Общие принципы международного сравнительного анализа макроэкономических показателей
Применение данной формулы в практике международных сравнений ВВП для уровня отдельных товарных групп обусловлено отсутствием в современной статистике сопоставимой и достоверной информации, отражающей их структуру, что затрудняет использование при построении групповых паритетов более точной расчетной формулы в виде средней геометрической взвешенной. Кроме того, применение данной формулы… Читать ещё >
Общие принципы международного сравнительного анализа макроэкономических показателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данные СНС, разрабатываемые в соответствии с международными стандартами, являются важнейшей основой проведения международных сравнительных исследований. Наиболее известными методологическими и практическими разработками в этой области являются сравнительные исследования, проводимые в рамках Программы международных сопоставлений ООН (ПМС).
Используемые принципы ПМС обеспечивают дальнейшее развитие методологии национального счетоводства в части формирования основных макроэкономических показателей международных счетов СНС и их представления в сопоставимом виде.
Общая концепция ПМС была разработана в конце 1960;х гг. и представлена в виде Проекта международных сопоставлений, в котором были сформулированы цели и задачи международного сравнительного анализа, основные принципы оценки и проведения международных сопоставлений уровней экономического развития и благосостояния различных стран мира. К этому периоду относятся и первые экспериментальные разработки и публикации ООН по показателям национального дохода для отдельных стран, приведенным к сопоставимому виду на основе валютных паритетов.
Продолжением работы по ПМС в 1970 г. стали проведенные статистической комиссии ООН парные и многосторонние (в экспериментальном порядке) сопоставления показателей валового национального продукта 10 стран мира. В дальнейшем в 1970—1980 гг. были сформированы основные методологические принципы современных международных макроэкономических сопоставлений, реализованные в 1993 г. при проведении сравнительного анализа ВВП 86 стран мира. В соответствии с основной целью ПМС, в которой впервые приняла участие Россия, для данной группы стран были проведены сравнения объемов ВВП и элементов его конечного использования в целом и в расчете на душу населения.
В международной статистике 1993 г. рассматривается как год начала проведения глобальных макроэкономических сопоставлений, которые охватили страны различных регионов мира. С целью анализа в их совокупности были выделены четыре группы стран: первую группу составили наиболее экономически развитые страны — члены ОЭСР (24 страны), вторую — страны Центральной и Восточной Европы и Средней Азии, в том числе Россия (23 страны), третью — страны Африки (22 страны) и четвертую группу — страны Восточной Азии и Океании (17 стран).
В соответствии с более детальной группировкой при проведении сопоставлений Российская Федерация включалась в подгруппу 2А второй европейской группы, в состав которой были включены такие страны, как Австрия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, Болгария, Белоруссия и Украина. В рамках данной подгруппы проводились двусторонние сопоставления с Австрией, представлявшей в расчетах базовую страну и являвшейся также страной, обеспечивающей согласование показателей между первой и второй группами.
Проводимые сравнения основывались на данных СНС, которые использовались при расчетах показателей ВВП отдельных стран, являющегося в международной статистике основным индикатором, характеризующим общий уровень экономического развития и конечные результаты функционирования их экономики за отдельные временные периоды.
В соответствии с методологией международных сопоставлений по ПМС в качестве базового метода, определяющего структуру элементов, учитываемых при приведении ВВП различных стран к сопоставимому виду, используется метод конечного использования. В соответствии с данным методом в его составе на начальном этапе выделяются следующие агрегированные группы элементов используемого ВВП:
- • конечное потребление сектора домашних хозяйств;
- • конечное потребление сектора государственных учреждений;
- • валовое накопление основного капитала;
- • изменение запасов материальных оборотных активов;
- • чистый экспорт товаров и услуг.
Последующая детализация эти групп обеспечивается на основе использования аналитических категорий, представленных в ПМС в виде иерархической системы, согласованной с соответствующими классификаторами СНС.
В составе конечного потребления домашних хозяйств в соответствии с классификацией личного потребления по целевому признаку выделяются:
- — пищевые продукты, напитки и табачные изделия;
- — одежда и обувь;
- — жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива;
- — мебель, бытовая техника и предметы домашнего обихода;
- — медицинское обслуживание;
- — услуги транспорта;
- — услуги в сфере досуга, развлечений и культуры;
- — образование;
- — услуги гостиниц, кафе и ресторанов;
- — прочие товары и услуги.
В составе конечного потребления сектора государственных учреждений в соответствии с классификацией их функций в СНС в виде основных аналитических категорий выделяются:
- — общее государственное управление;
- — оборона;
- — охрана общественного порядка и безопасность.
При этом значительная часть функций сектора государственных учреждений, связанных с предоставления индивидуальных услуг населению (услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и др.), при построении соответствующих аналитических категорий относится к конечному потреблению сектора домашних хозяйств.
В составе валового накопления основного капитала в качестве элементов в ПМС выделяются:
- — строительство;
- — машины и оборудование.
Дальнейшая детализация аналитических категорий в ПМС связана с формированием первичных групп, предоставляющих первичный уровень классификации элементов ВВП.
Степень детализации таких элементов на уровне первичных групп определяется особенностями исходной статистической информации, отражающей расходы по выделяемым группам. Например, в ПМС 1993 г. для второй группы стран при сопоставлениях было выделено около 300 первичных групп.
Целью построения такой иерархической системы является унификация экономического содержания отдельных элементов ВВП в виде однородных товарных групп и на этой основе — обеспечение общей сопоставимости макроэкономических показателей.
Последующие процедуры ПМС связаны с расчетом фактических паритетов покупательной способности (ППС) для каждой первичной товарной группы с целью приведения групповых национальных стоимостных показателей к сопоставимому виду.
Показатели паритетов покупательной способности широко используются в современной международной статистике при расчетах соотношений курсов валют и являются более предпочтительными по сравнению с действующими официальными курсами как менее зависящие от конъюнктурных факторов и в большей степени отражающие их реальные соотношения для сравниваемых стран. В настоящее время ППС — это важнейший элемент проводимых международных сопоставлений, обеспечивающий формирование реальных стоимостных оценок основных макроэкономических показателей.
В международной статистике теория паритетов покупательной способности является элементом общей теории формирования валютных курсов. Согласно данной теории курсы двух национальных ваяют на долгосрочных временных интервалах корректируются относительно ППС. Это означает, что обмен (конвертация) денежных средств из одной валюты в другую теоретически не должен приводить к изменению их покупательной способности. При этом под покупательной способностью национальной валюты понимается способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и услуг. Покупательная способность исчисляется в виде индекса покупательной способности, обратного индексу цен, а ее уровень зависит в основном от уровня и структуры цен на товары и услуги, а также структуры товарооборота сравниваемых стран.
В международной статистике оценки соотношений валютных курсов на основе ППС стали актуальными после отмены золотого стандарта как основы расчетов монетарных паритетов, определявших до 1970;х гг. соотношения денежных единиц различных стран в соответствии с их золотым содержанием. В настоящее время установление валютных паритетов распространяется и на формирование специальных международных валютных единиц, наиболее известными из которых являются специальные права заимствования (СДР). СДР — это единица Международного валютного фонда, сформированная на базе корзины из набора валют (доллара США, евро, японской йены и английского фунта стерлингов) с удельными весами, соответствующими доле каждой из учитываемых стран (регионов) в международной торговле.
Для количественного измерения покупательной способности национальной валюты в статистике используется понятие " потребительская корзина" , состоящая из стандартного рыночного набора потребительских товаров и услуг, характерных для данной страны. Отношение стоимостей аналогичных потребительских корзин в двух странах определяется как обменный курс валют, соответствующий паритету покупательной способности.
Теоретически курс обмена валют, соответствующий паритету покупательной способности, определяется на основе выражения.
где и - стоимости аналогичных рыночных корзин в сравниваемых странах.
Такое соотношение означает, что единиц валюты первой страны или их конвертация в единиц валюты второй страны по указанному курсу будет иметь одинаковую покупательную способность, обеспечивающую приобретение аналогичных потребительских корзин.
Соответственно значение ППС отражает количество денежных единиц страны А, необходимых для приобретения определенного (фиксированного) стандартного набора товаров и услуг, который можно приобрести за одну денежную единицу страны В (или базисной страны) или за одну единицу условной (общей) валюты группы стран. На практике значения экономических показателей, пересчитанных из национальных валют с помощью ППС в сопоставимую валюту, рассматриваются как их реальные значения. По международной терминологии значения показателей, выраженных в национальных валютах и для целей международных сопоставлений пересчитанных в сопоставимую валюту по действующим валютным курсам, представляют их номинальные значения.
В международной статистике ППС является пространственным дефлятором, который в отличие от близких по расчетным принципам динамических индексов цен, характеризующих изменение покупательной способности валют отдельных стран во времени, позволяет выявить такие различия и в разрезе отдельных территориальных единиц. Поэтому использование данного подхода на практике позволяет существенно расширить аналитические возможности проводимых исследований и на этой основе обеспечить проведение соответствующих сопоставлений для стран с различными масштабами национальной экономики для конкретных временных периодов.
Алгоритм расчета ППС для отдельных стран представляет достаточно сложную схему, включающую несколько этапов, реализация которых, как правило, требует решения ряда общеметодологических проблем.
На начальном этапе в составе выделенных однородных первичных групп экспертным путем выбирается некоторое число товаровпредставителей.
На следующем этапе для сравниваемых стран на основе показателей внутренних цен отобранных товаров-представителей вычисляются индивидуальные и групповые паритеты покупательной способности валют, которые агрегируются в сводный ППС, используемый для переоценки макроэкономических показателей в сопоставимую валюту.
Выбор товаров-представителей является одной из наиболее сложных методологических проблем, связанных с проведением расчетов ППС и определением реальных валютных курсов. Прежде всего это связано с трудностью одновременного соблюдения при отборе товаров требований их сопоставимости и репрезентативности. Поэтому в реальной практике, как правило, идут на определенный компромисс, заключающийся в согласовании состава используемых товаров-представителей.
При отборе товаров-представителей для сравниваемых стран прежде всего необходимо обеспечить эквивалентность их качественных характеристик и представительность для конкретной товарной группы.
При учете качественных характеристик товаров-представителей сравниваемых стран возможны следующие варианты: полная, неполная идентичность или несопоставимость этих товаров по основным техникоэкономическим параметрам. В случаях неполной идентичности товаров включение их в перечень товаров-представителей целесообразно только при недостаточном для определения соотношения цен числе идентичных товаров. Включение в перечень товаров-представителей несопоставимых товаров возможно только для случаев их особой значимости для производства и потребления в конкретной стране.
Основными критериями представительности товаров являются такие признаки, как массовость их производства и значительный удельный вес в структуре общей стоимости представляемой товарной группы.
Требования репрезентативности относятся и к определению уровней цен для отобранных товаров-представителей. При этом общим принципом выбора товаров-представителей является приоритет товаров с незначительными различиями в качественных характеристиках, что позволяет исключить из последующих расчетов процедуры, связанные с соответствующей корректировкой цен.
При выборе товаров-представителей одной из наиболее сложных проблем является учет различий в качественных характеристиках товаров, включаемых в сравниваемые совокупности. Данная проблема особенно актуальна для стран, осуществляющих рыночные реформы в экономике, где ряд товаров, используемых при сравнительном анализе (прежде всего инвестиционных товаров), существенно отличается по качественным характеристикам от аналогичных товаров, представленных на рынках экономически развитых стран.
В международной практике в случае несопоставимости товаров по качественным характеристикам для исходного перечня товаров-представителей могут использоваться различные процедуры корректировки•.
- — замена наблюдаемого товара;
- — изменение описания товара;
- — изменение состава списка товаров-представителей;
- — применение расчетных корректировок.
Расчетные корректировки цен в отдельных странах приводят к изменениям в первоначальных соотношениях цен по отношению к валюте пересчета. Под корректировкой в этом случае понимается изменение исходной цены с целью ее согласования с определенным стандартом качества.
Наиболее простые методы корректировки допустимы при различии качественных характеристик товаров, выражаемых на основе одного параметра. При наличии нескольких ценообразующих параметров для выявления общей функции их взаимосвязи с ценовыми характеристиками на практике используются специальные статистические методы.
В статистической методологии наиболее систематизированный подход к оценке качественных характеристик товаров в настоящее время представлен в рамках СНС. Принципиальным в методологии оценки уровней качества и отражении их системой соответствующих показателей является положение СНС, в соответствии с которым изменение уровня качества и рост ценовых характеристик должны рассматриваться как увеличение соответствующих объемных показателей для товаров, включаемых в набор, оцениваемый по ППС.
Для второй группы стран в ПМС 1993 г. процедура выбора товаровпредставителей осуществлялась на двусторонней основе, а их конечный перечень по группе включал около 3 тыс. наименований, в том числе более 1,4 тыс. потребительских товаров и услуг и около 1,6 тыс. инвестиционных товаров. Для России их перечень из-за ограниченности первичной статистики насчитывал только около 1 тыс. наименований товаров и услуг.
Последующий выбор схемы расчетов ППС определяется особенностями исходной статистической информации. Для расчетов паритетов валют на уровне первичных товарных групп на практике используется формула среднегеометрическою индекса
где - средний групповой индекс цен для сравниваемых стран А и В; - индивидуальные товарные индексы цен в национальных валютах стран А и В; т — число товаров-представителей в группе.
Применение данной формулы в практике международных сравнений ВВП для уровня отдельных товарных групп обусловлено отсутствием в современной статистике сопоставимой и достоверной информации, отражающей их структуру, что затрудняет использование при построении групповых паритетов более точной расчетной формулы в виде средней геометрической взвешенной. Кроме того, применение данной формулы на практике объясняется также аналитическими особенностями среднего геометрического индекса, который обеспечивает при расчетах независимость получаемых результатов от выбора страны, являющейся базовой при проведении сравнений (в теории экономических индексов — свойство инвариантности).
При расчетах ППС для более высоких уровней агрегирования при наличии данных о структуре соответствующих товарных групп используются территориальные модификации классических агрегатных индексов цен Пааше и Ласпейреса.
Соответствующие расчетные формулы этих индексов приведены в гл. 8 (см. формулы (8.14) и (8.15)).
Последние модифицированные варианты формул, представляющие гармонические и арифметические формы агрегатных индексов, позволяют при расчетах валютных паритетов стран А и В использовать в качестве индивидуальных товарных индексов цен их средние геометрические значения, рассчитанные для отдельных товарных групп. В качестве весов в этом случае в зависимости от уровня агрегирования могут использоваться значения показателей стоимостных объемов отдельных товарных групп (в аналитических группах или других компонентах ВВП), выраженные в национальных валютах.
На практике при расчетах могут наблюдаться значительные расхождения между значениями индексов Паше и Ласпейреса. Поэтому в международных сопоставлениях в качестве основы расчетов наиболее часто применяется индекс Фишера, определяемый как средняя геометрическая из значений индексов Паше и Ласпейреса, который обеспечивает инвариантность результатов при двусторонних сопоставлениях.
В международной статистике используются также более сложные методы расчетов ППС, позволяющие повысить степень достоверности получаемых оценок, наиболее известными из которых являются: метод ЭКШ, Ван Изерена, Гири — Камиса и др.
В международных сопоставлениях при расчетах ППС в качестве общей стоимостной основы сравнений в ряде случаев используются так называемые счетные единицы в виде денежных единиц конкретных стран или группы стран, по отношению к которым определяются паритеты национальных валют. Например, в сопоставлениях ОЭСР в качестве такой единицы используется доллар США, в сопоставлениях стран — членов ЕС — среднее значение единиц их национальных валют (стандарт покупательной способности) и др.
На макроэкономическом уровне использование ППС как разновидности межстрановых дефляторов ВВП, определяющих их реальные соотношения для сравниваемых стран, позволяет также определить соответствующие индексы-дефляторы, отражающие динамику инфляционных процессов в сравниваемых странах. Данная процедура в международной статистике положена в основу перспективных оценок ППС с использованием метода глобальной экстраполяции:
где - дефлятор ВВП соответственно страны А и страны В в периоде i + 1.