Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика развития личности студентов педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие студентов базы 11 классов в процессе обучения является неэффективным, замедляется и не только не позволяет в достаточной степени студентам подготовиться к будущей профессии, овладеть необходимыми личностными качествами, но и снижает имеющийся изначально уровень развития этих качеств. Так, за время обучения у данных студентов снизились показатели общительности, открытости, самопринятия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности развития личности в процессе профессионального образования
    • 1. 1. Личностное и профессиональное развитие как психологическая проблема
    • 1. 2. Возрастные особенности развития в период студенчества
    • 1. 3. Профессиональное образование и развитие личности специалиста
    • 1. 4. Образовательная среда и ее влияние на развитие личности студента
  • Глава 2. Процедура исследования
    • 2. 1. Основная процедура исследования
    • 2. 2. Объект исследования
    • 2. 3. Выбор методов и методик исследования
  • Глава 3. Анализ результатов исследования
    • 3. 1. Обоснование групп для исследования
    • 3. 2. Анализ результатов исследования
      • 3. 2. 1. Анализ результатов первичной диагностики, проведенной на первом году обучения
      • 3. 2. 2. Анализ результатов повторной диагностики, проведенной на втором году обучения
      • 3. 2. 3. Анализ результатов повторной диагностики, проведенной на третьем году обучения
    • 3. 3. Анализ результатов исследования особенностей мотивации студентов
    • 3. 4. Корреляционный анализ полученных данных

Динамика развития личности студентов педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В научных дискуссиях 1990;2000;х гг. широко обсуждались приоритеты гуманитарного образования. Исходным моментом классического образования была названа идея становления и развития личности в пространстве профессионального обучения.

Именно в рамках профессиональной подготовки у студентов формируется система понятий и представлений об этой профессии, ее специфике, факторах и условиях реализации основных элементов деятельности, механизмах становления личности и обеспечения личностного роста.

Необходимым в процессе становления человека становится непрерывное образование, призванное обеспечить реальные условия для удовлетворения духовных, образовательных потребностей каждого человека. Однако одной из основных проблем в подготовке педагогов на сегодняшний день выступает сохраняющееся доминирование так называемого знаниевого (гностического) подхода, в рамках которого основной образовательной задачей остается формирование у студентов научно-предметных знаний, и недостаточная ориентация на формирование субъектов педагогической деятельности. Вместе с тем, личность учителя является стержневым фактором его деятельности, определяющим профессиональную позицию специалиста в педагогической деятельности и педагогическом общении. Вначале личность является условием становления будущего профессионала, приспосабливается к требованиям профессиональной деятельности, а затем сама строит и развивает их. Таким образом, развитие личности будущего специалиста и инициирование его личностно-профессионального роста является важнейшей задачей профессионального обучения.

При этом следует отметить, что личность в возрасте профессионального обучения, в студенческом возрасте, не является еще зрелой и полностью сформированной, и, следовательно, подвержена формирующему влиянию среды. Так как среда является важным фактором развития личности, существенно возрастает ответственность профессионального образования за развитие и формирование личности будущего специалиста. Это тем более важно, что профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности (Ш.Бюллер).

В последнее время все больше высказываний звучит о необходимости непрерывного образования. В связи с этим актуальность вновь приобретают средние профессиональные учебные заведения. В действительности — выпускник среднего профессионального учебного заведения хороший профессионал, знающий свое дело. Вместе с тем, согласно исследованиям (Маркова А.К., 1993), выпускнику ССУЗа гораздо сложнее ориентироваться в изменяющихся условиях, чем выпускнику ВУЗа, он менее склонен к постоянному саморазвитию и повышению квалификации, у него возникают сложности с самооценкой и ориентировкой в новом коллективе.

Сложности, возникающие у выпускников ССУЗа с началом профессиональной деятельности, в немалой степени связаны с недостаточным развитием личности, незрелостью личности.

