Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый блок механизма психической регуляции «Нравственные основы психической регуляции» включает личностные свойства, выполняющие мотивирующую смыслообразующую функцию. Его центральным звеном являются просоциальные деловые мотивы, определяющие направленность педагогической деятельности. Свойства личности, включенные в данный блок, оказывают широкий спектр психорегулирующих воздействий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Особенности психологической регуляции педагогической деятельности
    • 1. 1. Структура личностных свойств
      • 1. 1. 1. Психофизиологические свойства личности и педагогическая деятельность
      • 1. 1. 2. Педагогические способности
      • 1. 1. 3. Направленность личности учителя
      • 1. 1. 4. Профессионально значимые качества личности учителя
    • 1. 2. Структура педагогической деятельности и общения
    • 1. 3. Педагогическое мастерство в деятельности учителя
    • 1. 4. Учебная дисциплина «география» и особенности ее преподавания
    • 1. 5. Проблема и задачи многостороннего изучения личности учителя как субъекта профессиональной педагогической деятельности
  • ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Наблюдение
    • 2. 2. Метод тестов
    • 2. 3. Условия проведения эксперимента
  • ГЛАВА 3. Изучение объективно- и субъективно-психологических показателей педагогической деятельности учителя географии
    • 3. 1. Сравнительная характеристика групп учителей с различным уровнем профессионализма деятельности
    • 3. 2. Общая характеристика деятельностных показателей
    • 3. 3. Исследование объективно-психологических проявлений педагогической деятельности
      • 3. 3. 1. Объективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Активность делового общения»
      • 3. 3. 2. Объективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Побуждающая активность учителя»
      • 3. 3. 3. Объективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Деловая активность учителя»
      • 3. 3. 4. Объективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Организационно-оценочная активность»
    • 3. 4. Исследование субъективно-психологических показателей педагогической деятельности
      • 3. 4. 1. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Нравственные основы психорегуляции»
      • 3. 4. 2. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Стеничность — интеллект»
      • 3. 4. 3. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Доминантность общения»
      • 3. 4. 4. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок
  • Непрестижность"

Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях постоянного совершенствования образовательной системы происходит усложнение социально-профессиональных функций учителя, остро встает вопрос о методическом мастерстве, о способности учителя творчески подходить к организации учебного процесса. На современном этапе развития образования существует потребность в подготовке высокопрофессиональных учителей, способных выявить и актуализировать свои возможности в педагогической деятельности.

В связи с этим в современных психолого-педагогических исследованиях (А.К. Маркова, 1993; Л. М. Митина, 1994, 1998, 1999; В. А. Сластенин 1998; В. П. Симонов, 1995, 1997; В. А. Якунин, 1998; Е. А. Климов, 1995) большое внимание уделяется вопросу психологической подготовленности учителя к деятельности, которая выступает как сформированная в процессе обучения и опыта работы целостная структура различных свойств личности, специфичность которой определяет профессиональную компетентность, профессиональную успешность, педагогическое мастерство. Общие механизмы регулирующего воздействия личностных свойств на деятельность раскрыты в работах П. Н. Анохина, 1968; O.A. Асмолова, 1979; O.A. Коноп-кина, 1978; В. Ф. Ломова 1981; B.C. Мерлина, 1996.

Однако, необходимо отметить, что существует определенный недостаток психолого-педагогических знаний, о процессе психической регуляции педагогической деятельности учителей-предметников, в частности учителей географии, работающих на высоком профессиональном уровне. В связи с этим наблюдается противоречие между необходимостью подготовки учителей-предметников, отличающихся высоким профессионализмом, и недостаточной изученностью механизма психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера.

Изучение проблемы психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера позволит раскрыть психологический механизм, детерминирующий процесс педагогической деятельности, совершенствовать, корректировать и прогнозировать особенности работы учителя с целью повышения профессиональной компетентности и педагогического мастерства.

Все выше сказанное свидетельствует об особой актуальности исследуемой проблемы на современном этапе развития образовательной системы.

Методологической основой исследования является: психологическая теория личности (Б.Г Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев. К. К. Платонов, С.Л. Рубинштейн) — системный, личностный, дея-тельностный подходы комплексного изучения человека как субъекта профессиональной деятельности (Л.С. Выготский, K.M. Гуревич, Ю. М. Забродин. Б. Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин) — теория педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин, В. А. Крутецкий, Б.М. Теплов), теория формирования личности учителя (В.А. Сластенин, Н. В. Кузьимина, А.И. Щербаков), теория профессиональной ориентации (Е.А. Климов, И. Н. Назимов, В. Д. Симоненко, А. Д. Сазонов, С.Н. Чистякова).

Целью исследования является построение идеальной модели механизма психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера в условиях преподавания географии.

Объект исследования — личность учителя географии, его педагогическая деятельность на высшем уровне профессионального мастерства.

Предмет исследования — механизм психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера на уровне личностных свойств.

Гипотеза исследования. Согласно предварительным данным предполагается, что высокий профессионализм обусловлен глубокой интеграцией личности учителя-мастера с деятельностью и характеризуется активным участием всех свойств личности в регулирующем воздействии на деятельность. Производимое воздействие осуществляется группами личностных свойств и отличается четкой направленностью преобладающего влияния на структурные компоненты деятельности. Можно предположить, что центральным звеном механизма психорегуляции учителя-мастера являются личностные свойства, выполняющие мотивирующую и смыслообразующую функции, определяющие направленность личности.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Осуществить анализ состояния рассматриваемой проблемы психической регуляции педагогической деятельности в психолого-педагогической и методической литературе, обосновать методологические подходы к ее решению.

2. Изучить структуру и содержание педагогической деятельности учителя-предметника на основе анализа ее объективно-психологических проявлений.

3. Изучить индивидуально-психологические особенности личности учителя, участвующие в психорегуляции педагогической деятельности, структуру и содержательные особенности механизма психической регуляции педагогической деятельности.

4. Разработать модель механизма психорегуляции педагогической деятельности учителя-предметника, обладающего высоким уровнем профессионализма.

Методы исследования. В работе использованы методы анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы, в объективно-психологическом исследовании применялись методики системного анализа и оценки эффективности учебных занятий В. П. Симонова, оценки работы учителя Дж. Хазарда в модификации Л. М. Митиной, модифицированная методика анализа категорий взаимодействия Н. Фландерса, использовалась карта-схема наблюдения урока. В исследовании применялись методики многостороннего изучения личности: шестнадцати факторный личностный опросник Р. Кэттелла, были использованы методики диагностики межличностных отношений Т. Лири в модификации JI.H. Собчик, изучения локуса контроля Роттера, исследования основных свойств нервной системы по Я. Стреляу, изучения основных модальностей эмоций по Рабинович, применялся психодиагностический опросник Личко.

Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием специального программного обеспечения SPSS + PC (Statistical Paskaje Social Scinces for IBM), предназначенного для исследований в области общественных наук.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается.

1. В раскрытии механизма психического регулирования педагогической деятельности учителя-мастера на примере изучения преподавателей географии. Выявлена иерархическая организация и основные структурные компоненты этого механизма.

2. В установлении характера влияния структурных компонентов механизма на педагогическую деятельность учителя-мастера. Дана качественная характеристика их влияния на компоненты педагогической деятельности.

3. В выявлении наиболее значимых для деятельности свойств личности учителя-профессионала, активно участвующих в ее регуляции.

Достоверность и обоснованность выводов, содержащихся в диссертации, обеспечивается соответствием используемых методов исследования предмету, объекту, целям и задачам работы, комплексностью методического обеспечения, позволяющего изучать личностные показатели в сочетании с объективно-психологическими, созданием единых условий наблюдения, использованием методов математической статистики (корреляционный и факторный анализ) для обработки экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования:

1. Использование разработанной модели механизма психорегуляции педагогической деятельности в качестве эталона позволит оценивать как уровень подготовки специалистов, так и разрабатывать обучающие программы для повышения квалификации учителей.

2. Полученные результаты позволили разработать комплекс рекомендаций учителям-практикам и методистам, способствующих повышению эффективности педагогической деятельности, облегчению выбора методики и технологии обучения.

