Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государство и право Византии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, византийское государство представляет собой специфическую форму неограниченной монархии — автократию (самодержавие). Византийская автократия не может быть отнесена ни к восточным деспотиям, ни к феодальным монархиям в Западной Европе, она представляет, в известном смысле, синтез обеих авторитарных систем правления. Длительное время развитие государственных и правовых учреждений… Читать ещё >

Государство и право Византии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика и этапы политико-правового развития Византии

Византийское государство возникло в 395 г. в результате раздела императором Феодосием I единой Римской империи на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю — Византию. Название государства происходит от древней мегарской колонии Византий, на месте которой римский император Константин Великий в 330 г. основал новый город Константинополь. Византию именовали «христианской империей ромеев», а подданные Восточной Римской империи считали себя ромеями, т. е. римлянами, державу — ромейской, императора — василевсом, являющимся продолжателем традиций римских императоров.

Византийская империя превратилась в мировую державу, в состав которой до начала арабских завоеваний (VII в.) входили обширные территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Месопотамия, Сирия, Палестина, Египет, часть Армении, острова Крит, Родос, Кипр. На этих землях жили греки, даки, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, сирийцы, евреи, эллинизированные малоазийские племена и др. Грекам принадлежало, однако, главенствующее положение, а греческий язык был наиболее распространенным. В борьбе с арабскими и славянскими нашествиями (вторая половина VII в.) территория империи сократилась вдвое. Византия стала намного однороднее по национальному составу и превратилась в греко-славянское государство. Его экономической основой было свободное крестьянство, а земля находилась в распоряжении крестьянской общины.

Развитие средневекового византийского государства и права имело существенные отличия но сравнению с Западной Римской империей и феодальными монархиями Западной Европы. Специфика государственно-правового развития была обусловлена влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Во-первых, запаздывающий характер формирования феодального государства и права в Византии: законченные черты институты централизованной феодальной монархии в Византии приобретают лишь в IX—XI вв. Это было связано с тем, что кризис рабовладельческого хозяйства в богатых восточных провинциях Римской империи ощущался менее остро, чем в Западной Римской империи. Обособление в отдельное государство восточных провинций способствовало экономическому подъему и концентрации материальных и военных ресурсов. В результате развития производительных сил мелкое самостоятельное хозяйство стало наиболее выгодной формой земледельческого и ремесленного производства. Эта экономическая тенденция к укреплению и распространению индивидуального хозяйства пробивала себе дорогу на Востоке с бо? льшим успехом, чем на Западе. Она выразилась в массовом переводе рабов на пекулий и в городе, и в деревне. К тому же рабский труд играл меньшую роль в сельском хозяйстве восточных провинций по сравнению с западными. Главными производителями были колоны и свободные общинники. Большинство колонов было прикреплено к земле и несло повинности в пользу государства и своих господ, а свободные крестьяне жили соседскими общинами («митрокомиями») и были связаны круговой порукой в уплате налогов фиску (казне).

Во-вторых, государство в Византии было сверхцентрализованным: сильная императорская власть, централизованный бюрократический аппарат и религиозное единство в лице православия имели решающее значения для сохранения целостности, экономического прогресса и обеспечения преемственности власти на протяжении одиннадцати веков ее существования. Огромные размеры территории, потребность в устойчивых экономических связях между областями и провинциями, бесконечные набеги варваров обусловили существование сильной самодержавной власти императора в течение всей политико-правовой истории Византии. Византийская автократия (самодержавие) опиралась на поддержку православной церкви и многочисленных народов империи, сплотившихся в борьбе против внешних врагов. Для отражения внешней угрозы в провинциях гражданская и военная власть была сосредоточена в руках генерал-губернаторов (стратегов). Разделение труда в масштабах империи, хозяйственная специализация областей и провинций, бурное развитие ремесла и торговли объективно требовали создания устойчивых экономических связей, товарно-денежных отношений, которые могли быть гарантированы лишь сильной императорской властью. Государство активно вмешивалось в экономическую жизнь, регулируя ее с помощью громоздкого бюрократического аппарата.

Его содержание дорого обходилось подданным империи: их облагали новыми налогами, нещадно эксплуатировали. Для подавления народных восстаний и волнений также было необходимо сильное государство.

В целях обеспечения внешней безопасности, поддержания гражданского мира и стабильного экономического благополучия постоянно совершенствовались государственный аппарат, армия, карательные органы. Это позволило Византии, в отличие от Западной Римской империи, покоренной варварами, обеспечить защиту своих границ от внешних вторжений руками самих варваров (они составляли основную часть наемного войска) и благодаря помощи союзных племен. Волны варварских нашествий не смогли разрушить существующий порядок и систему хозяйствования и лишь способствовали постоянному совершенствованию системы управления империей.

В-третьих, византийское государство представляет собой специфическую форму неограниченной монархии — автократию (самодержавие). Византийская автократия не может быть отнесена ни к восточным деспотиям, ни к феодальным монархиям в Западной Европе, она представляет, в известном смысле, синтез обеих авторитарных систем правления. Длительное время развитие государственных и правовых учреждений Византийской империи осуществлялось путем рецепции (заимствования) политических институтов, системы управления и законодательства Римской империи. Западная политическая традиция предполагает теологическую и правовую легитимацию власти императора. Несмотря на указания о божественном характере императорской власти, она до IX в. была не наследственной, а выборной. В восточной политической традиции заимствуются сакральность персоны императора и неограниченный характер самодержавной власти.

Но для византийской автократии характерна более высокая степень жестокости и насилия в реализации интересов господствующего класса, сочетающаяся с лицемерием и обманом. Одним из существенных отличий самодержавной власти византийского императора является опора на православную веру как на важнейшее средство легитимации своей власти. В теории «согласия и единомыслия» император рассматривался в качестве " верховного государя и священника", способного устанавливать основы христианской веры. В отличие от западного феодализма, где церковь боролась за политическую гегемонию, в Византии церковь была встроена в государственную власть в качестве элемента механизма духовного подавления масс и опоры императорской власти. В этом смысле византийское государство относится к идеократическим, где одним из важных источников самодержавной власти является идея, единая идеология, способная интегрировать население вокруг правителя. Таковой выступала концепция самодержавной власти.

История средневекового византийского государства и права насчитывает свыше тысячи лет — с 395 г. до завоевания столицы Византии — Константинополя турками в 1453 г. Политико-правовая история Византийской империи отличается от развития феодального государства и права в Западной Европе и с точки зрения эволюции форм устройства государственной власти подразделяется на три этапа.

  • 1. Ранневизантийская автократия (IV-VII вв.). На этом этапе византийское государство сохраняло основные черты позднеримской империи: громоздкий военно-бюрократический аппарат, законодательство, местное управление. Государственный строй данного этапа — военно-бюрократическая монархия рабовладельческого тина, в которой власть императора объявлялась божественной и носила самодержавный характер. Однако всесилие императорской власти на практике было ограничено сохранением некоторых политических традиций римской республиканской государственности: выборности императора, сената, оппозицией политических партий знати. Режим рабовладельческой автократии не был устойчивым: во-первых, происходил переход от рабовладения к феодально-сословному строю, а во-вторых, в результате набегов варвары (славяне), селились на землях империи и возрождали старинные общинные порядки, несовместимые с рабовладением.
  • 2. Классическая феодальная автократия (VII-XII вв.). На этом этапе происходило интенсивное формирование феодальных порядков, а централизованное государство приобретает черты совершенного самодержавия. Императорская власть достигает наивысшего расцвета, она опирается на поддержку православной церкви и кодифицированное законодательство.
  • 3. Феодальная раздробленность и распад единого государства (XIII-XV вв.). Поздневизантийская феодальная автократия характеризуется упадком императорской власти и ростом политического влияния полунезависимых феодальных княжеств, частыми междоусобными войнами. Это привело к гибели Византийской империи, которая была завоевана турками в 1453 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой