бюрократией) называют любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения.
Государственная администрация — рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики. Она имеет достаточно строгую иерархию власти, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений опускается сверху вниз.
Административно-государственное управление — осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений передается на нижние этажи «управленческой лестницы».
Государственное администрирование — деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики.
Во всех перечисленных выше определениях речь идет об объективной характеристике административно-государственного управления и государственного администрирования. Действительно, административная власть имеет объективную природу: администрация прежде всего подчинена закону и подотчетна представительным органам. Издаваемые администрацией акты управления развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке существующие законы.
Однако властные полномочия реализуются людьми. Их исполнение — процесс волевой, умственный, эмоциональный, который может осуществляться как правомерно, рационально, гак и волюнтаристски, иррационально. Поэтому административно-государственное управление как субъективная категория может изменять реальную действительность в лучшую и худшую стороны.