Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная политика. 
Современная российская политика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные цели социальной политики ведущие эксперты видят в удовлетворении нужд общества, не обеспеченных за счет рынка. Это, в частности, регулирование доходов, выплата пособий по безработице и инвалидности, пенсионное обеспечение, а также ликвидация несоответствий между доходами граждан и их потребностями, возникающими на определенных этапах цикла жизнедеятельности, таких как рождение… Читать ещё >

Социальная политика. Современная российская политика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная политика регулирует развитие социальной сферы общества, которая представляет собой совокупность отраслей, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление[1]. В социальную сферу входят в первую очередь здравоохранение, социальное обеспечение, образование, сфера услуг, культура.

Государственная социальная политика — это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, финансирование отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов. Многие современные политологи под социальной политикой понимают деятельность, направленную на разрешение социальных проблем и улучшение экономического положения наименее обеспеченных слоев населения[2].

Основные цели социальной политики ведущие эксперты видят в удовлетворении нужд общества, не обеспеченных за счет рынка. Это, в частности, регулирование доходов, выплата пособий по безработице и инвалидности, пенсионное обеспечение, а также ликвидация несоответствий между доходами граждан и их потребностями, возникающими на определенных этапах цикла жизнедеятельности, таких как рождение и воспитание детей. По мнению П. Тэйлор-Губи, необходимо эффективно реагировать на возникающие в обществе новые социальные риски, среди которых он называет следующие[3]:

  • — рост числа пожилых граждан;
  • — упрочение прямой зависимости между образованием и последующим трудоустройством (низкий уровень образования предполагает низкий уровень оплаты труда, невозможность найти достойную работу и, как следствие, социальную исключенность граждан с подобным уровнем образования);
  • — расширение негосударственного сектора социального обслуживания, свидетельствующее о недостаточности государственного социального обеспечения.

Таким образом, социальная политика представляет собой инструмент, применяемый правительством для регулирования и дополнения деятельности рыночных институтов и социальных структур. Основные задачи социальной политики — предоставление социальных услуг в области здравоохранения, образования, занятости и социального обеспечения; перераспределение благ и защита социальной справедливости; учет потребностей граждан и поддержание социальной стабильности и сплоченности.

В условиях экономического кризиса государство особенно внимательно относится к социальной политике, чтобы с ее помощью постараться снизить социальную напряженность. Правительством РФ разработаны конкретные меры по развитию социальной политики в условиях кризиса[4]. Основное внимание направлено на усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением. Особое внимание уделяется сохранению трудового потенциала, расширению масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействию безработице, развитию программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения. Ключевым приоритетом бюджетных расходов становятся инвестиции в человеческий капитал — в образование и здравоохранение.

Самым тяжелым последствием экономического кризиса для социальной сферы в России стала растущая безработица[5]. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, с начала 2010 г. средний еженедельный прирост числа безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составил 1,25%[6]. Напряженность на рынке труда сохранялась и в 2012 г. В настоящее время основные меры по борьбе с безработицей, принятые в рамках антикризисной программы Правительства РФ, направлены на поддержку градообразующих и других крупных предприятий, сохранение существующих рабочих мест, выделение средств бюджета на создание альтернативных рабочих мест и переподготовку граждан, на формирование специальных программ трудоустройства молодых специалистов и выпускников вузов. Организован еженедельный мониторинг увольнений работников.

В оценке государственных антикризисных мер по борьбе с безработицей российские эксперты разделились на две группы. Одни полагают, что меры, принятые Правительством РФ, позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда, избежать катастрофических последствий кризиса, а значит, программа антикризисных действий выполнила свою задачу[7]. Другая группа экспертов критикует Правительство РФ, низко оценивая эффективность вливания огромных денежных средств в нерентабельные предприятия, подчеркивая неспособность государственных служб занятости справиться со своими задачами, указывая на неправильную организацию переподготовки кадров и крайнюю несостоятельность программ поддержки малого бизнеса[8]. Согласно данным экспертных исследований портала SuperJob.ru, из числа работников, уволившихся в течение 2009 г., к государственным специалистам за помощью в трудоустройстве обратились лишь около 30%. Основными причинами низкой эффективности государственных бирж труда эксперты называют отсутствие веры граждан в реальную помощь этих структур.

Бурные дискуссии среди экспертного сообщества и политиков сегодня вызывает вопрос о переходе к новой модели социальной политики. Концепция обновления современной социальной политики России предлагается в докладе «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика», подготовленном ведущими российскими экспертами[9].

Новая социальная политика, считают эксперты, должна поддерживать не только незащищенные группы населения, но и те, что способны к инновациям, т. е. средний, или, как его называют эксперты, креативный, класс, доходы и социальные установки которого позволяют выбирать модели трудового поведения и потребления.

Разумеется, это не означает отказа от борьбы с бедностью: нужно сохранять социальную стабильность.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в России снизилась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г., однако социальная острота проблемы сохраняется. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, предупреждают эксперты. Минимальная зарплата заметно выросла, но примерно у трети работников она составляет менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого — ниже прожиточного минимума.

Еще один повод для тревоги: среди бедных трудоспособного возраста растет доля экономически неактивного населения. «Началось воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности» — говорится в докладе. В 2009 г. 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать, в 2000 г. таких было 5,9 млн. Это означает рост числа получателей социальной помощи и люмпенизацию населения, предостерегают эксперты. Носителей субкультуры бедности в России 5 млн человек (без учета бомжей и нелегальных мигрантов), в крупных городах она формирует городское дно, прежде отсутствовавшее в российском обществе в таком виде и масштабе[10].

Новая модель роста, по мнению экспертов, должна быть ориентирована на постиндустриальную экономику — сервисные отрасли, связанные с развитием человеческого капитала: образование, медицину, информационные технологии, медиа, дизайн, «экономику впечатлений». Сегодня в развитых и развивающихся странах возникает креативный класс — люди творческого труда, создающие инновации в ходе своей обычной работы. Именно они будут обеспечивать решающие конкурентные преимущества в соревновании экономик XXI в. Новая социальная политика должна опираться на самодеятельность профессиональных сообществ, когда инженеры, ученые, учителя, врачи, юристы выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства. В этом десятилетии профессиональным сообществам должны быть переданы полномочия в области контроля, надзора и оценки качества, правительство должно дать им шанс участвовать в выработке и анализе политики. Но чтобы изменить социальную политику, нужны деньги, признают эксперты: потребуется увеличение бюджетных расходов на 4% ВВП к 2020 г.

  • [1] См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Социальная сфера // Современный экономический словарь. 5-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 229.
  • [2] См., например: Gutmann A. Multiculturalism. Princeton: Princeton University Press. 1992; Политическая наука: новые направления / под ред. Р. Гудина, X.-Д. Клингерманна. М., 1999. С. 456—457.
  • [3] См.: Taylor-Gooby Р. New Risks, New Welfare: Transformation of the European Welfare State. Oxford: Oxford Univ. Press, 2007. P. 1—7.
  • [4] См.: Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru/online/base/?req=dос; base=LAW; n=85 941 (дата обращения: 02.04.2013)
  • [5] См.: Стенографический отчет о заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, 29 июля 2010 года // Сайт Администрации Президента РФ. ШИ: kremlin.ru/ transcripts/8493 (дата обращения: 11.01.2013)
  • [6] Источник: Безработица оздоровит рынок труда? // Онлайн конференция Finam.ru. URL: finam.ru/analysis/conf000010030D/defalt.asp (дата обращения: 23.03.2013).
  • [7] Эта точка зрения высказана ректором Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В. A. May в программе «Диалог» телеканала РБК от 3 апреля 2010 г.
  • [8] См.: Федорин В. Время городов // Forbes. 2009. № 11. URL: forbes.ru/forbes/issue/2009—11/28 123-vremya-gorodov (дата обращения: 23.03.2013)
  • [9] См.: Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика: промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. URL: hse.ru/data/2012/02/21/1 263 128 561/doklad08.pdf (дата обращения: 31.03.2013)
  • [10] См.: Социальная политика России способствует люмпенизации населения / авт. Евгения Письменная // Ведомости — Власть. URL: http:/vedomosti.ru/politics/news/1 342 232/bednost_kak_ugroza#ixzz1XXkrDFrp (дата обращения: 05.04.2013)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой