Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера
![Диссертация: Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера](https://westud.ru/work/5284063/cover.png)
Диссертация
Первый блок механизма психической регуляции «Нравственные основы психической регуляции» включает личностные свойства, выполняющие мотивирующую смыслообразующую функцию. Его центральным звеном являются просоциальные деловые мотивы, определяющие направленность педагогической деятельности. Свойства личности, включенные в данный блок, оказывают широкий спектр психорегулирующих воздействий… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Особенности психологической регуляции педагогической деятельности
- 1. 1. Структура личностных свойств
- 1. 1. 1. Психофизиологические свойства личности и педагогическая деятельность
- 1. 1. 2. Педагогические способности
- 1. 1. 3. Направленность личности учителя
- 1. 1. 4. Профессионально значимые качества личности учителя
- 1. 2. Структура педагогической деятельности и общения
- 1. 3. Педагогическое мастерство в деятельности учителя
- 1. 4. Учебная дисциплина «география» и особенности ее преподавания
- 1. 5. Проблема и задачи многостороннего изучения личности учителя как субъекта профессиональной педагогической деятельности
- 1. 1. Структура личностных свойств
- ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
- 2. 1. Наблюдение
- 2. 2. Метод тестов
- 2. 3. Условия проведения эксперимента
- ГЛАВА 3. Изучение объективно- и субъективно-психологических показателей педагогической деятельности учителя географии
- 3. 1. Сравнительная характеристика групп учителей с различным уровнем профессионализма деятельности
- 3. 2. Общая характеристика деятельностных показателей
- 3. 3. Исследование объективно-психологических проявлений педагогической деятельности
- 3. 3. 1. Объективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Активность делового общения»
- 3. 3. 2. Объективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Побуждающая активность учителя»
- 3. 3. 3. Объективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Деловая активность учителя»
- 3. 3. 4. Объективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Организационно-оценочная активность»
- 3. 4. Исследование субъективно-психологических показателей педагогической деятельности
- 3. 4. 1. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Нравственные основы психорегуляции»
- 3. 4. 2. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Стеничность — интеллект»
- 3. 4. 3. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок «Доминантность общения»
- 3. 4. 4. Субъективно-психологические показатели педагогической деятельности учителя на уроке, характеризующие блок
Список литературы
- Абдульханова-Славская К. А. Категория деятельности в психологии. // Психологический журнал. 1980, № 4, С. 18 — 22.
- Абрамова Г. С. К проблеме диагностики педагогической позиции. // Психология учителя. М., 1989. 138 с.
- Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. — 400 с.
- Аминов H.A. Исследование педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 5−8.
- Аминов H.A. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей. // Типологическая диагностика и образование / Под ред. Е. П. Гусевой. М., 1994. Гл. 5.
- Аминов H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей.//Вопросы психологии, 1988, № 5, С. 71−77.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1., М.: Педагогика, 1980. 232 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.
- Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 178 215.
- Артемьева Т.А. Психология способностей и всестороннее развитие личности. // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 21−38.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Балбасова Е.Г. К вопросу о дидактических способностях учителя. // Формирование личности учителя в системе педагогического образования. М.: МГПИ, 1981. С. 150 — 160.
- Баранский H.H. Методика преподавания экономической географии. М., 1990. 237 с.
- Белоус В.В. Психофизиологическая характеристика некоторых типов темперамента: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1968. 19 с.
- Белоус В.В. Темперамент и профессии повышенной сложности. //Вопросы психологии, личности и деятельности. Свердловск, 1982.-50 с.
- Берлянт А. М. Картографическая грамотность и географическое образование: Проблемы переориентации. // География в школе, № 2, 1990.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. 173 с.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
- Бодалев A.A. Психология личности. М., 1988. 274 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. М.: Институт практической психологии, 1996.-256 с.
- Божович Е.Д., Ефремова Ю. Э. Психолого-педагогические критерии эффективной проверки учителем знаний учащихся. М., 1986. 14 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 209 с.
- Брушлинский A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс. // Вопросы психологи. 1984. № 5.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 148 с.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. -259 с.
- Букатов В.М., Ершова А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.: Флинта, 1998. 232 с.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987.-215 с.
- Возрастная и педагогическая психология. Тексты / Сост. М. Шуаре. М.: Московский университет, 1992. 272 с.
- Воробьев Ю.Л., Доля В. Т., Рыжаков В. М. Эксперименты по подготовке специалистов нового типа. М., 1988.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 520 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. // Психология: классические труды. М., 1996. 166 с.
- Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
- Выхонду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем. // Применение математических методов в биологии. Л., 1964. 16 с.
- Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. Пермь, 1979. 74 с.
- Герасимова Т.П., Коринская В. А. Методы и формы организации обучения географии. М., 1964. 165 с.
- Гильбух Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся общеобразовательной школы: начальное и среднее звено. Киев, 1996. 38 с.
- Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972. 126 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. 260 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя.//
- Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 100- 111.
- Гоноболин Ф.Н. Способности и интересы. М., 1962. 305 с.
- Даринский А. В. Урок географии в средней школе. М., Просвещение, 1984.-253 с.
- Даринский A.B. Методика преподавания географии. М., 1966. 392 с.
- Дашкевич О.В. К методологии исследования эмоционального компонента деятельности и психических состояний спортсменов. // Психология спортивной деятельности. М., 1977. С. 16 22.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Афтореф. дис. докт. псих, наук.- М., 1985 36 с.
- Дашкевич О.В., Тихолаз Т. М. Психологические особенности индивидуального стиля педагогического общения. М., 1995
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. 159 с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. / Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 280 с.
- Забродин Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя // Пед. образование. М.: Прометей, 1991. С. 11 17.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика. 1988, № 1,С. 70−75.
- Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986.-40 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. 176 с.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении М., 1960. -136 с.
- Захарова Л.И. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород, 1993. 214 с.
- Зимичева А.М., Зимичева С. А. Прогнозирование результативности педагогической направленности // Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. С. 123 — 129.
- Иберла К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980.
- Ильюк Б. А. Роль речевых способностей в общении // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1972. 71 с.
- Кабатченко М. В. Педагогика мира- постановка проблемы, ее обоснование. Советская педагогика. 1989. № 1. С. 45 58.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 190 с.
- Кан Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995. — 128 с.
- Кан Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1976. 286 с.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. педагог. соч. М., 1982.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 279 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986.-276 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство Института практической психологии, 1996. 400 с.
- Коган М.С. Мир общения М., 1990. 132 с.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980. 14 с.
- Колесников Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск: Наука, 1985. 263 с.
- Кондратьева C.B. Учитель — ученик. М.: Педагогика, 1984. 80 с.
- Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 254 с.
- Корнева Т.В., Бажин Е. Ф. О роли профессионального и полового факторов в аудиторской оценке эмоционально окрашенной речи // Проблемы космической биологии. М., 1977. С. 18 26.
- Котляков В. М. Новые тенденции в географической науке. // География в школе. 1990. № 5. С. 45 58.
- Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. М., 1990. -56 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М. 1972. 255 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.- 132 с.
- Крутецкий В.А. Психология. М., 1980. — 217 с.
- Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991.- 112 с.
- Крылова О. В. Интересный урок географии. М., 1989. 73 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, 1967. 303 с.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 55 73.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 211 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976. 179 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М., 1985. -92 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 128 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Л., 1979. 165 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960. 215 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 142 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. 207 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. M., 1979. 162 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, 1974. 280 с.
- Леонтьев А.Н. Избр. Психол. произв. Т. 1 М., 1983. 385 с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1.С. 31−45.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994. 342 с.
- Лисенкова Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М., Просвещение, 1992. 34 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.-209 с.
- Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.1. С. 142- 153.
- Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-444 с.
- Лучшие психологические тесты. / Пер. с англ. Харьков, 1994.-320с.
- Максимов C.B. Диагностика общения и средства саморазвития личности педагога. М., Прометей, 1995. 84 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 143 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с.
- Марлоу Э. Методические аспекты преподавания географии. Ц География в школе. 1990. № 2. С. 77 82.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 320 с.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 109 с.
- Методика обучения географии в средней школе/Под ред. Л. М. Панчеш-никовои. М., Просвещение, 1983. 194 с.
- Методика обучения географии в средней школе. / Под ред. Бибик А. Е. и др., М., 1975.- 127 с.
- Методика обучения географии в средней школе. / Под ред. И.С. Матру-соваМ., 1985.-238 с.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. 173 с.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. 49 с.
- Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991. -178 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.- 135 с.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять. М., 1999. 192 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 216 с.
- Никиреев Е.М. Профессионально-педагогическая направленность как фактор формирования положительного отношения к профессии учителя./'
- Актуальные проблемы социальной психологии: Тез. науч. сообщ. Всесоюзный симпозиум по соц. психологии. Кострома, 1986. С. 55 — 66.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога М.: Просвещение, 1993.-256 с.
- Панчешникова Л. М. Об исследовательской работе по методике обучения географии.// География в школе. 1978. № 4. С. 29 39.
- Панчешникова Л. М. Урок географии. М.: Прометей, 1990. 76 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 124с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970. 143 с.
- Психология труда и личности учителя / Под ред. Щербакова А. П. Л., 1977. 240 с.
- Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.-306 с.126 127 128 129 130 128 912 630 719 887 547 095 011 122 695 110 656
- Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 376 с. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.-104 с.
- Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. М., 1999. -46 с.
- Собчик JI.H. Психодиагностика. Методы и методология: Практическоеруководство. М., 1990. 78 с.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993. 114 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Д., 1988.- 167 с. 143 144 145 146 147 150 696 080 736 256,153,154,155,156,
- Тамарин В.Э., Яковлева Д. С. К вопросу о формировании педагогического мышления студентов. // Вопросы психологии личности и труда. Свердловск, 1973.
- Томилова Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Д., 1975. 19 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1997. 276 с.
- Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. М., Просвещение, 1988. 96 с.
- Чернихова Е. Я. Учебные экскурсии по географии. (Из опыта работы) М.: Просвещение, 1980. 35 с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.-319 с.
- Шипунова 3. И. Развитие экономического мышления учащихся на уроках экономической и социальной географии. // География в школе. 1990. № 6. С. 41 -50.
- Эрдели В.Г. Методика преподавания географии. М., 1949. 264 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М., 1978. -241 с.
- Якиманская И. С. Требование к программам, ориентированным на развитие личности школьников. // Вопросы психологии. 1994. № 2.
- Adler A. Praxis und Theorie der individual Psychologie. N.Y., 1927 vol. 197.
- Allport G. Personality: normal and abnormal // Personality and social encounter. Boston, 1960. vol. 84.
- Anderson L.M., Evertson C.M., Brophy Z.E. An experimental study of effective teaching in first grade reading groups // Element. School. J. 1979. vol. 79.
- Rogers C. Freedom to learn for the 80's. N.Y. Toronto- Sydney. 1983. vol. 113.