Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовую базу международной деятельности прокуратуры РФ наряду с российским законодательством составляют международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения и т. д. Эти документы затрагивают проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью и осуществления уголовного правосудия, обращения с лицами, совершившими преступления. К их числу относятся… Читать ещё >

Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Закон о прокуратуре предоставляет органам прокуратуры РФ в лице Генеральной прокуратуры РФ определенные полномочия в области международно-правового сотрудничества. Так, согласно ст. 2 указанного Закона Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных стран, а также международными организациями осуществляется в целях противодействия организованной, транснациональной преступности, для оказания правовой помощи.

Международная деятельность Генеральной прокуратуры РФ в соответствии с ее компетенцией проводится по следующим направлениям:

  • 1) осуществление прямых связей и непосредственного сотрудничества с соответствующими органами других государств и международными организациями;
  • 2) заключение и реализация соглашений о правовой помощи и сотрудничестве между прокуратурами различных государств;
  • 3) участие в разработке международных многосторонних и двухсторонних договоров и соглашений.

Правовую базу международной деятельности прокуратуры РФ наряду с российским законодательством составляют международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения и т. д. Эти документы затрагивают проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью и осуществления уголовного правосудия, обращения с лицами, совершившими преступления. К их числу относятся, например, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») от 10 декабря 1995 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые Первым конгрессом ООН 30 августа 1955 г., и др.

Особо следует отметить Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней, принятые Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1990 г. В этом документе наибольшую важность для прокуратуры РФ имеют нормы, регламентирующие: создание и расширение базы данных, содержащих информацию о действиях правоохранительных органов, финансовых документах и правонарушителях; порядок передачи материалов судебного разбирательства, а также производства экстрадиции; сбор и анализ информации в отношении международной организованной преступности; проведение конференций с участием работников правоохранительных органов, в том числе прокуратуры, и др.

Расширению международных контактов прокуратуры РФ способствовало вступление России в 1996 г. в Совет Европы, что повлекло за собой принятие ряда актов. В качестве важнейших их них можно назвать Европейские конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и о выдаче от 13 декабря 1957 г., а также соответствующие протоколы к ним, вступившие в силу для Российской Федерации с 9 марта 2000 г.

Правовая основа сотрудничества государств — членов СНГ определена в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993 г.

Прямые связи Генеральной прокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств осуществляются в формах направления и исполнения разовых поручений и запросов об оказании правовой помощи. В рамках этих связей решаются вопросы вручения документов, возбуждения уголовного преследования, производства отдельных процессуальных действий, вызова свидетелей и экстрадиции граждан и лиц без гражданства, лиц, совершивших преступления на территории иных государств, и т. д.; осуществляется постоянное сотрудничество с Европолом, Интерполом и другими организациями в борьбе с организованной транснациональной преступностью. Это может быть обмен информацией, взаимные консультации, совещания по актуальным проблемам борьбы с преступностью, выполнение принятых по их результатам решений, обмен специалистами для передачи опыта работы и т. д.

Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве заключаются по вопросам, не урегулированным межгосударственными договорами, и в тех пределах, которые признаются договаривающимися сторонами допустимыми, исходя из задач, решаемых органами прокуратур соответствующих государств.

Данные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. После заключения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. были заключены два соглашения между Генеральной прокуратурой РФ и Генеральной прокуратурой Туркменистана, а также между Генеральной прокуратурой РФ и Прокуратурой Республики Таджикистан от 7 декабря 1995 г., обязательные для исполнения согласно приказу Генерального прокурора РФ от 26 января 1996 г. № 4 «Об объявлении соглашений о правовой помощи и сотрудничестве» .

Так, в соответствии с вышеуказанным Соглашением между Генеральной прокуратурой РФ и Прокуратурой Республики Таджикистан стороны обязались оказывать друг другу помощь, но вопросам: пересылки материалов прокурорско-следственной деятельности, в том числе архивных материалов; возбуждения уголовных дел и расследования преступлений; выполнения отдельных процессуальных действий; содействия в розыске лиц, совершивших преступления, пропавших без вести, а также этапирования арестованных и осужденных; борьбы с правонарушениями в экономической и внешнеэкономической деятельности; охраны окружающей среды; обмена имеющейся информации о преступлениях и причастных к ним лицах; обмена информацией о законотворческой и правоприменительной деятельности; данными о состоянии и тенденциях преступности. Соглашением предусмотрены следующие виды обращений: поручения, запросы, просьбы.

Двусторонние соглашения заключаются в основном по вопросам, не урегулированными многосторонними соглашениями. Вместе с тем следует отметить, что они могут заключаться для конкретизации положений (или их отдельных частей) многосторонних договоров.

В отличие от ранее указанных Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г. является многосторонним и заключено между прокуратурами Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российской Федерацией. Данное Соглашение закрепляет обязанность сторон оказывать друг другу помощь по: выполнению отдельных процессуальных действий; выполнению надзорных функций, связанных с расследованием преступлений; рассмотрению вопросов о реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц; содействию в розыске без вести пропавших лиц; пересылке материалов прокурорско-следственной деятельности.

Международное сотрудничество прокуратур осуществляется также в формах обмена опытом работы и информации, совместного проведения научных исследований, организации форумов, конференций по вопросам деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов.

Одним из видов правовой помощи при выполнении международных договоров является деятельность по рассмотрению ходатайств о выдаче (экстрадиции). Она осуществляется на основании и условиях, установленных межгосударственными договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам и иными международными обязательствами РФ, а также на основании принципа взаимности. При этом прокуроры обязаны строго соблюдать требования Конституции РФ (ст. 61, 63), не допускающие выдачи другим государствам граждан Российской Федерации, и исключающие возможность выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые преступлением в Российской Федерации.

Запрос о выдаче должен отвечать установленным требованиям. В нем должны быть указаны: фамилия, имя, отчество лица, выдача которого запрашивается; информация о его гражданстве; другие данные о личности; приложены его фотографии и отпечатки пальцев; описан состава правонарушения, в связи с которым запрашивается выдача; текст закона, предусматривающего квалификацию данного правонарушения и санкцию за его совершение, а также к нему должны быть приложены копия постановления о заключении под стражу, заверенная копия приговора осужденного лица с указанием неотбытой части наказания. Принятие решений о выдаче относится к исключительной компетенции Генерального прокурора РФ и его заместителей. Другие должностные лица органов прокуратуры таким правом не обладают. Вопросами экстрадиции в Генеральной прокуратуре РФ занимается международно-правовое управление, выполняющее основную работу по всем направлениям международного сотрудничества. В прокуратурах субъектов РФ обязанности по организации и исполнению поручений Генеральной прокуратуры РФ, связанных с экстрадицией, возлагаются на специально выделенных конкретных работников. Порядок осуществления выдачи (экстрадиции) регламентирован в указании Генерального прокурора РФ от 12 марта 2009 г. № 68/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации во вопросам выдачи для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения» .

Участие органов прокуратуры в разработке международных договоров РФ обусловлено необходимостью использования материалов прокурорской практики, накопленного опыта по борьбе с преступностью и иными правонарушениями для квалифицированного, профессионально точного изложения в международно-правовых документах норм, исполнение которых возлагается на Генеральную прокуратуру РФ, а также для формулирования иных положений, по которым необходимо получение экспертной оценки представителей Генеральной прокуратуры РФ. Одной из основных форм участия в разработке международных договоров является работа практических работников Генеральной прокуратуры РФ в составе рабочих комиссий и групп по подготовке проектов международно-правовых актов.

Положения ст. 2 Закона о прокуратуре раскрываются также в подзаконных нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ[1].

Прокуратура РФ вошла в Международную ассоциацию прокуроров, созданную в 1995 г. В ее состав на правах членов входят прокурорские службы и ассоциации различных государств, а также отдельные прокуроры на правах индивидуальных членов данной организации. Международная ассоциация прокуроров имеет целью содействие созданию оптимальных условий организации и деятельности органов прокуратуры, использования их потенциала в борьбе с транснациональной преступностью, налаживание тесного сотрудничества, а также защиту прав и свобод человека.

В рамках СНГ в 1995 г. был образован Координационный совет генеральных прокуроров этих стран. Совет создан в целях укрепления сотрудничества органов прокуратуры в сфере обеспечения законности, обмена необходимой информацией, оказания взаимной помощи по конкретным вопросам, выработки единой политики по соглашениям правоохранительного характера. Основными задачами Координационного совета являются: согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств — участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка в борьбе с преступностью; разработка предложений по сближению национальных законодательств; участие в развитии договорно-правовой базы. Решением Совета глав государств СНГ Координационному совету придан статус межгосударственного органа СНГ.

Следует еще раз подчеркнуть, что международное сотрудничество прокуратуры РФ осуществляется непосредственно самой Генеральной прокуратурой РФ или через нее. Это связано с тем, что при заключении международных договоров об оказании правовой помощи стороны договариваются о взаимодействии друг с другом через центральные органы соответствующих правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры.

Таким образом, международное сотрудничество обусловлено необходимостью взаимодействия прокуратуры РФ с правоохранительными и иными компетентными органами других государств, международными организациями в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, совершенствования практики применения международных договоров и соглашений о правовой помощи, защите прав и свобод человека и гражданина.

  • [1] См. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры РФ» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой