Психолого-педагогическая характеристика деятельности и личности специалиста по социальной работе с семьей
Через деятельность социальный работник воздействует на других людей. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, он выступает по отношению к предметам, явлениям как субъект социальной работы, а к людям — как личность. Испытывая их ответные воздействия, он обнаруживает таким путем истинные объективные существенные свойства людей, групп. Эти свойства присущие им выступают перед… Читать ещё >
Психолого-педагогическая характеристика деятельности и личности специалиста по социальной работе с семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деятельностный подход в характеристике личности социального работника
Любой специалист, посвятивший свою жизнь социальной работе и занимающийся ею профессионально, рано или поздно, осознанно или подсознательно познает внутренние, порой скрытые для обывателя психолого-педагогические механизмы успеха профессии, ориентированной на человека, семью и среду их обитания.
Такие механизмы представляют внутренний мир целостной личности и доступность познания их совокупности может быть обеспечена как на основе деятельностного, так и личностного подхода. Каждый из этих подходов позволяет увидеть в специалисте то общее, особенное, что предает его профессиональным устремлениям значимость и полезность в разрешении проблем семьи.
Остановимся на особенностях каждой из них.
Деятельностный подход предполагает познание любого специалиста через сферу его профессиональной деятельности.
Субъект этой деятельности в лице социального работника, специалиста по социальной работа или семейного социального педагога в реализации профессиональных задач выполняет различные социальнопедагогические роли, причем способность выступать в различных ролях относится к числу умений, которыми должен обладать специалист. Он выполняет роль посредника между семьей и государственными службами, неправительственными организациями и учреждениями. Он — помощник своих клиентов в решении их проблем. На протяжении ряда лет он как бы ведет семью, заботясь о ее здоровье, нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем. Он и конфликтолог, и аниматор, побуждающий семью к развитию собственного потенциала способности преодолевать трудности. Он защитник интересов, законных прав семьи и эксперт в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства в ее жизнедеятельность.
Как показал анализ данных о специалистах служб помощи семье и детям центральных регионов РФ (см. табл. 9), их психолого-педагогический портрет содержит оптимальный набор личностных качеств: ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникативность, корректность, эмпатийность, оптимистичность, гибкость, мобильность, терпимость и т. д.
Однако их профессиональный портрет был бы не полным без психолого-педагогических «противопоказаний» к социальной работе с семьей. К ним относятся: отсутствие интереса к людям, вспыльчивость, резкость суждений, конфликтность, агрессивность, неумение вести диалог с оппонентом и другие.
Характеристика субъекта социальной работы с семьей (количественные показатели в %)".
Категории лиц, работающих с семьей. | Уровень подготовки специалистов. | Соотношение удельного веса участия в решении проблем семьи. | Субъективно-позитивная оценка своей деятельности. | ||||||
Высшее образование. | Среднетехническое среднее. | По профилю. | Курс подготовка. | Социальная защита. | Социальное воспитание. | Социальная поддержка. | «УДОВ; летворе; ность". | «производительность». | |
Специалисты по социальной работе отделов социальной защиты населения. | 49/34. | ||||||||
Семейные социальные педагоги образовательных (детских) учреждений. | 19(40). | ||||||||
Специалисты государственных ведомств и учреждений (правопорядка, здравоохранения, культуры, спорта). | |||||||||
Специалисты неправительственных и общественных организаций, учреждений. |
Социальная работа как профессиональная деятельность — это форма активного отношения к (сложившейся социальной обстановке в стране, регионе, в семье) действительности, через которую устанавливается реальная связь между социальным работником и клиентом (семьей).
Через деятельность социальный работник воздействует на других людей. Реализуя и раскрывая в деятельности свои внутренние свойства, он выступает по отношению к предметам, явлениям как субъект социальной работы, а к людям — как личность. Испытывая их ответные воздействия, он обнаруживает таким путем истинные объективные существенные свойства людей, групп. Эти свойства присущие им выступают перед специалистом как объекты социальной работы, а люди — как личности.
Познание этой деятельности, ее секретов, использование методов, условий эффективности опирается на всесторонний научный анализ.
Для психолого-педагогического анализа труда социального работника имеются определенные теоретические предпосылки. В отечественной психологии и социальной педагогике большое внимание уделяется изучению человеческой деятельности [59, 77, 91, 102]. Для психологии и педагогики категория деятельности имеет более широкое и фундаментальное значение: жизненный путь личности тесно переплетается с деятельностью. Поэтому психолого-педагогический анализ социальной работы с семьей представляет собой изучение психологии, профессионально значимых качеств личности специалиста любого профиля в процессе его взаимодействия с клиентами, семьей. Деятельность как предмет психологии — это процесс, в котором создается психологическое отражение действительности и который этим отражением управляется. Виды человеческой деятельности определяются по характеру «основного продукта», который создается в результате деятельности и является ее целью" [91]. Поэтому деятельность, в том числе социальная работа с семьей, содержит в себе психологические компоненты, посредством которых осуществляется ее внутренняя регуляция [59].