В настоящее время в системе учебных заведений среднего профессионального образования, занимающихся подготовкой педагогов — это, как правило, педагогические колледжи — обучаются студенты на базе неполного среднего образования, после окончания 9 классов общеобразовательной школы, и на базе среднего образования, после окончания 11 классов общеобразовательной школы. Следует отметить, что данные категории студентов овладевают одной и той же специальностью, учитель начальных классов, и, следовательно, обучаются по схожим в области профессиональной подготовки программам. При этом не вызывает сомнений, что, в связи со схожестью программ, и средства, и формы обучения, так же как и содержание, является одинаковым.

Говоря о полученных учащимися знаниях, вероятно, это достаточно обусловлено, и эффективно. Однако данные категории студентов существенно отличаются друг от друга по ряду признаков, в том числе и возрастных особенностей, поэтому обучение студентов разных возрастных категорий должно быть отлично не только вследствие различного уровня подготовки, но и различного уровня развития личности.

Таким образом, исследование особенностей развития личности студентов различных возрастных категорий в условиях среднего профессионального образования и поиск путей увеличения эффективности данного процесса являются достаточно важным и актуальным. Однако решение этой задачи затруднено отсутствием исследований, посвященных психолого-педагогическим проблемам средних специальных учебных заведений и их выпускникам.

В связи с этим в качестве предмета исследования были определены особенности динамики развития личности студентов, обучающихся на базе неполного среднего образования и студентов, обучающихся на базе среднего образования, в период получения профессионального образования.

Объектом исследования являются студенты Гатчинского педагогического колледжа им. К. Д. Ушинского, обучающиеся по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» после окончания 9 или 11 классов общеобразовательной школы, всего 164 человека, девушки.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей динамики развития личностных качеств студентов в связи с особенностями их профессионального обучения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:

1. Произвести сопоставительный анализ существующих работ по данной проблеме, определить основные концептуальные подходы к изучению данной проблемы.

2. Провести сравнительный анализ особенностей развития личностных качеств студентов различных возрастных категорий.

3. Изучить динамику развития личностных качеств в процессе образования у студентов различных возрастных групп.

4. Провести сравнение особенностей динамики развития личностных качеств у студентов в связи с особенностями обучения.

5. Выявить систему факторов, влияющих на особенности развития личности будущих специалистов.

6. Наметить пути усиления эффективности развития личностных качеств для различных групп студентов.

В качестве гипотезы исследования выступает следующее утверждение: динамика развития личности студентов в образовательном учреждении определяется адекватностью образовательной среды возрастным психологическим особенностям учащихся.

Общая гипотеза раскрывается в двух частных гипотезах:

1. Студенты старшей возрастной группы (17−18 лет), обучающиеся в колледже на базе среднего образования, попадая в условия образовательного процесса, ориентированного на младшую возрастную группу, обнаруживают замедление динамики развития.

2. Студенты младшей возрастной группы (15−16 лет) находятся в условиях адекватных их уровню развития и подготовки, что обеспечивает позитивную динамику их развития.

Следует отметить, что личности учителя и будущего педагога уделяется достаточное внимание в психологической литературе. Однако данные источники практически не уделяют внимания именно средним специальным учебным заведениям и не затрагивают проблемы особенностей развития будущих педагогов в связи с принадлежностью к различным возрастным категориям. В этом состоит научная новизна данного исследования.

Теоретическое значение исследования заключается в определении особенностей динамики развития личностных качеств различных категорий студентов, обучающихся в условиях единой образовательной среды.

Практическое значение состоит в возможности использования результатов и выводов исследования для совершенствования процесса подготовки будущего профессионала — педагога в системе среднего специального образования.

В качестве положений, выносимых на защиту, выдвинуты следующие:

1. Для эффективного процесса личностно-профессионального развития необходимо создание образовательной среды, учитывающей особенности возрастного, профессионального и личностного роста студентов, позволяющей инициировать и интенсифицировать данный рост, а также профессионально значимые изменения личности.

2. Образовательная среда, неадекватная возрастным психологическим особенностям студентов, создает условия, не обеспечивающие позитивное развитие учащихся.

3. Младшая возрастная группа (15−16 лет) студентов ССУЗ в условиях адекватной образовательной среды обнаруживает позитивную динамику развития.

4. Старшая возрастная группа (17−18 лет) студентов ССУЗ в условиях образовательной среды неадекватной их возрастным психологическим особенностям обнаруживает замедление динамики развития.

Таким образом, в данной работе мы рассмотрим особенности развития личности будущего специалиста, факторы, влияющие на данный процесс, проведем исследование данных особенностей у различных категорий студентов, проследим динамику развития личностны качеств у различных категорий студентов и наметим пути стимулирования личностного развития будущих педагогов.

Результаты исследования студентов базы 9 и.

A3 БЗ.

1 невр. 5,269 6,241.

2 общит. 4,192 3,724.

3 р.агр. 4,846 6,034.

4 открыт. 6,038 5,966.

5 домин. 8 7,621.

6 консер 7,769 6,276.

7 недове 4,885 6,862.

8 уступч. 4,731 6,345.

9 конфор 5,962 7,621.

10 отзыв. 6,423 7,862.

11 выбор 2,346 2,103.

12 общ.эм. 15,69 15,59.

13 п.отн.др 8,5 10,345.

14 с. увер 7,564 5,862.

15 с. прин 7,269 5,552.

16 с.обв. 6,46 3,86.

3.3. Анализ результатов исследования особенностей мотивации студентов.

Так как на основании выше приведенного анализа мы можем утверждать, что динамика личностного развития студентов, обучающихся после окончания 11 классов, в процессе обучения замедляется и не позволяет студентам в достаточной степени подготовиться к будущей профессии, мы предположили, что данную ситуацию можно улучшить, повысив учебную и профессиональную мотивацию студентов.

Экспериментальная работа в этом направлении проводилась в период с марта по июнь 2003 года среди студентов экспериментальных групп.

После получения основных данных 3-го этапа исследования была проведена диагностика с целью уточнения особенностей мотивации студентов экспериментальных групп.

В качестве диагностических были использованы методики изучения мотивов учебной деятельности и определения мотивация успеха и боязнь неудачи. Кроме того, была проанализирована результативность практической деятельности студентов.

По данным методикам был выявлен ряд данных, позволяющих сделать их анализ на уровне средних значений.

При исследовании учебной мотивации, студенты оценивали предложенные мотивы учебной деятельности по 7-балльной системе. Список мотивов включал:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

Ю.Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 11. Выполнять педагогические требования.

12.Достичь уважения преподавателей.

13.Быть примером для сокурсников.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15.Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16.Получить интеллектуальное удовлетворение.

Средние оценки мотивов всей группы приведены в таблицах. Отметим, что среди учебных мотивов студентов, обучающихся на базе неполного среднего образования (Табл.12) основным является желание быть успешным в обучении, среди педагогов, сверстников и родителей, в будущей профессии.

Заключение

.

Современные условия требуют от учебных заведений, прежде всего, подготовки высокопрофессионального специалиста. Данная цель может быть достигнута при условии повышенного внимания не только к знаниевой стороне профессиональной подготовки, но и личностной стороне.

Изучив и проанализировав литературу по данному вопросу, мы определили несколько приоритетных положений.

Не вызывает сомнение представление о том, что целостная личность развивается и нуждается в развитии и в саморазвитии. Данный процесс характеризуется не только стихийностью, но и необходимостью достаточного сопровождения.

Личностно-профессиональное саморазвитие специалиста, работающего с людьми, неразрывно связано с возрастанием его духовной глубины, с возвышением личности в непрерывном развитии ее творческого потенциала, свободой творчества, сопряжённого с ответственностью за себя и свой выбор, который может и должен осуществляться в ходе его жизнедеятельности.

При этом для наиболее полного процесса личностно-профессионального саморазвития необходимо создание эффективной образовательной среды, учитывающей особенности возрастного, профессионального и личностного развития студентов, позволяющей в полной мере инициировать и интенсифицировать данный рост, а также профессионально значимые, качественные изменения личности, которые должны осуществляться в условиях, обеспечивающих им реализацию собственной стратегии развития, включение механизмов саморазвития.

Таким образом, для успешности процесса личностно-профессионального саморазвития внимание должно сосредоточиваться, прежде всего, на формировании эффективной образовательной среды, а также на применении активных методов психологического обучения и создании условий взаимодействия участников образовательного процесса, основанных на межличностном влиянии, которое преобразует среду жизнедеятельности в расчёте на получение нужных откликов.

Образовательная среда имеет основное значение для формирования личности специалиста, так как создает, либо не создает условия для него. Одна и та же образовательная среда может являться эффективной для определенной группы лиц и в то же время неэффективной и даже вредной для другой. Это зависит от возрастных, личностных и других особенностей учащихся.

Основные особенности человека, влияющие на его профессиональное становление, определяются, прежде всего, принадлежностью к определенной группе, то есть к группе студенчества. Влияние данной социальной группы на формирование личности является достаточно сильным и во многом зависит от направленности данной группы.

Студенчество характеризуется профессиональной направленностью и устойчиво положительным отношением к профессии. Соответственно влияние данной группы на отдельных ее членов должно являться положительным и мотивирующим дальнейшее личностно-профессиональное развитие.

В случае случайного профессионального выбора, а также разочарования в сделанном выборе на основе недовольства профессией, преподавателями, содержанием либо формой образовательного процесса и т. д., мотивация личностно-профессионального развития отсутствует. В этом случае овладение профессией данной студенческой группой не может быть успешным.

Следует отметить, что профессиональное самоопределение начинается задолго до поступления в профессиональное учебное заведение и не заканчивается с его окончанием. Оно является с одной стороны наиболее значимым компонентом профессионального развития человека, с другойкритерием одного из этапов этого процесса.

Так как целью профессионального самоопределения и становления является профессиональное развитие личности, то одной из важных сторон искомого является овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять педагогический процесс и получать необходимые результаты.

Таким образом, задачей формирования личности специалиста и личностно-профессионального развития является формирование определенного набора качеств и инициирование постоянного самосовершенствования, а также личностного и профессионального роста.

Так как в колледже обучаются две возрастные группы студентов — учащиеся базы неполной средней общеобразовательной школы и учащиеся базы средней общеобразовательной школы, — по существующим литературным источникам мы можем утверждать, что данные группы имеют множество существенных различий, касающихся их психологических особенностей.

В связи с этим было проведено исследование, цель которого состоит в выявлении особенностей развития личностных качеств студентов в связи с особенностями их профессионального обучения.

Для этого в качестве предмета исследования были определены особенности динамики развития личности студентов, обучающихся на базе неполного среднего образования, после окончания 9 класса общеобразовательной школы, и студентов, обучающиеся на базе среднего образования, после окончания 11 классов общеобразовательной школы.

Объектом исследования явились студенты, обучающиеся на базе неполного среднего образования и на базе полного среднего образования по специальности 0312 Преподавание в начальных классах.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что динамика развития личности студентов в образовательном учреждении определяется адекватностью образовательной среды возрастным психологическим особенностям учащихся. Общая гипотеза раскрывается в двух частных гипотезах:

1. Студенты старшей возрастной группы (17−18 лет), обучающиеся в колледже на базе среднего образования, попадая в условия образовательного процесса, ориентированного на младшую возрастную группу, обнаруживают замедление динамики развития.

2. Студенты младшей возрастной группы (15−16 лет) находятся в условиях адекватных их уровню психологического развития и подготовки, что обеспечивает позитивную динамику их развития.

Следует отметить, что результаты проведенного исследования подтверждают исходную гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Проведенное исследование показало, что процесс развития личности студентов проходит различно, в зависимости от возрастных особенностей и особенностей процесса обучения.

2. Уровень развития ряда психологических параметров обуславливается не только внутренними, возрастными особенностями, но и во многом определяются тем, насколько процесс развития личности включен в образовательный процесс.

3. Независимо от года обучения показатели психологических параметров в данных возрастных группах следующего набора имеют сходные значения, что позволило описать специфические психологические особенности каждой из возрастных групп.

4. Личностное развитие студентов базы 9 классов проходит гораздо интенсивнее, чем студентов базы 11 классов, и дает возможность подготовиться к будущей профессии и стать успешным специалистом. Так, за время обучения у студентов значительно повышается коммуникативные, эмпатийные качества, самооценка и самопринятие, снижается внутриличностная конфликтность.

5. Развитие студентов базы 11 классов в процессе обучения является неэффективным, замедляется и не только не позволяет в достаточной степени студентам подготовиться к будущей профессии, овладеть необходимыми личностными качествами, но и снижает имеющийся изначально уровень развития этих качеств. Так, за время обучения у данных студентов снизились показатели общительности, открытости, самопринятия, значительно выросли показатели самообвинения, спонтанной агрессивности, депрессивности.

6. Низкий уровень профессионального и личностного развития студентов, обучающихся на базе среднего образования, после окончания 11 классов общеобразовательной школы, напрямую связан с низкой мотивацией, как учебной, так и профессиональной.

7. По данным корреляционного анализа, для студентов базы неполного среднего образования ряд основных личностных параметров имеет одинаковые или сходные корреляты, не зависящие от года обучения и возраста испытуемых, тогда как для студентов базы полного среднего образования, корреляты меняются от этапа к этапу исследования, в зависимости от процесса обучения и естественного взросления.

На основании приведенных выводов можно сформулировать ряд рекомендаций по данной проблеме:

1. Процесс подготовки будущего специалиста-педагога должен быть дополнен специальными процедурами, обеспечивающими эффективное развитие личностных качеств и формирование личности специалиста.

2. Данные проведенного исследования и корреляционного анализа могут быть использованы для разработки программы личностного развития студентов, особенно обучающихся после окончания 11 классов общеобразовательной школы.

3. Для специалиста процедура мотивационного тренинга является достаточно эффективной, так как изменяет мотивационную сферу и повышает профессиональную и учебную мотивацию. Для пролонгирования эффекта мотивационного тренинга необходимо повышение мотивации через задействование мотивационной сферы во всем учебном, внеучебном и профессиональном процессе становления будущего специалиста.

Для эффективного формирования личности специалиста необходимо изменить, прежде всего, сам процесс подготовки, с целью повышения самопонимания и личной ответственности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М., 1999. 672 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблем общения// Проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218−241.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 298 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии/ Пер. с нем. и вступ. ст. А. М. Боровикова. М., 1995. 291 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т./ Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980. Т 1. 310 с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания/ Под ред. А. А. Бодалева. М., Воронеж, 1996. 284 с.
  7. .Г. Структура личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.91−95.
  8. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1996. 376 с.
  9. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия// Психологический журнал. 1993. № 2. С.3−16.
  10. Ю.Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир"// Вопросы философии. 1993. № 5. С.130−160.
  11. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996. 768 с.
  12. А.Г. Психология личности. М., 1990. 284 с.
  13. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения// Вопросы психологии. 1984. № 1. С.51−57.
  14. .С. Особенности культуры глубинного общения// Вопросы философии. 1995. № 3. С. 109−129.
  15. М.М. Философия поступка// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984−85. М., 1986. С.3−23.
  16. БезруковаВ.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. 334 с.
  17. А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. 192 с.
  18. Н.А. О назначении человека. М., 1993. 213 с.
  19. Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии// Царство Духа и царство Кесаря/ Сост. послесл.
  20. П.В.Алексеева. М., 1995. С.4−161.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 423 с. й
  22. Б^тышев С .Я. Подготовка рабочих в средне-профессионально- / техническом училище. М., 1988. 176 с.
  23. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.146−151.
  24. А.А. Личность и общение. М., 1995. 256 с.
  25. А.А. Психология о личности. М., 1988. 285 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 431 с.
  27. Л.И. Особенности самосознания у подростков// Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47−56.
  28. А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.230−237.
  29. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М., 2001. 368 с.
  30. Л.С. Антология гуманной психологии. М., 1996. 295 с.
  31. Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т 2. 502 с.
  32. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 368 с.
  33. Л.С. Проблемы развития психики: Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. Т.З. 368 с.
  34. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 347 с.
  35. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982−1984.
  36. JI.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., Л., 1935.215 с.
  37. П.Я. Введение в психологию. М., 1999. 330 с.
  38. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: Личность от молодости до старости. М., 1999. 272 с.
  39. М.В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003. 512 с.
  40. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43 52.
  41. С.В. Тренинг развития креативности. С-Пб, 2001. 346 с.
  42. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. 144 с.
  43. ГорянинаВ.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия// Психологический журнал. 1997. № 6. С.23−41.
  44. Н.В. Психология конфликта. С-Пб, 2002. 464 с.
  45. Гуманистическая психология// Иностранная психология. 1993. Т.1. № 1. С.7−38.
  46. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Посообие для преподавателей. М., 1994. 197 с.
  47. Дарвиш О. Б. Возрастная психология / Под ред. В. Е. Клочко. М., 2003. 264с.
  48. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: Путидостижения вершин профессионализма. М., 1993. 215 с.
  49. А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов// Начальная школа. 1990. № 7. С.64−68.
  50. .И. О системе «личность»// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.110−119.
  51. Т.В. Подросток. М., 1976. 230 с.
  52. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994. 163 с.
  53. Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. М., 2002. С. 6 13.
  54. Э.В. Философия и культура. М., 1991. 464 с.
  55. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога// Вопросы психологии. 2000. № 3. С.57−66.
  56. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 213 с.
  57. Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие: Миф или реальность?. Владивосток, 2002. 260 с.
  58. М.В. Обучение на основе целостного опыта: Стратегия гуманизации учебного процесса// Современная школа: Гуманизация отношений учителей, учащихся, родителей. 4.1. М., 1993. С. 143−189.
  59. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996. 400 с.
  60. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.512 с.
  61. А.Г. Психология личности. М., 1965. 249 с.
  62. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126−136.
  63. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989. 225 с.
  64. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. 192 с.
  65. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, 1994. 294 с.
  66. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976. 303 с.
  67. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965. 316 с.
  68. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С.51−59.
  69. B.C. Общие основы педагогики. Ростов-на-Дону. 2002. 224с.
  70. Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. С-Пб, 1999. 136 с.
  71. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.315 с.
  72. Н.С. Принцип развития в психологии. М., 1978. 324 с.
  73. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 208 с.
  74. А.Н. Формирование личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.166−178.
  75. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М., 1977. 264 с.
  76. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1982. 584 с.
  77. Д.А., Шелобанова Е. В. Професиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии. 2001. № 1. С.57−66.
  78. М.И. Проблемы онтогенеза развития. М., 1986. 369 с.
  79. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990. 304 с.
  80. Личность и деятельность. Л., 1983. 199 с.
  81. Личность: Определение и описание//Вопросы психологии. 1992. № 3−4. С.35−37.
  82. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.238−246.
  83. А.Г. Общая психология. С-Пб, 2000. 592 с.
  84. М.К. Как я понимаю философию/ Сост. и предисл. Ю. Л. Сенокосова. М., 1990. 368 с.
  85. М.К. Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений)// Как я понимаю философию/ Сост. и предисл. Ю. Л. Сенокосова. М., 1990. С. 337−356.
  86. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с.
  87. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 192 с.
  88. М.Д., Ярошевский М. Г. Сто выдающихся психологов мира. М., Воронеж, 1996. 320 с.
  89. А. Психология бытия/ Пер. с англ. М., 1997. 304 с.
  90. А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты. М., 1982. 439 с.
  91. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1989. 384 с.
  92. B.C. Психология индивидуальности/ Под ред. В. А. Климова. М., 1996. 448 с.
  93. Методики изучения психологических особенностей личности студентов / Автор-сост. И. И. Скрипюк. С-Пб, 1993. 78 с.
  94. А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990. 220 с.
  95. Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя// Вопросы психологии. !987. № 6. С.47−55.
  96. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.28−38.
  97. А.В. О воспитании старшеклассника. М., 1976. 216 с.
  98. B.C. Возрастная психология. М., 1998. 456 с.
  99. В.Н. Личность и отношения человека// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.95−105.
  100. В.Н. Психология отношений/ Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.451 с.
  101. Р.С. Психология: Учеб. для студ. в.пед.уч.зав.: В 3 кн.: Кн.1. Общие основы психологии. М., 1997. 608 с.
  102. A.M. Профессиональное образование: актуальные проблемы развития // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. М., 2002. С. 33 38.
  103. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. 360 с.
  104. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М., 1988. 304 с.
  105. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. 352 с.
  106. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Пособие для студ.псих.факультетов. М., 1995. 224 с.
  107. Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова и др. М., 1988. 247 с.
  108. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.32 с.
  109. В.Э. Психопрофилактика в образовании// Вопросы психологии. 2002. № 1. С.38−45.
  110. Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). М., 1993. 263 с.
  111. А.В. Возможности и пути построенияобщепсихологической теории личности// Вопросы психологии. 1987. № 4. С.30−44.
  112. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
  113. К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.119−130.
  114. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 186 с.
  115. К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. 184 с.
  116. Г. Н. Формирование общеучебных умений важное условие самообразования и развития личности студента // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Научно-методический сборник. М., 2002. С. 152 — 155.
  117. Построение образовательной среды в дошкольном учреждении / Под ред. В. А. Петровского. М., 1992. 445 с.
  118. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под. ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М., 1993. 212 с.
  119. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996. 256 с.
  120. Психодиагностические тесты в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976. 158 с.
  121. Психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998. 512 с.
  122. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983. 448 с.
  123. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мишера. М., 1997. 479 с.
  124. Психологическое исследование социального развития личности. М., 1991.231 с.
  125. Психологическое исследование: Метод, рекомендации к проведению.1. С-Пб, 1994. 119 с.
  126. Психологическое обеспечение социального развития личности/ Под ред. А. А. Крылова. Л., 1989. 149 с.
  127. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов/
  128. A.Д.Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Ларина и др./ Под ред.
  129. B.А.Петровского. М., 1995. 152 с.
  130. Психология изучения десятиклассников. М., 1971. 118 с.
  131. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. 183 с.
  132. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия/ Сост. А. А. Реан. С-Пб, 2001. 320 с.
  133. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. 480 с.
  134. Психология личности: Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. 288 с.
  135. Психология от рождения до смерти/Под ред. А. А. Реана. С-Пб, 2001. 656 с.
  136. Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.215 с.
  137. Психология формирования и развития личности. М., 1981. 365 с.
  138. Психолого-педагогическая диагностика личности будущего учителя в системе профессиональной ориентации: Методические рекомендации/ Сост. В. Ф. Моргун. Киев, 1990. 114 с.
  139. Психолого-педагогические основы подготовки современного учителя: Метод. рекомендации/Под ред. И. А. Зазюна. Полтава, Киев, 1990. 78 с.
  140. П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей// Вопросы психологии. 1987. № 6. С.112−115.
  141. Развитие личности ребенка. М., 1987. 272 с.
  142. О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности// Вопросы психологии. 2002. № 1. С.111−126.
  143. О.М., Николаева Е. И. Соотношение оценок внимания и успешности обучения// Вопросы психологии. 2001. № 1. С.123−130.
  144. Д.Я. Теория личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996. 480 с.
  145. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб, 1996. 110 с.
  146. А.А. Психологическая диагностика в педагогическом процессе. СПб, 1996. 134 с.
  147. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 84с.
  148. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога// Вопросы психологии. 1990. № 2. С.77−81.
  149. А.А. Самоактуализация и самотрансценденция личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.305−308.
  150. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. С-Пб, 1999. 416 с.
  151. Н.И. Психология личности. М., 1987. 200 с.
  152. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. 320 с.
  153. У.К. Учителя и машины. Введение в теорию и практику программированного обучения. М., 1968. 277 с.
  154. Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании. М., 1996. 529 с.
  155. К.Р. Взгляд на психотерапию в становлении человека/ Пер. с англ. М., 1994. 480 с.
  156. К.Р. Клиент-центрированная терапия/ Пер. с англ. М., 1997.320 с.
  157. Российское сознание: психология, феноменология, культура: Межвузовский сборник научных работ. Самара, 1994. 328 с.
  158. C.JI. Проблемы общей психологии/ Под общ.ред.Е. В. Шорохова. М., 1975. 385 с.
  159. C.JI. Человек и мир (Отрывки из рукописи)// методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 195 216.
  160. В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний. М., 1996. 258 с.
  161. JI.A., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.297−305.
  162. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. 336 с.
  163. Е.В. Мотивационный тренинг. С-Пб, 2001. 234 с.
  164. В.Л. Знания о профессии учителя как фактор становления профессионального сознания у студентов педвузов// Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя. Л., 1991. С. 112 124.
  165. И.А. Социально-психологический тренинг для младших подростков: Учебно-метод. пособие. С-Пб, 2001. 48 с.
  166. В.И. Реальность субъективного духа// Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. Л. В. Куликов. С-Пб, 2002. С.380−396.
  167. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития// Вопросы психологии. 1998. № 6. С.3−18.
  168. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М., 1995. 384 с.
  169. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998. 800 с.
  170. A.M. Методы активного обучения. М., 1991. 176 с.
  171. М.А. О критериях профессионализма школьного психолога// Вопросы психологии. 2002. № 1. С.88−95.
  172. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1995. 485 с.
  173. Л.Д. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2000. 448 с.
  174. Л.Д. Педагогическая психология: Изд.2-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону, 2003. 544 с.
  175. А.В. Возраста жизни. М., 1988. 380 с.
  176. Х.Г. Учитель и культура: Проблемы подготовки педагогических кадров//Педагогика. 1998. № 1. С.66−72.
  177. М.И. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях// Вопросы психологии. 1987. № 1. С.97−101.
  178. К.Д. Педагогические сочинения. В 2 т. М., 1988.
  179. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 425 с.
  180. С.Л. Смысл жизни// Духовные основы общества: Сборник/ Сост. и авт.вступ.ст.П. В. Алексеев. М., 1992. С. 147−216.
  181. В. Доктор и душа/ Пер. с англ.А. А. Бореева. С-Пб, 1997. 288 с.
  182. В. Человек в поисках смысла: Сборник/ Пер. с англ. и нем./ Общ.ред.Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., 1990. 309 с.
  183. Э. Бегство от свободы/ Пер. с англ./ Общ.ред.и послесл.В. С. Гуревича. М., 1989. 272 с.
  184. Э. Иметь или быть?/ Пер. с англ. М., 1990. 216 с.
  185. А.У. Личность, сознание и общение: К обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий// Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов/ Сост. и вступ. очерки А.Красило и
  186. А.Новгородцевой. М., 1995. С.216−227.
  187. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т.2. 376 с.
  188. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов// Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э.Фромма. М., 1995. С.9−181.
  189. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов: В 2 ч. 4.1. М., 1994. 420 с.
  190. Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб, 1998. 608 с.
  191. Г. А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. М., 1994. 353 с.
  192. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. 288с.
  193. А.С. Психологическая подготовка будущих педагогов// Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 140−143.
  194. Н.Н., Захаров Ю. А., Новикова Т. Н., Белюк Л. В. Профессиональная ориентация молодежи: Учебное пособие. Кемерово, 1988. 85 с.
  195. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. 96 с.
  196. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999. 512 с.
  197. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979. 258 с.
  198. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 482 с.
  199. Л.С. Формирование личности студента —Ч^ЯСна из основных /задач педагогического колледжа// Ленинградская область на пути модернизации образования: Сборник научно-методических и практических материалов: В 2 ч. 4.2. С-Пб, 2002. С. 107−112.
  200. Л.С. Формирование личности студента в системе профессионального образования// От развития образования к развитию региона: Материалы региональной научно-практической конференции. Гатчина, 2002. С.92−97.
  201. Д.Б. Введение в психологию развития (В традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М., 1994. 168 с.
  202. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. 1971. № 4. С.34−42.
  203. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995. 320 с.
  204. Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование и профессиональный отбор. М., 1997. 320 с.
  205. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М., 1997. 256 с.
  206. Э. Идентичность: Юность и кризис / Пер. с англ./ Общ. ред и пред. А. В. Толстых. М., 1996. 344 с.
  207. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности// Психологический журнал. 1981. № 4. С.142−147.
  208. В.А. Педагогическая психология. С-Пб, 2000. 349 с.
  209. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 366 с.
  210. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. 654 с.
Заполнить форму текущей работой