3. Выделенный комплекс психодиагностически значимых объективно-психологических показателей может быть использован школьным психологом с целью диагностики эффективности педагогической деятельности, изучения индивидуального стиля деятельности и общения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психодиагностически значимый комплекс объективно-психологических проявлений психорегулирующих функций личности учителя-мастера, многосторонне характеризующий педагогическую деятельность и деловое общение на уроке: особенности мотивации, широту и состав используемых средств обучения, особенности организации и оценки учебной деятельности.

2. Механизм психической регуляции педагогической деятельности учителя-мастера, характеризующийся целостной, структурно организованной совокупностью свойств, в которых центральное место занимает просо-циальная деловая направленность и тесно связанные с ней непрестижность, стенические психодинамические свойства и качества ума, черты, определяющие доминантность в общении.

Апробация результатов исследования. Содержание работы неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Педагогическая психология» и на научно-практических конференциях Московского педагогического университета 1997;1999 гг. Основные положения работы обсуждались на всероссийской научно-практической конференции «Человек. Культура. Здоровье» .

Внедрение результатов исследования осуществлялось на секциях учителей географии в Научно-методической центре Северного округа г. Москвы, на факультете естественнонаучных дисциплин в гимназии № 1516. Результаты исследования включены в курс лекций для факультета повышения квалификации МПУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении сделаем содержательный анализ основных итогов работы и сформулируем выводы.

В соответствии с поставленными в начале исследования задачами был осуществлен анализ состояния рассматриваемой проблемы психической регуляции педагогической деятельности в психолого-педагогической и методической литературе. Отмечена недостаточная изученность процесса психической регуляции педагогической деятельности учителей-предметников, в частности учителей географии, работающих на высоком профессиональном уровне.

Изучение структуры и содержания педагогической деятельности учителя географии базировалось на результатах многостороннего изучения свойств личности, на основе анализа ее объективно-психологических проявлений. Сведения о личности учителей были получены при использовании ряда методик многостороннего изучения личности. Наблюдение объективно-психологических проявлений проходило в естественных условиях.

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности учителя, участвующих в психорегуляции педагогической деятельности, полученные в результате констатирующего эксперимента показатели были подвергнуты математической обработке с применением корреляционного и факторного анализа по Выхонду. Математический анализ позволил выявить целостную структуру и содержательные особенности механизма психической регуляции педагогической деятельности.

В результате исследования установлено, что в структуру механизма психорегуляции входит четыре компонента, названия которым даны по преобладающим в них личностным свойствам. По степени значимости в механизме психорегуляции компоненты могут быть распределены в еледующей последовательности: «Нравственные основы психорегуляции», «Стеничность — интеллект», «Доминантность общения», «Непрестижность» .

Данные^ полученные в ходе исследования, подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что высокий профессионализм обусловлен глубокой интеграцией личности учителя-мастера с деятельностью и характеризуется активным участием всех свойств личности в регулирующем воздействии на деятельность. Производимое воздействие осуществляется группами личностных свойств и отличается четкой направленностью преобладающего влияния на структурные компоненты деятельности. Можно утверждать, что центральным звеном механизма психорегуляции учителя-мастера являются личностные свойства, выполняющие мотивирующую и смыслообразующую функции, определяющие направленность личности.

Исследование механизма психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера позволило сделать следующие выводы:

1. Психодиагностически значимый комплекс показателей урочной формы педагогической деятельности, являющихся объективно-психологическими проявлениями личности учителя-мастера, многосторонне характеризующий деятельность (активность делового общения, использование мотивирующих средств, широту используемых средств обучения, особенности организации учебного процесса и его оценки) включает: количество учащихся, вовлеченных в деловое общение, количество «действий настроя», вызывающих интерес к содержанию на уроке, проявления самостоятельности учащихся в учебном труде на уроке, количество используемых средств обучения, количество негативных и позитивных оценочных суждений учителя и ряд других показателей.

2. Механизм психической регуляции педагогической деятельности учителя-мастера характеризуется целостной структурно организованной совокупностью свойств личности, включающей: 1) нравственные качества, определяющие содержание просоциальной деловой направленности- 2) психодинамические стенические свойства и качества ума, определяющие активное использование средств обучения- 3) свойства «доминантности в общении», проявляющиеся в активности предметной коммуникации и свойства «непрестижности», существенно влияющие на побуждающую активность учителя.

3. Первый блок механизма психической регуляции «Нравственные основы психической регуляции» включает личностные свойства, выполняющие мотивирующую смыслообразующую функцию. Его центральным звеном являются просоциальные деловые мотивы, определяющие направленность педагогической деятельности. Свойства личности, включенные в данный блок, оказывают широкий спектр психорегулирующих воздействий на педагогическую деятельность. Особенно сильное воздействие оказывается на оценочно-организационный аспект деятельности. Психодиагностически значимыми показателями данного блока являются: + С?3 волевой самоконтроль, + «С ответственность, альтруистический стиль общения, + «С» эмоциональная устойчивость, альтруистический стиль общения (Лири).

4. Второй блок механизма психической регуляции «стеничность-интеллект», представлен совокупностью взаимосвязанных стенических психодинамических и интеллектуальных свойств личности. Свойства личности данного блока в основном участвуют в психической регуляции деловой активности учителя, в использовании им разнообразных средств обучения. Психодиагностическую значимость имеют следующие свойства данного блока: +" В" абстрактное мышление, +" Н" дипломатичность, + «М» социальная смелость (Кэттелл), + гипертимные черты характера (Личко).

5. Третий блок механизма психической регуляции «Доминантность в общении» включает свойства личности, регулирующие активность делового общения на уроке. Психодиагностически значимыми свойствами данного блока являются + «01″ радикализм, +» Е" лидерство (Кэттелл), выраженность эмоций модальности «радость» (Рабинович) и подвижности нервной системы (Стреляу).

6. Четвертый блок механизма психической регуляции «Непрестижноссть» характеризует как и первый блок, сферу направленности личности, слабую выраженность в ней лично-престижных мотивацион-ных тенденций. Личностные свойства блока позитивно влияют на побуждающую активность учителя, на интерес учащихся к учебному процессу преподавания географии. Психодиагностически значимыми здесь являются: слабая выраженность прямолинейно-агрессивного стиля общения (Лири), -" Ь" непрестижность, +" 1″ чувствительность (Кэттелл).

7. Неблагоприятная выраженность свойств личности, включенных в механизм психической регуляции, затрудняет становление и реализацию мастерства учителя. Наличие неблагоприятных свойств личности должно отчетливо осознаваться учителем, работающим над приобретением мастерства. Неблагоприятные психодинамические предпосылки могут быть компенсированы за счет адекватной направленности личности, целенаправленной работы по формированию индивидуального стиля деятельности. Неблагоприятные особенности мотивационно-смысловой сферы требуют разработки программы самовоспитания, в реализации которой психолог должен осуществлять психологическое сопровождение деятельности учителя при активном участии последних.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Категория деятельности в психологии. // Психологический журнал. 1980, № 4, С. 18 — 22.
  2. Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции. // Психология учителя. М., 1989. 138 с.
  3. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. — 400 с.
  4. H.A. Исследование педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 5−8.
  5. H.A. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей. // Типологическая диагностика и образование / Под ред. Е. П. Гусевой. М., 1994. Гл. 5.
  6. H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей.//Вопросы психологии, 1988, № 5, С. 71−77.
  7. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1., М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.
  9. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 178 215.
  10. Т.А. Психология способностей и всестороннее развитие личности. // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 21−38.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
  12. Е.Г. К вопросу о дидактических способностях учителя. // Формирование личности учителя в системе педагогического образования. М.: МГПИ, 1981. С. 150 — 160.
  13. H.H. Методика преподавания экономической географии. М., 1990. 237 с.
  14. В.В. Психофизиологическая характеристика некоторых типов темперамента: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1968. 19 с.
  15. В.В. Темперамент и профессии повышенной сложности. //Вопросы психологии, личности и деятельности. Свердловск, 1982.-50 с.
  16. А. М. Картографическая грамотность и географическое образование: Проблемы переориентации. // География в школе, № 2, 1990.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  18. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. 173 с.
  19. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
  20. A.A. Психология личности. М., 1988. 274 с.
  21. A.A. Психология общения. М.: Институт практической психологии, 1996.-256 с.
  22. Е.Д., Ефремова Ю. Э. Психолого-педагогические критерии эффективной проверки учителем знаний учащихся. М., 1986. 14 с.
  23. Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 209 с.
  24. A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс. // Вопросы психологи. 1984. № 5.
  25. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 148 с.
  26. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. -259 с.
  27. В.М., Ершова А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.: Флинта, 1998. 232 с.
  28. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987.-215 с.
  29. Возрастная и педагогическая психология. Тексты / Сост. М. Шуаре. М.: Московский университет, 1992. 272 с.
  30. Ю.Л., Доля В. Т., Рыжаков В. М. Эксперименты по подготовке специалистов нового типа. М., 1988.
  31. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 520 с.
  32. Л.С. Педагогическая психология. // Психология: классические труды. М., 1996. 166 с.
  33. Л.С. Проблемы общей психологии. // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  34. Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем. // Применение математических методов в биологии. Л., 1964. 16 с.
  35. З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. Пермь, 1979. 74 с.
  36. Т.П., Коринская В. А. Методы и формы организации обучения географии. М., 1964. 165 с.
  37. Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся общеобразовательной школы: начальное и среднее звено. Киев, 1996. 38 с.
  38. Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972. 126 с.
  39. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. 260 с.
  40. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя.//
  41. Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 100- 111.
  42. Ф.Н. Способности и интересы. М., 1962. 305 с.
  43. А. В. Урок географии в средней школе. М., Просвещение, 1984.-253 с.
  44. A.B. Методика преподавания географии. М., 1966. 392 с.
  45. О.В. К методологии исследования эмоционального компонента деятельности и психических состояний спортсменов. // Психология спортивной деятельности. М., 1977. С. 16 22.
  46. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Афтореф. дис. докт. псих, наук.- М., 1985 36 с.
  47. О.В., Тихолаз Т. М. Психологические особенности индивидуального стиля педагогического общения. М., 1995
  48. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 159 с.
  49. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
  50. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. / Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 280 с.
  51. Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя // Пед. образование. М.: Прометей, 1991. С. 11 17.
  52. В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика. 1988, № 1,С. 70−75.
  53. В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986.-40 с.
  54. Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. 176 с.
  55. Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении М., 1960. -136 с.
  56. Л.И. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород, 1993. 214 с.
  57. А.М., Зимичева С. А. Прогнозирование результативности педагогической направленности // Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. С. 123 — 129.
  58. К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980.
  59. . А. Роль речевых способностей в общении // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1972. 71 с.
  60. М. В. Педагогика мира- постановка проблемы, ее обоснование. Советская педагогика. 1989. № 1. С. 45 58.
  61. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 190 с.
  62. Кан Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995. — 128 с.
  63. Кан Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1976. 286 с.
  64. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. педагог. соч. М., 1982.
  65. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 279 с.
  66. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  67. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986.-276 с.
  68. Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство Института практической психологии, 1996. 400 с.
  69. М.С. Мир общения М., 1990. 132 с.
  70. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980. 14 с.
  71. Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск: Наука, 1985. 263 с.
  72. C.B. Учитель — ученик. М.: Педагогика, 1984. 80 с.
  73. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 254 с.
  74. Т.В., Бажин Е. Ф. О роли профессионального и полового факторов в аудиторской оценке эмоционально окрашенной речи // Проблемы космической биологии. М., 1977. С. 18 26.
  75. В. М. Новые тенденции в географической науке. // География в школе. 1990. № 5. С. 45 58.
  76. А.И. Психологическая структура действий человека. М., 1990. -56 с.
  77. В.А. Основы педагогической психологии. М. 1972. 255 с.
  78. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.- 132 с.
  79. В.А. Психология. М., 1980. — 217 с.
  80. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991.- 112 с.
  81. О. В. Интересный урок географии. М., 1989. 73 с.
  82. Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, 1967. 303 с.
  83. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 55 73.
  84. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 211 с.
  85. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976. 179 с.
  86. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М., 1985. -92 с.
  87. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
  88. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 128 с.
  89. Ю.Н., Сухобская Г. С. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Л., 1979. 165 с.
  90. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960. 215 с.
  91. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 142 с.
  92. К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. 207 с.
  93. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.
  94. A.A. Педагогическое общение. M., 1979. 162 с.
  95. A.A. Психология общения. Тарту, 1974. 280 с.
  96. А.Н. Избр. Психол. произв. Т. 1 М., 1983. 385 с.
  97. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1.С. 31−45.
  98. А.Н. Философия психологии. М., 1994. 342 с.
  99. Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М., Просвещение, 1992. 34 с.
  100. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.-209 с.
  101. . Ф. Общение и социальная регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.1. С. 142- 153.
  102. В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-444 с.
  103. Лучшие психологические тесты. / Пер. с англ. Харьков, 1994.-320с.
  104. C.B. Диагностика общения и средства саморазвития личности педагога. М., Прометей, 1995. 84 с.
  105. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 143 с.
  106. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с.
  107. Э. Методические аспекты преподавания географии. Ц География в школе. 1990. № 2. С. 77 82.
  108. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 320 с.
  109. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 109 с.
  110. Методика обучения географии в средней школе/Под ред. Л. М. Панчеш-никовои. М., Просвещение, 1983. 194 с.
  111. Методика обучения географии в средней школе. / Под ред. Бибик А. Е. и др., М., 1975.- 127 с.
  112. Методика обучения географии в средней школе. / Под ред. И.С. Матру-соваМ., 1985.-238 с.
  113. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. 173 с.
  114. Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. 49 с.
  115. Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991. -178 с.
  116. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.- 135 с.
  117. Л.М. Управлять или подавлять. М., 1999. 192 с.
  118. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 216 с.
  119. Е.М. Профессионально-педагогическая направленность как фактор формирования положительного отношения к профессии учителя./'
  120. Актуальные проблемы социальной психологии: Тез. науч. сообщ. Всесоюзный симпозиум по соц. психологии. Кострома, 1986. С. 55 — 66.
  121. Р.В. Справочная книга школьного психолога М.: Просвещение, 1993.-256 с.
  122. Л. М. Об исследовательской работе по методике обучения географии.// География в школе. 1978. № 4. С. 29 39.
  123. Л. М. Урок географии. М.: Прометей, 1990. 76 с.
  124. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 124с.
  125. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970. 143 с.
  126. Психология труда и личности учителя / Под ред. Щербакова А. П. Л., 1977. 240 с.
  127. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.-306 с.126 127 128 129 130 128 912 630 719 887 547 095 011 122 695 110 656
  128. Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 376 с. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.-104 с.
  129. В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М., 1999. -46 с.
  130. JI.H. Психодиагностика. Методы и методология: Практическоеруководство. М., 1990. 78 с.
  131. .А. Мотив и смысл. М., 1993. 114 с.
  132. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  133. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Д., 1988.- 167 с. 143 144 145 146 147 150 696 080 736 256,153,154,155,156,
  134. В.Э., Яковлева Д. С. К вопросу о формировании педагогического мышления студентов. // Вопросы психологии личности и труда. Свердловск, 1973.
  135. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Д., 1975. 19 с.
  136. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1997. 276 с.
  137. И. М. Формы учебной работы в средней школе. М., Просвещение, 1988. 96 с.
  138. Е. Я. Учебные экскурсии по географии. (Из опыта работы) М.: Просвещение, 1980. 35 с.
  139. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.-319 с.
  140. Шипунова 3. И. Развитие экономического мышления учащихся на уроках экономической и социальной географии. // География в школе. 1990. № 6. С. 41 -50.
  141. В.Г. Методика преподавания географии. М., 1949. 264 с.
  142. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М., 1978. -241 с.
  143. И. С. Требование к программам, ориентированным на развитие личности школьников. // Вопросы психологии. 1994. № 2.
  144. Adler A. Praxis und Theorie der individual Psychologie. N.Y., 1927 vol. 197.
  145. Allport G. Personality: normal and abnormal // Personality and social encounter. Boston, 1960. vol. 84.
  146. Anderson L.M., Evertson C.M., Brophy Z.E. An experimental study of effective teaching in first grade reading groups // Element. School. J. 1979. vol. 79.
  147. Rogers C. Freedom to learn for the 80's. N.Y. Toronto- Sydney. 1983. vol. 113.
Заполнить форму текущей работой