Личность ученика как субъект экологического воспитания
В процессе экологического воспитания реализуется социальная программа развития человека, формируются его личностные качества. Воспитание способствует развитию духовных сил, способностей и умений школьника, позволяющих ему преодолевать жизненные препятствия; формирует характер и моральную ответственность в условиях необходимости адаптации к социальной и природной среде. Процесс взаимодействия… Читать ещё >
Личность ученика как субъект экологического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Личность человека — целостная система. Она включает в себя когнитивную сферу — знания, умения, способности; эмоциональную сферу — чувства, мотивы, удовлетворенность; волевую сферу — направленность деятельности, способы поведения.
Для достижения целей воспитания нужно задействовать все сферы личности школьника в их взаимосвязи, так как только в этом случае возможно эффективное формирование ценностных ориентаций личности — социально значимых взглядов, ценностных отношений и убеждений.
В экологическом образовании воспитание играет определяющую роль в развитии личности при условии, если оно оказывает положительное влияние на всю совокупность чувств и действий человека, опирается на природные склонности, влечения учащихся и учитывает влияние внешней среды.
И.Д. Зверев, разработавший Концепцию экологического образования школьников, считал, что у учащихся должны быть сформированы убеждения в необходимости бережного отношения к окружающей среде и готовность действовать в этом направлении.
Активная позиция личности ученика в достижении целей экологического воспитания и самовоспитания — необходимое условие эффективности этого процесса. С психологической точки зрения, главная причина активности человека — те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем воспитания, которые он переживает в разных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. Для достижения целей воспитания необходимо создавать педагогические ситуации для возбуждения у школьников подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировать их активность в разнообразных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий формируются потребности, мотивы и установки как стимулы активной деятельности личности. Только развивая мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), можно стимулировать активность личности и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
Принципы экологического воспитания в школе. На современном этапе воспитание в процессе экологического образования базируется на соблюдении требований ряда педагогических и методических принципов.
В основе экологического воспитания в общеобразовательной школе лежат следующие принципы:
- — социальная направленность, что предполагает социальную адаптацию школьников в процессе воспитания, направленность целей воспитания на формирование социально значимых взглядов школьников и развитие ценностных отношений к Родине, природе, семье, здоровью;
- — личностная ориентация, предусматривающая направленность воспитания на качественные изменения личности ученика с учетом его субъективного опыта, его ценностных ориентаций, способностей, склонностей, интересов;
- — рефлексия, предполагающая создание в процессе воспитания условий для самовоспитания личности, самоанализа, самооценки;
- — многофункциональность природы, проявляющаяся в использовании в образовательном процессе природы как образовательной среды и как средства воспитания школьника;
— последовательность, заключающаяся в особенностях выбора учебного, ценного в воспитательном смысле содержания, применения методов, форм и средств обучения, соответствующих возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Экологическое воспитание школьников имеет важное мировоззренческое значение. Оно вносит существенный вклад в формирование у школьников научного мировоззрения — системы взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к окружающей действительности. В настоящее время усилена направленность экологического образования на формирование у школьников таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, коммуникативность, толерантность.
Процесс взаимодействия школьников с природой, с экологической наукой и экологическим образованием, с теми культурными ценностями, которые в них заключены, содействует созданию учащимися новых ценностей экологического характера, обусловливает развитие у них творческих потребностей, способностей находить оптимальные варианты решения в сложных жизненных ситуациях.
Экологическое воспитание играет определяющую роль в развитии личности ученика, оказывая положительное влияние на всю совокупность чувств и переживаний человека. Оно опирается на природные склонности и влечения ребенка, учитывает влияние природной среды.
В процессе экологического воспитания реализуется социальная программа развития человека, формируются его личностные качества. Воспитание способствует развитию духовных сил, способностей и умений школьника, позволяющих ему преодолевать жизненные препятствия; формирует характер и моральную ответственность в условиях необходимости адаптации к социальной и природной среде.
Вопросы и задания
- 1. Объясните роль экологических знаний в формировании ответственного отношения человека к природе.
- 2. В чем состоят цели экологического воспитания школьников?
- 3. Какую роль в экологическом воспитании играет принцип многофункциональности природы?