Динамика развития личности студентов педагогического колледжа
Диссертация
Развитие студентов базы 11 классов в процессе обучения является неэффективным, замедляется и не только не позволяет в достаточной степени студентам подготовиться к будущей профессии, овладеть необходимыми личностными качествами, но и снижает имеющийся изначально уровень развития этих качеств. Так, за время обучения у данных студентов снизились показатели общительности, открытости, самопринятия… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности развития личности в процессе профессионального образования
- 1. 1. Личностное и профессиональное развитие как психологическая проблема
- 1. 2. Возрастные особенности развития в период студенчества
- 1. 3. Профессиональное образование и развитие личности специалиста
- 1. 4. Образовательная среда и ее влияние на развитие личности студента
- Глава 2. Процедура исследования
- 2. 1. Основная процедура исследования
- 2. 2. Объект исследования
- 2. 3. Выбор методов и методик исследования
- Глава 3. Анализ результатов исследования
- 3. 1. Обоснование групп для исследования
- 3. 2. Анализ результатов исследования
- 3. 2. 1. Анализ результатов первичной диагностики, проведенной на первом году обучения
- 3. 2. 2. Анализ результатов повторной диагностики, проведенной на втором году обучения
- 3. 2. 3. Анализ результатов повторной диагностики, проведенной на третьем году обучения
- 3. 3. Анализ результатов исследования особенностей мотивации студентов
- 3. 4. Корреляционный анализ полученных данных
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1999. 672 с.
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблем общения// Проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218−241.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 298 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/ Пер. с нем. и вступ. ст. А. М. Боровикова. М., 1995. 291 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т./ Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980. Т 1. 310 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания/ Под ред. А. А. Бодалева. М., Воронеж, 1996. 284 с.
- Ананьев Б.Г. Структура личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.91−95.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1996. 376 с.
- Анциферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия// Психологический журнал. 1993. № 2. С.3−16.
- Ю.Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир"// Вопросы философии. 1993. № 5. С.130−160.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996. 768 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 284 с.
- Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения// Вопросы психологии. 1984. № 1. С.51−57.
- Батищев Б.С. Особенности культуры глубинного общения// Вопросы философии. 1995. № 3. С. 109−129.
- Бахтин М.М. Философия поступка// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984−85. М., 1986. С.3−23.
- БезруковаВ.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. 334 с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. 192 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 213 с.
- Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии// Царство Духа и царство Кесаря/ Сост. послесл.
- П.В.Алексеева. М., 1995. С.4−161.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 423 с. й
- Б^тышев С .Я. Подготовка рабочих в средне-профессионально- / техническом училище. М., 1988. 176 с.
- Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.146−151.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 256 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. 285 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 431 с.
- Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков// Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47−56.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.230−237.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М., 2001. 368 с.
- Выготский Л.С. Антология гуманной психологии. М., 1996. 295 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т 2. 502 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 368 с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. Т.З. 368 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 347 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982−1984.
- Выготский JI.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., Л., 1935.215 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999. 330 с.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: Личность от молодости до старости. М., 1999. 272 с.
- Гамезо М.В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003. 512 с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43 52.
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. С-Пб, 2001. 346 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. 144 с.
- ГорянинаВ.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия// Психологический журнал. 1997. № 6. С.23−41.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. С-Пб, 2002. 464 с.
- Гуманистическая психология// Иностранная психология. 1993. Т.1. № 1. С.7−38.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Посообие для преподавателей. М., 1994. 197 с.
- Дарвиш О. Б. Возрастная психология / Под ред. В. Е. Клочко. М., 2003. 264с.
- Дергач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: Путидостижения вершин профессионализма. М., 1993. 215 с.
- Дмитриев А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов// Начальная школа. 1990. № 7. С.64−68.
- Додонов Б.И. О системе «личность»// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.110−119.
- Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976. 230 с.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994. 163 с.
- Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. М., 2002. С. 6 13.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 464 с.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога// Вопросы психологии. 2000. № 3. С.57−66.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 213 с.
- Квашко Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие: Миф или реальность?. Владивосток, 2002. 260 с.
- Кларин М.В. Обучение на основе целостного опыта: Стратегия гуманизации учебного процесса// Современная школа: Гуманизация отношений учителей, учащихся, родителей. 4.1. М., 1993. С. 143−189.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996. 400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.512 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965. 249 с.
- Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126−136.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989. 225 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. 192 с.
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, 1994. 294 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976. 303 с.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965. 316 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С.51−59.
- Кукушин B.C. Общие основы педагогики. Ростов-на-Дону. 2002. 224с.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. С-Пб, 1999. 136 с.
- Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.315 с.
- Лейтес Н.С. Принцип развития в психологии. М., 1978. 324 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 208 с.
- Леонтьев А.Н. Формирование личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.166−178.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М., 1977. 264 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1982. 584 с.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е. В. Професиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии. 2001. № 1. С.57−66.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза развития. М., 1986. 369 с.
- Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990. 304 с.
- Личность и деятельность. Л., 1983. 199 с.
- Личность: Определение и описание//Вопросы психологии. 1992. № 3−4. С.35−37.
- Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.238−246.
- Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб, 2000. 592 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию/ Сост. и предисл. Ю. Л. Сенокосова. М., 1990. 368 с.
- Мамардашвили М.К. Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений)// Как я понимаю философию/ Сост. и предисл. Ю. Л. Сенокосова. М., 1990. С. 337−356.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 192 с.
- Марцинковская М.Д., Ярошевский М. Г. Сто выдающихся психологов мира. М., Воронеж, 1996. 320 с.
- Маслоу А. Психология бытия/ Пер. с англ. М., 1997. 304 с.
- Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты. М., 1982. 439 с.
- Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1989. 384 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности/ Под ред. В. А. Климова. М., 1996. 448 с.
- Методики изучения психологических особенностей личности студентов / Автор-сост. И. И. Скрипюк. С-Пб, 1993. 78 с.
- Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990. 220 с.
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя// Вопросы психологии. !987. № 6. С.47−55.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.28−38.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассника. М., 1976. 216 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998. 456 с.
- Мясищев В.Н. Личность и отношения человека// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.95−105.
- Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.451 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. в.пед.уч.зав.: В 3 кн.: Кн.1. Общие основы психологии. М., 1997. 608 с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование: актуальные проблемы развития // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. М., 2002. С. 33 38.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. 360 с.
- Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М., 1988. 304 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. 352 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Пособие для студ.псих.факультетов. М., 1995. 224 с.
- Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова и др. М., 1988. 247 с.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.32 с.
- Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании// Вопросы психологии. 2002. № 1. С.38−45.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). М., 1993. 263 с.
- Петровский А.В. Возможности и пути построенияобщепсихологической теории личности// Вопросы психологии. 1987. № 4. С.30−44.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
- Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.119−130.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 186 с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. 184 с.
- Полутина Г. Н. Формирование общеучебных умений важное условие самообразования и развития личности студента // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. М., 2002. С. 152 — 155.
- Построение образовательной среды в дошкольном учреждении / Под ред. В. А. Петровского. М., 1992. 445 с.
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под. ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М., 1993. 212 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996. 256 с.
- Психодиагностические тесты в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976. 158 с.
- Психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998. 512 с.
- Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983. 448 с.
- Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мишера. М., 1997. 479 с.
- Психологическое исследование социального развития личности. М., 1991.231 с.
- Психологическое исследование: Метод, рекомендации к проведению.1. С-Пб, 1994. 119 с.
- Психологическое обеспечение социального развития личности/ Под ред. А. А. Крылова. Л., 1989. 149 с.
- Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов/
- A.Д.Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Ларина и др./ Под ред.
- B.А.Петровского. М., 1995. 152 с.
- Психология изучения десятиклассников. М., 1971. 118 с.
- Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. 183 с.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия/ Сост. А. А. Реан. С-Пб, 2001. 320 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. 480 с.
- Психология личности: Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. 288 с.
- Психология от рождения до смерти/Под ред. А. А. Реана. С-Пб, 2001. 656 с.
- Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.215 с.
- Психология формирования и развития личности. М., 1981. 365 с.
- Психолого-педагогическая диагностика личности будущего учителя в системе профессиональной ориентации: Методические рекомендации/ Сост. В. Ф. Моргун. Киев, 1990. 114 с.
- Психолого-педагогические основы подготовки современного учителя: Метод. рекомендации/Под ред. И. А. Зазюна. Полтава, Киев, 1990. 78 с.
- Рабинович П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей// Вопросы психологии. 1987. № 6. С.112−115.
- Развитие личности ребенка. М., 1987. 272 с.
- Разумникова О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности// Вопросы психологии. 2002. № 1. С.111−126.
- Разумникова О.М., Николаева Е. И. Соотношение оценок внимания и успешности обучения// Вопросы психологии. 2001. № 1. С.123−130.
- Райгородский Д.Я. Теория личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. 480 с.
- Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб, 1996. 110 с.
- Реан А.А. Психологическая диагностика в педагогическом процессе. СПб, 1996. 134 с.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 84с.
- Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога// Вопросы психологии. 1990. № 2. С.77−81.
- Реан А.А. Самоактуализация и самотрансценденция личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.305−308.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. С-Пб, 1999. 416 с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. 200 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. 320 с.
- Ричмонд У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. М., 1968. 277 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании. М., 1996. 529 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию в становлении человека/ Пер. с англ. М., 1994. 480 с.
- Роджерс К.Р. Клиент-центрированная терапия/ Пер. с англ. М., 1997.320 с.
- Российское сознание: психология, феноменология, культура: Межвузовский сборник научных работ. Самара, 1994. 328 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии/ Под общ.ред.Е. В. Шорохова. М., 1975. 385 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир (Отрывки из рукописи)// методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 195 216.
- Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний. М., 1996. 258 с.
- Рудкевич JI.A., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.297−305.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. 336 с.
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. С-Пб, 2001. 234 с.
- Ситников В.Л. Знания о профессии учителя как фактор становления профессионального сознания у студентов педвузов// Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя. Л., 1991. С. 112 124.
- Сиялова И.А. Социально-психологический тренинг для младших подростков: Учебно-метод. пособие. С-Пб, 2001. 48 с.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.380−396.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития// Вопросы психологии. 1998. № 6. С.3−18.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М., 1995. 384 с.
- Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998. 800 с.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения. М., 1991. 176 с.
- Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога// Вопросы психологии. 2002. № 1. С.88−95.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1995. 485 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2000. 448 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: Изд.2-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону, 2003. 544 с.
- Толстых А.В. Возраста жизни. М., 1988. 380 с.
- Тхагапсоев Х.Г. Учитель и культура: Проблемы подготовки педагогических кадров//Педагогика. 1998. № 1. С.66−72.
- Тышкова М.И. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях// Вопросы психологии. 1987. № 1. С.97−101.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 2 т. М., 1988.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 425 с.
- Франк С.Л. Смысл жизни// Духовные основы общества: Сборник/ Сост. и авт.вступ.ст.П. В. Алексеев. М., 1992. С. 147−216.
- Франки В. Доктор и душа/ Пер. с англ.А. А. Бореева. С-Пб, 1997. 288 с.
- Франки В. Человек в поисках смысла: Сборник/ Пер. с англ. и нем./ Общ.ред.Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., 1990. 309 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы/ Пер. с англ./ Общ.ред.и послесл.В. С. Гуревича. М., 1989. 272 с.
- Фромм Э. Иметь или быть?/ Пер. с англ. М., 1990. 216 с.
- Хараш А.У. Личность, сознание и общение: К обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий// Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов/ Сост. и вступ. очерки А.Красило и
- А.Новгородцевой. М., 1995. С.216−227.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т.2. 376 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов// Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э.Фромма. М., 1995. С.9−181.
- Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов: В 2 ч. 4.1. М., 1994. 420 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб, 1998. 608 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. М., 1994. 353 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. 288с.
- Чернышев А.С. Психологическая подготовка будущих педагогов// Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 140−143.
- Чистяков Н.Н., Захаров Ю. А., Новикова Т. Н., Белюк Л. В. Профессиональная ориентация молодежи: Учебное пособие. Кемерово, 1988. 85 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. 96 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999. 512 с.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979. 258 с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 482 с.
- Экштейн Л.С. Формирование личности студента —Ч^ЯСна из основных /задач педагогического колледжа// Ленинградская область на пути модернизации образования: Сборник научно-методических и практических материалов: В 2 ч. 4.2. С-Пб, 2002. С. 107−112.
- Экштейн Л.С. Формирование личности студента в системе профессионального образования// От развития образования к развитию региона: Материалы региональной научно-практической конференции. Гатчина, 2002. С.92−97.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (В традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М., 1994. 168 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. 1971. № 4. С.34−42.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995. 320 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование и профессиональный отбор. М., 1997. 320 с.
- Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М., 1997. 256 с.
- Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис / Пер. с англ./ Общ. ред и пред. А. В. Толстых. М., 1996. 344 с.
- Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности// Психологический журнал. 1981. № 4. С.142−147.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. С-Пб, 2000. 349 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 366 с.
- Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. 654 с.