Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных его показателей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В январе 1995 г. московское правительство опубликовало распоряжение, в котором рекомендовано использовать бизнес-план в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов. Бизнес-план — это план, основанный на стратегическом анализе… Читать ещё >

Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных его показателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 3 студент должен:

знать

• что такое бизнес-план и какова его роль в современном предпринимательстве;

уметь

  • • рассчитывать потребность в оборотных средствах;
  • • нормировать производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции;

владеть

  • • навыками составления бизнес-плана, определения его состава и структуры.[1][2]
  • — постановка целей развития предприятия;
  • — оценка и анализ внешней среды;
  • — управленческое обследование предприятия;
  • — анализ стратегических альтернатив;
  • — выбор стратегии.

Бизнес-план — это план, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из одного или более стратегических решений. Он составляется с учетом уже существующей структуры компании или является способом (руководством) достижения средс тв для новых предпринимателей.

С развитием рынка в России необходимость в бизнес-планах стала очевидной. Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В январе 1995 г. московское правительство опубликовало распоряжение, в котором рекомендовано использовать бизнес-план в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов.

Умение разрабатывать бизнес-планы требует от составителей большого опыта и владения современными экономическими знаниями. Работа по их составлению достаточно трудоемкая.

Разработчиками бизнес-планов выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинга, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы.

Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач:

  • — организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;
  • — выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых ее сторон;
  • — формирование инвестиционных целей на планируемый период.

Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих актуальных задач:

  • — подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;
  • — обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
  • — открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
  • — перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов направлений и способов осуществления предпринимательской деятельности;
  • — составление проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • — выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Заказчиками бизнес-планов являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.

В России выделяют четыре типа бизнес-планов:

  • — внутренний бизпес-плаи;
  • — бизнес-план для получения кредитов;
  • — бизнес-план для привлечения инвесторов;
  • — бизнес-план финансового оздоровления.

Бизнес-план — документ перспективный, рассчитанный на три—пять лет. Для первого и второго годов основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а по возможности, даже в месячном разрезе.

Вопросы бизнес-планирования достаточно подробно рассмотрены как в зарубежной, так и в отечественной литературе, созданы программные продукты, такие например, как Project Expert, однако при этом не существует каких-то жестких единых стандартов и методик. Процесс планирования требует от его разработчиков высокой компетентности и творческого подхода. Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью его составления. Но вместе с тем существуют определенные общие принципы, которые не зависят от страны и отрасли экономики.

Рассмотрим описание структуры разделов бизнес-плана, предложенных в различных источниках. Структура разделов типового бизнес-плана выглядит так:

  • 1) краткое содержание (резюме);
  • 2) характеристика сферы деятельности компании;
  • 3) описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг;
  • 4) исследование и анализ рынка;
  • 5) планы маркетинга;
  • 6) производственный и финансовый планы;
  • 7) оценка возможных рисков;
  • 8) страхование.

Л. Ф. Циферблат представляет себе структуру разделов бизнес-плана несколько иначе:

  • 1) описание компании;
  • 2) план маркетинга;
  • 3) план производства;
  • 4) юридический план;
  • 5) финансовый план и прогноз рисков;
  • 6) стратегия финансирования;
  • 7) резюме.

А. С. Пелих в своей работе «Бизнес-план или как организовать собственный бизнес» приводит структуру бизнес-плана в более подробной разбивке, с включением в его структуру титульного листа и приложений:

  • 1) титульный лист;
  • 2) краткое изложение;
  • 3) анализ рынка;
  • 4) описание предприятия;
  • 5) маркетинг и сбыт;
  • 6) продукты (услуги);
  • 7) операции;
  • 8) руководство и собственность;
  • 9) источники и направления финансирования;
  • 10) финансовый план;
  • 11) приложения или специфические данные.

Наиболее подробную структуру бизнес-плана представил А. Ф. Шулепцов в монографии «Бизнес-планирование в современных условиях»:

  • 1) резюме (краткое изложение основных характеристик и наиболее привлекательных моментов предлагаемого проекта);
  • 2) обоснование выбора товара или услуги, производство которых является целью проекта;
  • 3) оценка рынка сбыта намечаемых к производству товаров;
  • 4) характеристика существующих конкурентов;
  • 5) план маркетинга;
  • 6) план производства;
  • 7) план строительства;
  • 8) обоснование выбора поставщиков;
  • 9) обоснование местоположения фирмы;
  • 10) обоснование намечаемой (или фактически существующей организационно-правовой формы, в которой будет реализован проект;
  • 11) организационная структура;
  • 12) информация о персонале;
  • 13) отчетная финансово-бухгалтерская информация и план финансирования проекта;
  • 14) риски проекта и страхование;
  • 15) оценка инвестиционной привлекательности проекта.

А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин в учебном пособии «Финансы предприятий» приводят перечень разделов бизнес-плана с приведением конкретных задач экономического анализа для их оценки (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Примерный перечень разделов бизнес-плана, задач экономического анализа и оценки бизнеса

№.

п/п.

Название раздела.

Содержание раздела.

Задачи анализа и оценки.

Т итуль;

ный лист.

Название и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Суть предлагаемого проекта. Стоимость проекта.

Ссылка на секретность.

Резюме.

Основные положения предлагаемого проекта.

Цель предлагаемого производства.

Новизна предлагаемой продукции.

Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли, сроки возврата кредитов.

Анализ и оценка продаж.

Анализ затрат. Оценка риска. Оценка прибыли.

Товар

(услуга).

Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса.

Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов.

Анализ цен и затрат на производство продукции.

№.

п/п.

Название раздела.

Содержание раздела.

Задачи анализа и оценки.

Рынок сбыта.

Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители.

Рыночная конъюнктура.

Оценка положения дел в отрасли.

Анализ темпов прироста по отрасли.

Анализ потенциальных потребителей.

Анализ рыночной конъюнктуры.

Конкуренция.

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик уровня качества и дизайна их продукции, цеповой политики.

Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов).

Анализ целей, стратегий конкурентов.

Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.

План маркетинга.

Цены.

Каналы сбыта.

Реклама.

Прогноз новой продукции. Ценообразование.

Ценовые показатели.

Анализ состояния рынка. Анализ изменения цен. Анализ внешних и внутренних факторов рынка. Анализ эффективности рекламы.

Анализ сильных и слабых сторон фирмы. Анализ производственных возможностей фирмы.

План производства.

Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения.

Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции.

Анализ всех видов ресурсов.

Окончание табл. 3.1

№.

п/п.

Название раздела.

Содержание раздела.

Задачи анализа и оценки.

Оценка риска и страхование.

Слабые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии.

Меры профилактики рисков.

Программа страхования от рисков.

Анализ риска по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами.

Анализ выбора инвестиционных решений.

Финансовый план.

Прогноз объемов реализации.

Баланс денежных расходов и поступлений. Таблица доходов и затрат. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График достижения безубыточности.

Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ баланса денежных расходов и поступлений.

Анализ безубыточности. Анализ доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения.

Стратегия финансирования.

О предел ение величин ы и источников получения средств.

Обоснование полного возврата средств и получения доходов.

Анализ средств по источникам.

Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений.

На основе изучения и оценки разработанного бизнес-плана по приведенной схеме, можно предусмотреть ряд мероприятий, которые в конечном итоге обеспечили бы улучшение планируемых финансово-экономических результатов деятельности организации. Более подробно формирование бизнес-плана на примере АО «Ростсельмаш» изложено в работе А. И. Ковалева и В. П. Привалова[3].

Для более широкого изучения вопросов бизнес-планирования необходимо рассмотреть также руководство пользователя системы ProjectExpert и ряд сайтов в Интернете по адресу: www.consulting.ru.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое бизнес-план и какова его роль в современном предп ри и и мател ьстве?
  • 2. Какова структура бизнес-плана?
  • 3. В чем состоит роль комплексного экономического анализа для разработки бизнес-планов?
  • 4. Какова роль финансового плана и финансовой стратегии в бизнес-планировании?
  • [1] Эффективное управление предприятием, обеспечивающееему долгосрочное существование в условиях рынка, требуетстратегического планирования — инструмента воспроизведения предпринимательского поведения. В рамках планирования решаются следующие задачи:
  • [2] распределение ресурсов предприятия; 2) приспособление к внешней среде путем выявления различных вариантов деятельности предприятия; 3) обеспечение эффективной внутренней деятельностипредприятия, учитывая сильные и слабые стороны своегоразвития; 4) формирование структуры организации с использованием опыта прошлых стратегических решений и развития новогомышления управленческого персонала. Стратегическое планирование реализуется по следующимэтапам: — формулирование роли предприятия;
  • [3] Ковалев А. Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой