Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Европейский совет. 
Право европейского союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европейский совет принимает свои решения консенсусом, если иное не предусмотрено учредительными договорами ЕС (пар. 4 ст. 15 ДЕС). Порядок работы Европейского совета кроме положений ст. 15 ДЕС и ст. 235—236 ДФЕС во многом определяется достигнутыми еще в 1970;е гг. неформальными договоренностями, прежде всего закрепленными Лондонской декларацией 1977 г. «Организационными правилами проведения… Читать ещё >

Европейский совет. Право европейского союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основы правового статуса этого института ЕС в целом закрепляется в ст. 15 ДЕС.

Согласно ДЕС «в состав Европейского совета входят главы государств или правительств государств-членов, а также его Председатель и Председатель Комиссии» (пар. 2 ст. 15). Таким образом, Европейский совет включает 30 членов. В его работе также участвует Верховный представитель ЕС по ИДПБ.

Кроме высших должностных лиц Союза и государств-членов в заседаниях Европейского совета, когда это обусловлено повесткой дня, принимают участие их министры иностранных дел и один из членов Комиссии, которые, как предусматривает ДЕС, «оказывают им содействие». Заседания Европейского совета нередко проходят в расширенном составе.

Первоначально заседания (сессии) Европейского совета должны были созываться не реже трех раз в год, однако ЕЕА это число было «урезано» до двух. Действующая редакция ДЕС устанавливает, что заседания Европейского совета созываются два раза в полугодие. При этом возможны внеочередные созывы Европейского совета.

Лиссабонский договор 2007 г. ввел пост Председателя Европейского совета, который избирается Европейским советом на основе квалифицированного большинства из собственного состава на срок два с половиной года при возможности однократного переизбрания. Это позволяет синхронизировать деятельность этого высокопоставленного руководителя Союза с пятилетним мандатом Комиссии и со сроком легислатуры парламента.

Председатель Европейского совета не может осуществлять национальный мандат. Европейский совет может прекратить его полномочия согласно аналогичной процедуре в случае возникновения препятствий к исполнению обязанностей или серьезного проступка.

Председатель Европейского совета:

  • — возглавляет и активизирует работу Европейского совета;
  • — обеспечивает подготовку и преемственность работы Европейского совета в сотрудничестве с Председателем Комиссии и на основе работы Совета по общим вопросам;
  • — старается облегчить достижение сплоченности и консенсуса внутри Европейского совета;
  • — представляет Европарламенту доклад, но итогам каждого заседания Европейского совета.

Председатель Европейского совета на своем уровне и в своем качестве обеспечивает представительство Союза на международной арене по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности, без ущерба полномочиям Верховного представителя Союза, но ИДПБ.

Политику в реальной жизни делают конкретные личности. Поэтому большая персонализация ЕС в лице Председателя Европейского совета может придать ему более «человеческое» лицо, которое понятнее и ближе населению и подчас удобнее для представления Союза на международной арене. Предполагается, что роль постоянного Председателя Европейского совета может быть сопоставима с позицией главы государства при парламентарной форме правления. Но со временем она может дрейфовать и в направлении президентской формы правления.

Первым Председателем Европейского совета стал бывший премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей, который, будучи не харизматичной личностью, весьма «мягко» и осторожно использовал широкие полномочия, представляемые этой высокой должностью. Будучи мастером компромисса и искусным переговорщиком, он стремился по возможности укрепить внутреннее единство ЕС и был переизбран на второй срок, пробыв в должности с 19 ноября 2009 г. по 1 декабря 2014 г. С 1 декабря 2014 г. его сменил бывший премьер-министр Полыни Дональд Туск.

Европейский совет принимает свои решения консенсусом, если иное не предусмотрено учредительными договорами ЕС (пар. 4 ст. 15 ДЕС). Порядок работы Европейского совета кроме положений ст. 15 ДЕС и ст. 235—236 ДФЕС во многом определяется достигнутыми еще в 1970;е гг. неформальными договоренностями, прежде всего закрепленными Лондонской декларацией 1977 г. «Организационными правилами проведения заседаний Европейского совета». Большую роль также играют обычаи и обыкновения.

Заседания Европейского совета первоначально проходили на территории государства — члена ЕС, которое в конкретное полугодие председательствовало в Совете ЕС. С 2005 г. все заседания Европейского совета стали проводиться в Брюсселе, что подтверждает общую тенденцию к централизации «европейской власти».

Сессия Европейского совета обычно завершается в течение двух дней. За это время проходят два пленарных заседания в полном составе, неформальные встречи глав государств и председателя Комиссии в узком кругу и параллельно им совещания министров иностранных дел и соответствующего комиссара ЕС. С 1988 г. сложилась практика выступления с речью в начале сессии Председателя Европарламента.

Сессия Европейского совета завершается пресс-конференцией, проводимой совместно председателями Совета и Комиссии, где общественности сообщается о принятых решениях. Все решения Европейского совета принимаются на основе консенсуса участвующих руководителей государств-членов и Комиссии.

Задача Европейского совета — «обеспечивать Союзу необходимый импульс для его развития и определять для этого общие политические ориентиры и приоритеты» (пар. 1 ст. 15 ДЕС). Именно она определяет положение Европейского совета в организационном механизме ЕС как института политической координации государств-членов между собой и с Союзом в целом, так как Европейский совет не осуществляет законодательных функций.

Европейский совет не обладает полномочиями принимать нормативные акты и иные юридически обязательные решения. Лишь в некоторых случаях (в основном в рамках общей внешней политики и политики безопасности) его решения могут иметь определенные правовые последствия. Акты Европейского совета выступают источником не правовых, а политических норм и политических обязательств.

Выводы, сделанные Европейским советом по итогам каждой его сессии, оформляются в «заключениях», а также в декларациях, посвященных отдельным кардинальным проблемам внутренней ситуации в Союзе и вопросам международных отношений. В некоторых случаях ДФЕС ставит перед Европейским советом установление таких «ориентиров» в отдельных сферах компетенции Союза: обсуждение и принятие заключений об общих ориентирах экономической политики государств-членов и ЕС (ст. 121 ДФЕС) и аналогичных заключений по вопросам ситуации в области занятости (ст. 148 ДФЕС).

В ходе заседаний Европейского совета также решаются вопросы о назначении высших должностных лиц ЕС, которые должны утверждаться «общим согласием» правительств государств-членов (председателей Комиссии и ЕЦБ), а также о реформе учредительных договоров Союза (в этих случаях соответствующее решение оформляется, однако, не как акт Европейского совета, а как совместное решение правительств государств-членов или заключительный акт межправительственной конференции).

Говоря о месте Европейского совета среди других институтов Союза, нельзя не учитывать установленную ДЕС подотчетность Европейского совета представительному органу Союза — Европарламенту. Председатель Европейского совета обязан предоставлять Европарламенту отчет по итогам каждого его заседания, а также ежегодный письменный отчет о прогрессе, достигнутом Союзом.

Европейскому совету в его работе оказывает содействие Генеральный секретариат Совета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой