Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Договорные основы и направления реализации продукции растениеводства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество… Читать ещё >

Договорные основы и направления реализации продукции растениеводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Договор является основной формой закрепления экономических взаимоотношений между сельскохозяйственными и любыми другими коммерческими организациями.

Договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) определяют такие сферы их деятельности, как приобретение оборудования, техники, строительных материалов и иных материально-технических средств, сбыт сельскохозяйственной продукции, межхозяйственное сотрудничество, землепользование и аренда земель, инвестиционный процесс, участие в фондовом рынке, страхование, перевозки и иные направления хозяйственной деятельности.

В условиях экономической реформы роль договорных отношений и законодательства о договорах постоянно возрастает. Это связано, с одной стороны, с переходом от административного регулирования в аграрной сфере к рыночным отношениям, а с другой — с усиливающимся разнообразием видов хозяйственной деятельности, которыми занимаются сельскохозяйственные коммерческие организации (предприятия) в современных условиях [19].

Переход к рыночной экономике, отказ от командно-административных методов и замена их преимущественно экономическими внесли коренные изменения в характер договорных отношений. Рыночная экономика немыслима без свободы предпринимательской деятельности и широких полномочий по реализации производимой продукции. Поэтому переход к рыночной экономике сопровождался расширением правомочий сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанием их собственниками произведенной ими продукции, предоставлением широких прав по ее реализации [43,с.35].

В условиях перехода агропромышленного комплекса, в том числе системы заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции, на рыночные начала все более заметную роль играют новые, не применявшиеся прежде виды договоров, и в первую очередь фьючерсные сделки, заключаемые на продовольственных биржах. Эти договоры тесно связаны с деятельностью сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), хотя далеко не всегда последние являются их участниками.

Произошли изменения в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. Так, было изменено соотношение плана и договора, утвердился плюрализм организационно-правовых форм реализации сельскохозяйственной продукции. Ранее, до перехода к рыночной экономике, господствующей была одна форма реализации сельскохозяйственной продукции, в основе которой лежали обязательные поставки ее государству, хотя и были договоры, но ни о какой свободе их заключения и равноправии сторон не могло и быть и речи. Такие договоры подлежали обязательному заключению. Их контрагенты, как и само содержание, определялись планом государственных закупок сельскохозяйственной продукции. Отсутствие таких договоров не освобождало сельскохозяйственного производителя от обязанности поставки государству той или иной сельскохозяйственной продукции, поскольку это было предусмотрено планом государственных закупок. Поэтому эти договоры, хотя и должны были заключаться в обязательном порядке (ежегодно по всей стране проводились «кампании» по заключению таких договоров), носили в значительной степени формальный характер.

Система договорных связей сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) может быть представлена как единство трех групп договоров.

Это общегражданские договоры, которые широко используются во всех отраслях хозяйства (купля-продажа, поставка, аренда имущества, подряд на капитальное строительство и т. п.); договоры, специфические для сельскохозяйственного сектора экономики (производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных предприятий, аренда сельскохозяйственных земель, договоры на использование мелиорированных земель и т. д.); договоры, опосредующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих организациях (предприятиях) [19].

Плюрализм организационно-правовых форм, свобода договоров и другие принципы договорных отношений в сфере реализации сельскохозяйственной продукции в современных условиях нашли отражение в ряде нормативных актов, в том числе и законодательных, первое место среди которых принадлежит Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Все иные нормативные акты, составляющие гражданское законодательство, должны соответствовать Гражданскому кодексу, а в случае противоречия с ним действуют нормы Гражданского кодекса.

Правовые нормы, регулирующие договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), можно разделить на несколько групп.

Во-первых, нормы общегражданского законодательств; о юридических лицах, сделках, о договорах и об ответственности. На их основе формируются специальные нормы, относящиеся к отдельным видам договоров. Кроме того, они являются основным правовым регулятором при заключении договоров, не ставших предметом специального законодательства.

Во-вторых, специальные нормы, содержащиеся и в общегражданском законодательстве, и в специальных законодательных и подзаконных нормативных актах, и посвященные отдельным договорным институтам: контрактации, купле-продаже, аренде и т. д. Это относится в первую очередь к договорам купли-продажи сельскохозяйственной продукции, к купле-продаже различных материально-технических ресурсов, например оборудования и техники, кормов для сельскохозяйственных предприятий. При заключении договоров купли-продажи в этих случаях используются общие нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь о купле-продаже, поскольку никаких специальных нормативных актов (положений, типовых или примерных договоров), посвященных купле-продаже названных видов имущества, не издано.

Важной особенностью сельскохозяйственного законодательства является существование третьей, достаточно специфической именно для этой сферы группы норм — рекомендательных. Они прежде всего характерны для кооперативного сектора.

В правоприменительной практике как при заключении договоров, так и при рассмотрении соответствующих споров, центром внимания становятся специальные нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями в своей деятельности.

Среди этих актов следует назвать Гражданский и Земельный кодексы; Положения о поставках продукции и товаров; Положение о порядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и др.

Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд, договоры поручения, комиссии и агентские договоры.

Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйственной продукции оформляется не только обычными договорами купли-продажи — они используются, если речь идет о реализации уже произведенной продукции или сырья. В тех случаях когда предметом договора является еще не выращенная, не произведенная продукция, реально не существующая, а только будущая продукция, заключается специфический договор — договор контрактации. Т. е. договор о договоре или соглашение о договоренности. Главная особенность, что на момент заключения договора, самого предмета договора нет.

Гражданский кодекс Республики Беларусь относит поставку, поставку для государственных нужд, контрактацию и обычную куплю-продажу к разновидностям одного и того же договора — купли-продажи. Именно на этом основана структура гл. 30 Гражданского кодекса, которая в первом параграфе закрепляет основные, общие для всех его разновидностей, положения о купле-продаже, а следующие параграфы этой главы посвящены отдельным видам купли-продажи, среди которых в Гражданском кодексе названы, в частности, поставка, поставка для государственных нужд и контрактация.

Гражданский кодекс РБ определяет договор контрактации как обязательство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Для удовлетворения государственных потребностей и потребностей субъектов Республики Беларусь в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии устанавливается государственный заказ. Это позволяет сформировать государственный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Закупки и поставки в государственный фонд гарантируют продовольственную обеспеченность всех районов. За счет государственного фонда формируются государственные продовольственные резервы, оперативный резерв Правительства Республики Беларусь, обеспечиваются экспортные поставки. Региональные фонды гарантируют продовольственную обеспеченность субъектов Республики Беларусь.

Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юридический состав: государственный заказ и договор, который служит средством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, и равенства в гражданском обороте.

Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза или колхоза. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества.

Главная особенность субъектного состава этого обязательства — что, реализует продукцию не просто собственник продукции, а ее производитель.

Вторая сторона договора закупки и поставки — потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельхозпродукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей выступают сельскохозяйственные коммерческие организации, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности.

Законодательство о закупках и поставках предусматривает специальные случаи освобождения хозяйств от ответственности за нарушение условий договора. Речь идет о невыполнении обязательств вследствие непредвиденных обстоятельств, возникших после заключения договора между поставщиком (товаропроизводителем) и потребителем (покупателем) в результате событий чрезвычайного характера. К таким событиям, которые не могли предвидеть и предотвратить стороны, относятся засуха, наводнение, градобитие, другие форс-мажорные обстоятельства.

Стороны договора не вправе уменьшать по своему соглашению или иным образом ограничивать ответственность за нарушение договора.

Договора на поставку продукции в большинстве случаев заключаются на квартал. Оценка выполнения договорных обязательств проводится по кварталам и нарастающим итогом с начала года. Источником информации являются договора на поставку продукции по каждому потребителю, в том числе по продукции на экспорт, форма № 1-п (месячная), данные отгрузки по потребителям и др.

Объем недопоставленной продукции (работ, услуг) определяется путем суммирования недопоставки по каждому невыполненному договору и отражаются в статистической отчетности по продукции в действующих оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, пошлин и других налогов).

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке всех видов сельскохозяйственной продукции, является договор. Договор или его отдельные условия, противоречащие законодательству, недействительны.

Договор может быть изменен или расторгнут только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Изменение срока действия или расторжение договора оформляется дополнительным соглашением, подписываемым сторонами, либо путем обмена письмами, телеграммами и т. п.

Сторона, получившая предложение об изменении или расторжении договора либо о продлении срока действия договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 10 дней после получения предложения.

В случае внесения в установленном порядке изменений в договор по срокам, количеству и ассортименту поставляемой сельскохозяйственной продукции недопоставка в отчетном периоде не учитывается.

Если договором предусмотрен квартальный срок поставки продукции (без указания внутриквартальных сроков), результаты выполнения обязательств по поставкам по этому договору определяются по итогам последнего месяца данного квартала. В данном случае в отчете по продукции за первые два месяца квартала недопоставка не отражается при условии, если в предыдущем квартале обязательства были выполнены полностью. Если в отчетном месяце недопоставка предыдущего квартала не была восполнены, ее необходимо отразить в отчете за первый месяц отчетного квартала. Аналогично определяются данные за второй месяц квартала. Количество продукции, недопоставленное поставщиком в одном периоде поставки, подлежит восполнению в другом в пределах действия договора [12,508].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой