Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полномочные координирующие органы в СМК

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оторванность от финансово-экономических процессов, при том что без соответствующих инвестиций совершенствование процессов управления качеством невозможно. В России же в 90-х гг. прошлого века сложилась практика управления на основе краткосрочных финансово-экономических показателей, имеющих низкую оперативность (на самом деле реальные финансовые результаты достигаются только после завершения… Читать ещё >

Полномочные координирующие органы в СМК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для координации деятельности в области качества всех структурных подразделений и руководства всех уровней в рамках СМК приказом генерального директора создаются дополнительные функциональные образования: совет по качеству и служба менеджмента качества (СлМК).

Взаимодействие между вновь созданными функциональными образованиями, руководителями различных уровней и исполнителями процессов СМК показано на схеме функционально-информационного взаимодействия координирующих органов и участников СМК (рис. 7.5).

Целью совета по качеству является координация усилий по улучшению работы руководителей и всех работников компании.

Деятельность совета организуется представителем руководства по качеству (ПР по СМК) в соответствии с «Положением о совете по качеству» .

В состав совета входят:

  • — генеральный директор;
  • — представитель руководства по СМК;
  • — все заместители генерального директора;
  • — финансовый директор;
  • — начальник отдела снабжения;
  • — руководители процессов.

Заседания совета проводятся, как правило, ежемесячно под председательством генерального директора или ПР по СМК.

Основными задачами совета по качеству являются:

  • — анализ уровня удовлетворенности потребителей;
  • — разработка предложений по совершенствованию политики и целей в области качества;
  • — планирование ресурсов и обеспечение ими;
  • — рассмотрение результативности существующей СМК и предложений по ее улучшению;
  • — фокусирование усилий компании на получении выигрыша от качества;
  • — заслушивание руководителей процессов СМК о результатах проделанной работы.

Основными задачами СлМК являются:

  • — оперативная оценка степени соответствия качества продукции и оказываемых услуг требованиям и ожиданиям потребителей;
  • — координация деятельности подразделений по разработке и внедрению мероприятий, направленных на улучшение качества продукции и услуг и снижение издержек производства.

Сотрудники СлМК осуществляют оперативное наблюдение за незамедлительным устранением несоответствий, выявляемых в действиях подразделений и специалистов.

Для руководства СлМК отдельным приказом первого руководителя организации назначается специально выделенный специалист. Если организация небольшая, это руководство может быть возложено по совместительству на представителя руководства по СМК. В состав СлМК должны быть включены руководители процессов СМК и специалисты, аттестованные для проведения внутренних аудитов.

Руководитель СлМК уполномочен требовать от руководителей процессов данные и информацию, необходимые для оценки степени соответствия продукции, услуг, процессов СМК и СМК в целом предъявляемым к ним требованиям, при необходимости проводить совещания со специалистами других структурных подразделений или руководителями процессов.

Схема функционально-информационного взаимодействия координирующих органов и участников СМК.

Рис. 7.5. Схема функционально-информационного взаимодействия координирующих органов и участников СМК.

СлМК осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о службе менеджмента качества» .

Анализ высшим руководством СМК проводится с целью обеспечения ее пригодности и определения направлений совершенствования.

Схема процесса анализа изображена на рис. 7.6.

Анализ причин низкой результативности СМК на российских предприятиях

Сегодня большинство российских товаров неконкурентоспособны на европейском рынке из-за низкого уровня качества и не очень привлекательных характеристик. И такая ситуация сохраняется уже достаточно долго, поскольку на предприятиях просто не существует политики управления улучшениями или она реализуется не в полном объеме. Получается, что главная цель управления качеством — снижение количества брака путем различных улучшений и организации выпуска бездефектной продукции — с внедрением СМК не всегда достигается. В России сегодня около 20 000 предприятий имеют сертифицированные СМК. Однако огромный потенциал СМК не всегда реализуется на российских предприятиях. Определить истинную действенность СМК этих предприятий нетрудно, но следующим признакам.

Схема анализа СМК высшим руководством.

Рис. 7.6. Схема анализа СМК высшим руководством.

  • 1. Оценивается ли удовлетворенность своих потребителей предприятием?
  • 2. Имеют ли постоянную положительную тенденцию значения показателей этой оценки?
  • 3. Достигнута ли в организации высокая исполнительская дисциплина в отношении соблюдения на всех уровнях установленных в СМК правил?
  • 4. Постоянно ли руководители собирают данные для оценки результативности деятельности, анализируют их и принимают решения по улучшению деятельности?

Попробуйте оценить по этим признакам сертифицированные СМК, и перед вами предстанет нерадостная картина. Успехи отдельных организаций не в состоянии изменить общий вывод.

Ключевым элементом процесса улучшения работы является тщательно продуманная творческая программа действий, за которой стоит далеко идущая, но реалистичная стратегия ее реализации, требующая большого труда и времени. Ответственным за разработку такой программы и ее реализацию является высшее руководство организации.

Однако в сознании многих руководителей происходит подмена ценностей. Вместо планомерного поэтапного продвижения к реальным улучшениям хочется сразу получить много и побыстрее, практически ничего не меняя в управлении деятельностью. О необходимости удовлетворения потребителя часто забывают сразу после заключения контракта. На отсутствие мотивированности многих российских предприятий к действиям по внедрению каких-либо изменений с целью улучшения результатов своей деятельности, кроме отношения руководства, влияет еще множество иных причин. В табл. 7.2 указываются главные причины и описываются те формы, в которых проявляется их влияние на результативность СМК. Таблица составлена по материалам многочисленных публикаций различных авторов в течение последних десяти лет.

Таблица 7.2

Анализ причин низкой результативности СМК на российских предприятиях

№ п/п.

Причины низкой результативности.

В чем проявляются.

Комментарии.

Некорректная постановка целей

Для российских компаний цель получения сертификата на СМК:

  • — повышение своей конкурентоспособности при участии в тендерах;
  • — выполнение условия получения госзаказа или требований потребителей

В Европе цель внедрения СМК:

  • — порядок на производстве;
  • — обеспечение бездефектного изготовления продукции;
  • — процесс постоянного совершенствования

Факторы внутренней среды, влияющие на действенность СМК на российских предприятиях

1. Уверенность персонала в том, что качество является «приложением» к технологии, что качество продукции обеспечивается исключительно отделом технического контроля (ОТК) на заключительной стадии производства.

1. Суть идеологии стандартов ИСО серии 9000 в том, что качество создается на всех стадиях жизненного цикла продукции: при планировании, проектировании, подготовке производства, закупках и т. д.

2. Заблуждение, что приведение в соответствие со стандартом ИСО 9001 документооборота и порядка действий по обеспечению качества и есть внедрение СМК.

2. Это только создание начальных минимальных условий для работы.

3. К процедурам и требованиям системы относятся формально или просто игнорируют их. Это происходит из-за инертности коллектива или отсутствия производственной дисциплины. В организациях разработано множество нормативных и распорядительных документов (положения, инструкции, регламенты, стандарты предприятий и т. д.). Однако всегда существует возможность отступления от их требований без должного обоснования.

3. Наличие данного фактора может быть объяснено общей ситуацией в России, когда разработанные и действующие законы в полной мере не выполняются, в том числе и теми, кто обязан следить за их исполнением.

4. Отсутствие интеграции СМК в систему управления предприятием, противоречия между действующей системой управления и требованиями стандартов ИСО серии 9000. Причем СМК не редко накладывается на неэффективную систему управления предприятием.

4. Две системы работают изолированно друг от друга. Одна — для руководства и сотрудника предприятия (с. уже существующими планами, положениями, должностными инструкциями и пр.) а вторая (СМК) — для аудиторов, которые приезжают раз в год на надзорные аудиты, делают замечания и в итоге подписывают акты о выполненных работах.

5. Укоренилось мнение об излишнем количестве документации, которая разрабатывается при построении СМК и не находит в дальнейшем практического применения.

5. Правильно построенная СМК выполняет, помимо своих основных задач, функцию оптимизации документооборота предприятия. Никто не станет разрабатывать рекомендации и стандарты, не соответствующие требованиям и действительности, и прежде чем документ будет утвержден, он пройдет многоступенчатое согласование с различными службами и должностными лицами. Документов больше не становится.

Нельзя заимствовать комплект документов родственного предприятия или у консультантов без достаточного обоснования потребности. В таком случае можно сказать, что объем документации СМК обратно пропорционален квалификации консультантов.

6. Значительно влияет физически и морально устаревшее оборудование (на некоторых предприятиях износ основных фондов составляет 80%), что не позволяет уменьшить влияние человеческого фактора на технологический процесс и делает практически невозможным достижение уровня качества сложных изделий, характерного для передовых зарубежных предприятий.

6. Но только ли от устаревшего оборудования зависит эффективность СМК?

7. Одна из бед российских предприятий — традиция наказывать виновных за выпуск бракованной продукции.

7. Нужно не наказывать виновных, а искать и устранять причины брака.

8. Отсутствие компетентных руководителей, подготовленных для работы в новых условиях.

8. Современный успешный топ-менеджер должен быть настроен на постоянное повышение своей компетенции.

9. Осложняет развертывание целей в области качества по всем уровням организации чрезмерная замкнутость линейно-функциональной системы управления на высшее руководство, что делает СМК нерезультативной. Происходит подмена истинных ценностей.

9. О потребителе практически забывают после получения заказа и вспоминают в момент поставки продукции.

10. Низкий уровень управления кадрами.

10. Отсутствие инвестиций в развитие персонала, низкая заработная плата, отсутствие коммуникаций по важнейшим вопросам деятельности организации.

11. Оторванность от финансово-экономических процессов, при том что без соответствующих инвестиций совершенствование процессов управления качеством невозможно. В России же в 90-х гг. прошлого века сложилась практика управления на основе краткосрочных финансово-экономических показателей, имеющих низкую оперативность (на самом деле реальные финансовые результаты достигаются только после завершения определенного периода).

11. Последовательность работы должна быть совсем другой: планирование улучшений, проведение улучшений, анализ и доработка улучшений, а после этого стандартизация. Менеджмент качества требует долгосрочного планирования (т.е. установленных стратегических целей на несколько лет вперед).

Ошибки при построении СМК на предприятии

1. Нарушение порядка подготовки организации к введению в действие документов СМК. Обычно все начинается с написания внутренних стандартов предприятий, затем идет их корректировка, контроль выполнения, наказание виновных, планирование дальнейшей деятельности.

1. Последовательность работы должна быть совсем другой: планирование улучшений, проведение улучшений, анализ и доработка улучшений и после этого стандартизация.

2. Недобросовестная сертификация, полностью дискредитирующая СМК. Проверяется не внедрение СМК (ее к этому не готовили), а формальная готовность предприятия к сертификации.

2. «Услуга» консультантов заключается в «натаскивании» сотрудников организации для последующего успешного прохождения внешнего аудита (сертификации). Только в работе организации ничего не изменилось, не считая появления нового сертификата на стене у директора.

3. Передача консультантами на предприятия типовой документации СМК, что может как исключить создание уникальной (нужной именно данному клиенту) системы, так и нарушить правильную последовательность внедрения.

3. Нужна серьезная, вдумчивая адаптация документации к конкретным условиям, а не примитивное исправление названия предприятия путем автозамены в документе Word

4. На российских предприятиях тратится уйма времени на разного рода совещания, планерки и т. д., где рассматриваются все вопросы, касающиеся функционирования СМК. Однако далеко не всегда ведется протоколирование обсуждаемых вопросов и принятых решений (что, кстати, интересует аудиторов), но самое главное даже не это, а то, что решения не выполняются.

4. СМК многими сотрудниками воспринимается как нечто изолированное от повседневной работы. Отдельно стоит отметить, что язык стандарта ИСО 9001 непонятен большинству читателей и потенциальных пользователей.

Факторы внешней среды, воздействующие на функционирование СМК на предприятии

1. Исторически сложилось так, что политика и экономика России были направлены на выполнение плана, и до сих пор количество производимой продукции остается более важным, чем ее качество. Поэтому предприятия так безответственны в отношении целей в области качества.

1. При сегодняшних обстоятельствах цели в области качества должны стать для компаний стратегическими и самыми актуальными. Следует разрабатывать такую систему планирования, которая позволяла бы устанавливать цели на каждом уровне управления, вплоть до показателей деятельности отдельных сотрудников.

2. В настоящее время уровень затрат на качество для отечественных предприятий вполне приемлем (так как ситуацию никто не пытается менять).

2. Однако в связи с падением цен на нефть и сложившейся кризисной ситуацией появляется вероятность перенесения основного центра создания прибыли в область реального сектора производства, например в машиностроение. Безусловно, это приведет к повышению конкуренции и заставит наши предприятия относиться к затратам на качество более серьезно.

3. Действующее законодательство не предусматривает однозначности и неотвратимости ответственности производителя за качество продукции, что также не побуждает товаропроизводителей к борьбе за качество.

3. По Дж. Джурану, убытки из-за низкого качества есть «золотая жила» американской экономики. Затраты на качество подразделяют на «затраты несоответствия» (cost оf поп — conformance) — прямые убытки из-за производства несоответствующей продукции, и «затраты на соответствие» (cost of — conformance) — расходы на предотвращение.

производства или изъятие некачественной продукции, чтобы она не попала к потребителю. Оба вида затрат, связанных с расходами на обеспечение качества и предотвращение выпуска некачественной продукции, принято называть затратами на качество или просто затратами.

4. Затянувшийся на десятилетия переходный период в российской экономике, ее сырьевая направленность, сложное экономическое положение большинства российских предприятий не создают необходимых предпосылок для динамичного процесса разработки и внедрения результативных и эффективных СМК на отечественных предприятиях.

4. Сегодня большинство российских товаров неконкурентоспособны на европейском рынке из-за невысоких эксплуатационных характеристик и низкого качества. И такая ситуация сохраняется уже достаточно долго, поскольку на предприятиях просто не существует политики управления улучшениями или она реализуется не в полном объеме.

5. Для эффективного функционирования СМК организации необходима высокая компетентность персонала по своему функциональному направлению и в области менеджмента качества.

5. В советское время система образования выступала гарантом высокого профессионализма выпускников. Еще в начале 90-х гг. XX в. в рейтинге «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) Россия занимала 26-е место, а в 1999 г. опустилась на 55-е. В 2003 г. Россия стала участницей Болонского процесса, начав переход к двухступенчатой системе образования, введению ЕГЭ, что привело ее в 2007 г. на 67-е место в рейтинге ИРЧП. Все это говорит о резком падении образованности людей.

Причины, указанные в разд. 1−4, практически нейтрализуют действие СМК на отечественных предприятиях. «В сухом остатке» остается лишь набор контрольных операций и выполнение каждым подразделением своих функциональных обязанностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой