Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Статус президента во властной структуре

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для постсоветских стран институт президентства представляет новый феномен. В советский период вопрос об учреждении в СССР поста президента был поставлен еще при подготовке проекта Конституции 1936 г. Однако И. В. Сталин, сосредоточивший к тому времени в своих руках всю полноту власти, выступил против этого предложения. Прикрываясь заботой о статусе Верховного Совета, он заявил: «По системе нашей… Читать ещё >

Статус президента во властной структуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особо важное значение в формировании политических режимов постсоветских государств сыграл тот факт, что у руля правления большинства из них оказались бывшие руководители коммунистических партий соответствующих советских республик. Этим в определенной степени объясняется тот факт, что главам большинства стран СНГ — президентам — удалось, как говорится, сверстать тип политического режима под себя и стать над остальными ветвями власти.

Для постсоветских стран институт президентства представляет новый феномен. В советский период вопрос об учреждении в СССР поста президента был поставлен еще при подготовке проекта Конституции 1936 г. Однако И. В. Сталин, сосредоточивший к тому времени в своих руках всю полноту власти, выступил против этого предложения. Прикрываясь заботой о статусе Верховного Совета, он заявил: «По системе нашей Конституции, в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом и могущего противопоставлять себя Верховному Совету»[1]. Сталин выступил за возложение президентских полномочий на Президиум Верховного Совета, который стал образно называться коллегиальным президентом.

Как известно, впервые пост президента СССР был введен в 1990 г. В феврале того года Пленум ЦК КПСС активно обсуждал идею президентской власти, а в марте Внеочередной третий Съезд народных депутатов принял Закон «Об учреждении поста Президента и внесении изменений в Конституцию СССР». Первым президентом страны стал Генеральный секретарь КПСС М. С. Горбачёв. Однако с распадом СССР, естественно, отпала необходимость и в институте президентства.

В Российской Федерации этот институт был введен в 1991 г. Его полномочия регламентированы Конституцией 1993 г., в соответствии с которой Президент Российской Федерации избирается непосредственно населением на основе всеобщего прямого и тайного голосования.

Вслед за Российской Федерацией институт президентства в той или иной форме был принят всеми постсоветскими государствами. Он был введен в ходе реформ 1990;х гг. во всех странах СНГ, кроме Молдавии. Первоначально в некоторых странах глава государства избирался парламентом, однако по мере углубления преобразований в большинстве стран был осуществлен переход к прямым президентским выборам.

Институт президентства с момента его введения в некоторых странах претерпел более или менее существенные изменения в сторону концентрации власти в руках самого президента, как это произошло в Туркменистане, Узбекистане, Азербайджане, Белоруссии. А в ряде стран, таких, например, как Молдавия, Грузия, Армения, Украина власть президента более или менее заметно сократилась в пользу парламента.

Во всех странах СНГ, за исключением Молдавии, президент избирается всеобщим, прямым, тайным голосованием. Во всех Конституциях требования к кандидату на пост президента — гражданство данной страны не менее 10—15 лет, владение государственным языком. Президентом Республики Казахстан и Грузии может быть избран только гражданин соответствующей страны. Только в Туркменистане кандидат в президенты должен быть туркменом по национальности. В требованиях к кандидатам в президенты Азербайджана указываются отсутствие судимости за тяжкое преступление, обязательств перед другими государствами, двойного гражданства, наличие высшего образования.

Первоначально конституции всех стран СНГ лимитировали президентский срок 4—7 годами и кратность пребывания одного лица на посту президента (как правило, не более двух сроков либо не более двух сроков подряд). В конституции Таджикистана при 7-летнем сроке президентства было зафиксировано, что одно и то же лицо не может быть президентом более одного срока.

Однако в подавляющем большинстве стран СНГ эти основополагающие принципы конституционализма и политической демократии сплошь и рядом фактически не признаются и нарушаются. Нередки случаи, когда под влиянием действующего главы государства пересматриваются ключевые статьи конституции, касающиеся прежде всего механизма смены власти, принимаются поправки, необходимые для продления срока его пребывания у власти.

Так, в Таджикистане в настоящее время дело идет к объявлению бессменного президента И. Рахмона пожизненным президентом. До этого в Туркменистане бывшему первому секретарю компартии этой республики в составе СССР, занявшему пост главы независимой Туркмении, С. Ниязову в декабре 1999 г. Народный совет Туркменистана специальным законом предоставил право занимать пост президента без ограничения срока. В августе 2002 г. Народный совет вновь принял решение о необходимости сделать президентский срок С. Ниязова пожизненным. Де-факто нынешний президент Г. Бердымухамедов также претендует на такое же право. Впрочем, этот же путь выбрали президенты Казахстана — Н. Назарбаев, Узбекистана — И. Каримов, Азербайджана — И. Алиев.

Тот факт, что население соответствующих стран как бы безропотно соглашается с таким положением вещей, объясняется целым комплексом факторов. Среди них следует назвать, прежде всего, восточную ментальность населения, его политическую пассивность, слабость элит, боязнь перемен, достаточно жесткую политику президентов по отношению к оппозиционным силам и вследствие этого слабость механизмов, способных привести к смене власти.

Справедливости ради следует отметить, что подобные процессы захватывают и европейскую часть СНГ. Свидетельством этому является референдум, проведенный в Белоруссии в октябре 2004 г., но итогам которого действующий президент А. Лукашенко получил право баллотироваться на пост президента в третий раз. Таким образом, ст. 81 Конституции Белорусской республики была скорректирована под президента А. Лукашенко.

Можно утверждать, что происходит подмена незыблемости демократических принципов конституций этих стран нежеланием правящих элит расставаться с властью. Теряется один из основных принципов демократии — соревновательность и возможность прихода к власти оппозиции в честной конкурентной борьбе.

  • [1] Паречина С. Г. Институт президентства: история и современность / под общ. ред.Е. В. Матусевича. Минск, 2003. С. 163.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой