Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опрос. 
Социальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Способы регистрации данных интервью: дословная запись (конспектирование); запись по памяти после завершения интервью; звукозапись (обязательно известить респондента об этом); видеозапись; кодирование условными знаками в подготовленных бланках. По методам: количественные (шкалы, закрытые вопросы — подсчет результатов — визуализация (диаграммы)); качественные (открытые вопросы, незаконченные… Читать ещё >

Опрос. Социальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. В самом общем виде опрос — метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем.

Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых.

Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Область применения опроса в социальной психологии:

  • — на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
  • — опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;
  • — как основной метод сбора эмпирической информации.

Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса.

Проведение опроса необходимо начать с формулирования программного вопроса. Программный вопрос — это вопрос, на который должно ответить исследование.

Техническую основу любого вида опроса составляет опросник — перечень вопросов, которые в определенной последовательности задаются опрашиваемому лицу.

Виды вопросов

  • 1. По содержанию: выявляющие фактическую информацию о респонденте (возраст, образование, профессия и т. п.); факты поведения в прошлом или настоящем; мнения о фактах, отношения, мотивы и нормы поведения; интенсивность отношений, оценок.
  • 2. По характеру: прямые и косвенные, открытые и закрытые.
  • 3. По функции: вводные (контактные), основные, переходные (от одного смыслового блока вопросника к другому), фильтры (но факту) или отсеивающие (но мнению), контрольные (оценивающие достоверность информации).
  • 4. По методам: количественные (шкалы, закрытые вопросы — подсчет результатов — визуализация (диаграммы)); качественные (открытые вопросы, незаконченные предложения, ассоциативные методики, кейсы — интерпретация — экспертная оценка).

Способы регистрации данных интервью: дословная запись (конспектирование); запись по памяти после завершения интервью; звукозапись (обязательно известить респондента об этом); видеозапись; кодирование условными знаками в подготовленных бланках.

Форма проведения опроса может быть очной и заочной.

Очный опрос предполагает непосредственный контакт исследователя с респондентом. Это может быть и интервью, и письменное анкетирование. Важный момент очного опроса — влияние личности человека, проводящего сбор информации.

В случае заочного опроса инструментом, опосредующим взаимодействие, выступает письменная анкета как средство сбора информации.

По форме организации выделяют групповые и индивидуальные опросы. В первом случае опрашиваются сразу несколько человек, во втором — работа ведется индивидуально.

Наиболее распространенный вид очного опроса — различные интервью. Последовательность задаваемых вопросов имеет большое значение для получения качественной информации. Существует специфика составления вопросника для интервью, учитывающего особенности личного взаимодействия участников опроса, а также этап (фазу) его проведения.

Выделяют фазы опроса по цели и характеру вопросов.

  • • Фаза адаптации — включает подготовку к работе с данной конкретной анкетой, принятие реципиентом задачи отвечать последовательно на ряд разнообразных вопросов (особенно это касается вопросов, связанных с реальной жизнью реципиента: отношения с начальством, семейные проблемы и проч.), создание положительной обстановки.
  • • Фаза сбора основной информации — непосредственный сбор информации в ситуации общения с респондентом.
  • • Выход из ситуации опроса — создание у респондента положительных впечатлений от встречи с интервьюером.

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью (или формализованное и свободное).

В случае стандартизированного (формализованного) интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения.

Методика нестандартизированного (свободного) интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. В ситуации свободного интервью две беседы, проводимые одним и тем же интервьюером, могут сильно отличаться друг от друга. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Выделяют также другие виды интервью, например фокусированное, терапевтическое и др. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями по целям применения и характеру получаемой информации.

Анкета — опросный лист. Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое).

Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового, опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых, но структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. «Ситуация опроса всегда представляет собой услугу со стороны респондента, согласившегося отвечать на наши вопросы (даже если мы работаем в перспективе на его интересы), поэтому создание комфортных условий для его работы — наша прямая обязанность!»[1]

  • [1] Алешина Ю. Е. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование / сост. Ю. Е. Алешина, К. Е. Данилин, E. М. Дубовская. М., 1989. С. 4−31.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой