Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая работа с семьей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой половых и семейных отношений являются различия, которые формируются у людей в индивидуальном развитии. «Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с различением мужчины и женщины, мальчика и девочки. Эти различия являются биологически и социально обусловленными. Биологический пол — это совокупность генетически предопределенных контрастирующих анатомических и физиологических… Читать ещё >

Психологическая работа с семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семья как важнейшая сфера человеческих отношений изучалась в XIX и XX вв. многими философами, историками, демографами. Семья исследовалась также в контексте социологии, педагогики, возрастной и педагогической психологии. Однако ее роль в становлении и развитии личности, эмоциональных состояний и качеств человека была осознана многими учеными и практиками только во второй половине XX в., семья стала специальным объектом психологического исследования и практики. Значительно возросло количество исследований и публикаций по этой теме. В настоящее время семью изучают специалисты многих научных дисциплин — социологии, демографии, этики, юриспруденции, педагогики, медицины. Психология занимает в этой области науки и практики важное место. В последние десятилетия во многих странах расширяется сеть организаций, оказывающих помощь семье. Создаются психологические, педагогические, юридические, медицинские консультации, службы знакомств.

Семья как объект психологической работы привлекает большое внимание исследователей и практических работников. Научно-практический подход к психологическому изучению семьи концентрируется обычно на следующей проблематике:

психология сексуальности, симпатия и эмоциональное притяжение, любовь;

  • — функции семьи;
  • — этапы развития семьи;

функционально-ролевая структура семейных отношений;

  • — психология супружеских отношений;
  • — психология детско-родительских отношений;
  • — виды консультирования семьи;
  • — концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей[1].

Психологи обращают внимание, прежде всего, на межличностные отношения в семье, ее психологические функции. Хотя понятие «нормальная семья» весьма условно[2], и в разных культурах существует разное представление о нормальной семье, ученые и практики явно или неявно к изучению семьи подходят с точки зрения нормы. Нормальная семья — это семья, создающая условия для эмоционального благополучия ее членов, функционирования и развития каждой личности, воспитания детей.

Именно с этих позиций в научных исследованиях семьи изучаются структуры, функции, механизмы, факторы оптимального функционирования супружеских и детско-родительских отношений. С точки зрения социальной психологии, объектом изучения в семье являются:

  • — личность супруга, родителя или ребенка в контексте семейных супружеских и детско-родительских отношений;
  • — процессы межличностного взаимодействия супругов, а также детей и родителей в семье;
  • — семья как малая группа и отношения в ней.

Практические психологические проблемы работы с семьей ориентированы на следующие аспекты:

  • — диагностика личности и типов семейных отношений;
  • — консультирование;
  • — психотерапия семьи.

Основой половых и семейных отношений являются различия, которые формируются у людей в индивидуальном развитии. «Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с различением мужчины и женщины, мальчика и девочки. Эти различия являются биологически и социально обусловленными. Биологический пол — это совокупность генетически предопределенных контрастирующих анатомических и физиологических признаков особей одного вида. Социальный пол — это комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающий индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины[3]. В научной литературе часто различают понятия «пол» и «гендер». Термином «гендер» обозначают пол как социальное явление и понятие, характеризующее совокупность личностных и социальных свойств, отличающих мужчину и женщину. Половые различия людей генетически предопределены. Гендерные различия формируются в онтогенезе в результате социализации, на основе усвоения половых ролей мужчины и женщины и формирования у детей половой идентичности. Половая (гендерная) идентичность и становится основой формирования межличностных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами.

Психология эмоциональных отношений между людьми разного пола, их межличностная и сексуальная симпатия, притяжение, дружба, любовь рассматриваются обычно или в возрастной и педагогической психологии, или в социальной психологии, или в медицинской психологии, или в связи с психологией семейных отношений. В последнем случае речь идет о подготовке молодежи к семейной жизни или добрачных отношениях мужчины и женщины[4].

Психология семьи охватывает весь комплекс научных и практических проблем, которые возникают или могут возникать до создания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада. Научно-психологические исследования направлены на изучение:

  • • психологических факторов сексуальных отношений;
  • • эмоционального притяжения и любви;
  • • механизмов формирования семьи и определенных типов супружеских и детско-родительских отношений;
  • • состава семьи, семейных ролей и позиций;
  • • причин дисгармонии в семейных отношениях;
  • • психологических факторов благополучия в семейной жизни[5].

Весь комплекс социально-психологических проблем семьи обычно сводят к трем основным группам:

  • 1) добрачные;
  • 2) супружеские;
  • 3) взаимоотношения детей и родителей[6].

Первым направлением работы практического семейного психолога является диагностика. Она позволяет получить информацию об отношениях супругов, родителей и детей на разных этапах функционирования семьи, психологических дисгармониях или специфике взаимоотношений в данной семье. В качестве средств диагностики семейных проблем, психологического статуса членов семьи и их взаимодействия используются диагностическая беседа или интервью, тесты, направленные на изучение разных аспектов семейных отношений[7].

Вторым направлением работы практического семейного психолога является психологическое консультирование. Его цель — психологическая помощь членам семьи в решении их проблем. В зависимости от основной проблемы выделяют добрачное и предбрачное консультирование, по поводу дисгармонии супружеских отношений, по поводу сложностей взаимоотношений с детьми, консультирование в ситуации развода. Семейное консультирование по поводу детско-родительских отношений по содержанию сходно с психолого-педагогическим. Основным методом психологического консультирования является беседа как диалог консультанта и клиента. Различают следующие виды консультирования: индивидуальное (с отдельным членом семьи), супружеской пары, семьи, групповое консультирование семей. Организуя психологическую помощь семье, консультанты могут исходить из разных теоретических моделей консультирования, основанных на соответствующих психологических концепциях[8].

Третьим направлением работы семейного психолога является психотерапия. Она осуществляет коррекцию серьезной дисгармонии семейных отношений, ставших источником травматизации личности, обеспечивает лечение членов семьи психологическими средствами[9]. Возникновение семейной терапии как мировоззрения и метода относят к 50-м гг. XX в. и обычно связывают с работами Н. Аккермана. В своей книге «Психодинамика семейной жизни» он указал на необходимость исследования семьи при изучении ряда психических заболеваний, предложил методы семейной диагностики и воздействия на семью в терапевтических целях. Семейная психотерапия в своих истоках непосредственно не была нацелена на решение социально-психологических проблем. Она возникла в противовес традиционной индивидуальной терапии членов семьи и стала отраслью медицинской психологии. В настоящее время существуют многочисленные направления семейной психотерапии психодинамическое, коммуникативное, поведенческое и др. Они различаются психологической трактовкой основных проблем семьи как источника психических и соматических заболеваний и применяемыми методами[10].

В целом под семейной терапией понимается система психологических воздействий на семью с целью оптимизации ее функционирования. Семейная психотерапия представляeт собой разговоры членов семьи друг с другом в присутствии и при участии психотерапевта — посредника и переводчика, на том языке, который доступен им. В этом смысле психологическое консультирование и психотерапия семьи имеют большое сходство в методах.

Основным объектом семейной психотерапии является семья как источник психической травматизации личности, нарушения в функционировании семьи. В зависимости от основного объекта терапии выделяют три се вида:

  • — психотерапия супружеских отношений;
  • — психотерапия детско-родительских отношений;

психотерапия при психических и соматических заболеваниях отдельных членов семьи[11].

В то же время часто необходимым оказывается комплексный подход.

Семейная психотерапия проводится в различных условиях: в центрах психического здоровья, школах, психолого-педагогических консультациях, клиниках, агентствах социальной защиты, а также в условиях частной практики.

  • [1] См.: Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс; Эксмо-Пресс, 2000; Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб, пособие для студ. вузов / под рeд. Е. Г. Силяевой. М.: Академия. 2011.
  • [2] См.: Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-є изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 11−12.
  • [3] См.: Шнейдер Л. Б. Психология семенных отношении. Курс лекций. С. 400.
  • [4] См.: Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК. 1999.
  • [5] См.: Шнейдер Л. Б. Психология семенных отношений. Курс лекций.
  • [6] См.: Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб, пособие для студ. вузов / под ред. Е. Г. Силяевой.
  • [7] См.: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008.
  • [8] См.: Навайтис Г. Семья в психологической консультации.
  • [9] См.: Эйдемгилер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.
  • [10] См.: Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001.
  • [11] См.: Семейная психотерапия: Хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова. В. Юстицкис. СПб.: Питер. 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой