Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регулирование занятости и трудоустройства в актах МОТ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1997 г. на 85-й сессии Международной конференции труда были одобрены Конвенция и Рекомендация, посвященные частным агентствам занятости. Цель указанных актов МОТ — отразить изменения, происшедшие на рынке труда многих стран в последние годы, сделать регулирование этого рынка более гибким, учесть новые реалии, появившиеся на рубеже веков, в частности технологическую революцию, сдвиги в структуре… Читать ещё >

Регулирование занятости и трудоустройства в актах МОТ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конвенциях и рекомендациях МОТ содержатся важные принципы и рекомендации по вопросам государственной политики в области занятости, как общего характера, так и относящиеся к определенным группам трудящихся — инвалидам, молодежи — или к определенным отраслям — сельскому хозяйству, морскому судоходству (например, Конвенция о труде в морском судоходстве (2006 г.), которую Россия ратифицировала Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 56-ФЗ).

Конвенция № 122 провозглашает в качестве главной цели государственной деятельности активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости.

Конвенция № 168 определяет методы содействия занятости, включая социальное обеспечение, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию, деятельность служб занятости.

Политика занятости должна проводиться государствами с учетом принятой МОТ в 1970;е годы Всемирной программы занятости.

В частности, государства должны использовать возможности технического прогресса и роста производительности труда в интересах работающих; должны поощрять предпринимателей к тому, чтобы они привлекали трудящихся и (или) их представителей к планированию, внедрению и использованию новой технологии; содействовали лучшей организации режима рабочего времени и лучшему распределению занятости; предотвращали и смягчали неблагоприятное влияние технологических изменений на трудящихся; принимали меры, направленные на борьбу с безработицей.

Некоторые из перечисленных мер предусмотрены в ряде международно-правовых актов.

Так, на 86-й сессии МОТ в 1998 г. была принята Рекомендация № 189 «О стимулировании создания рабочих мест на малых и средних предприятиях». В нормативных актах МОТ уделено большое внимание мерам обеспечения занятости инвалидов, престарелых трудящихся, молодежи.

Особое значение имеет международно-правовое обеспечение занятости инвалидов. Конвенция № 159 обязывает государства разработать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области занятости и профессиональной реабилитации инвалидов, включающую обеспечение инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе. Должны быть приняты меры на национальном уровне по развитию служб профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.

Рекомендация № 99 считает необходимым создание специальных мастерских для инвалидов, которые должны предоставлять им не только полезную и оплачиваемую работу, но и возможность повышения квалификации. Расширение применения труда инвалидов должно обеспечиваться путем установления обязательного минимального процента работающих на предприятии инвалидов; резервирования для них определенных занятий; принятия мер, дающих лицам, имеющим серьезную инвалидность, возможность поступления па работу или отдающих им предпочтение в некоторых профессиях; поощрения создания и облегчения деятельности кооперативов инвалидов (других подобных организаций), управляемых самими инвалидами или от их имени.

Специальные положения, касающиеся обеспечения занятости пожилых трудящихся, содержатся в Рекомендации № 122 «О политике в области занятости» и в Рекомендации № 150 «О развитии людских ресурсов». Государствам рекомендовано прилагать усилия для удовлетворения специфических нужд пожилых трудящихся, в частности выявлять условия труда, которые могут ускорить процесс физического и умственного старения; организовывать для пожилых трудящихся профессиональную переподготовку и профессиональную ориентацию; предоставлять пожилым трудящимся другую работу, где они могли бы использовать свои знания и опыт, по возможности без потери в заработке.

Рекомендации № 45 и 136 приняты МОТ в целях предотвращения безработицы среди молодежи и увеличения их занятости. В частности, отмечена необходимость создания специальных программ развития молодежной занятости, имеющих целью дать молодым людям квалификацию, необходимую для приспособления к быстрым темпам происходящих изменений и активного участия в развитии своей страны.

Важная роль в осуществлении государственной политики занятости принадлежит государственным и частным организациям, занимающимся трудоустройством (биржам труда, службам занятости или бюро по найму).

Конвенции МОТ № 2 и 68 обязывают государства создавать бесплатные бюро занятости, основная цель которых — обеспечить в сотрудничестве с другими общественными и частными учреждениями наилучшую возможность организации рынка труда в качестве неотъемлемой части программы достижения и поддержания полной занятости.

Функции службы занятости определены Конвенцией № 88. Она допускает параллельное существование бесплатных государственных и частных (коммерческих и некоммерческих) бюро по найму. Последним посвящена Конвенция № 96. Она предлагает государствам два варианта: взять на себя обязательство постепенно ликвидировать имеющиеся платные бюро по найму либо признать необходимость существования таких бюро, но подвергнуть их деятельность жесткой государственной регламентации, в частности, путем лицензирования.

В 1997 г. на 85-й сессии Международной конференции труда были одобрены Конвенция и Рекомендация, посвященные частным агентствам занятости. Цель указанных актов МОТ — отразить изменения, происшедшие на рынке труда многих стран в последние годы, сделать регулирование этого рынка более гибким, учесть новые реалии, появившиеся на рубеже веков, в частности технологическую революцию, сдвиги в структуре производства, глобализацию экономики, изменения в методах использования человеческих ресурсов.

Рассматриваемые акты допускают и легализуют деятельность различных по характеру частных бирж труда и одновременно предусматривают меры, направленные на обеспечение социальной защиты работников, пользующихся услугами этих бирж.

Конвенциям 181 регламентирует деятельность агентств занятости, каковыми могут являться любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных властей, которое предоставляет услуги на рынке труда (посредничество при устройстве на работу, содействие в поисках работы и трудоустройстве и т. п.).

Правовой статус частных агентств занятости определяется в соответствии с национальным законодательством.

Государства сами определяют условия функционирования указанных агентств, используя, в частности, систему лицензирования или сертификации.

Частные агентства занятости должны оказывать услуги лицам, ищущим работу, бесплатно. Вместе с тем компетентные государственные органы после консультаций с наиболее представительными профсоюзами и организациями предпринимателей могут разрешить в отдельных случаях оказание частными агентствами занятости платных услуг для определенных категорий работников.

Компетентным государственным органам рекомендуется собирать и регулярно публиковать для всеобщего сведения данные о деятельности частных служб занятости.

Между частными агентствами по вопросам занятости и государственными биржами труда должно быть организовано тесное сотрудничество, основывающееся на том, что именно государственные власти несут главную ответственность за разработку и осуществление политики регулирования рынка труда и использования соответствующих государственных фондов.

Работники, воспользовавшиеся услугами частных бирж труда, должны оформлять отношения с работодателем путем заключения письменного трудового договора, уточняющего условия труда, о которых работников необходимо информировать до начала трудовой деятельности.

Частным агентствам запрещено предоставлять рабочую силу для замены бастующих работников.

Частным агентствам и компетентным государственным органам рекомендовано разработать справедливые и эффективные методы профессионального подбора; наладить тесное сотрудничество государственных и частных бирж труда в осуществлении национальной политики занятости.

В актах МОТ содержится широкий комплекс норм, направленных на формирование в государствах — членах МОТ развитых национальных систем профессиональной ориентации и профессионального обучения населения.

Согласно Конвенции № 142 программа профессиональной ориентации и профессиональной подготовки должна учитывать потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровнях; стадию и уровень экономического, социального и культурного развития; взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой