Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы экономической реформы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реформированию подверглась и социальная политика. Поначалу в 1956 г. был отменен действовавший с 1940 г. закон, запрещающий свободный переход рабочих с одного предприятия на другое, а также карательные меры, связанные с нарушением трудовой дисциплины, что в принципе могло произойти не по злому умыслу нарушителя. На промышленную основу было поставлено строительство жилья, что учитывая масштабы… Читать ещё >

Правовые основы экономической реформы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сразу после окончания Великой Отечественной войны был принят пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1945—1950 гг. Им были определены основные задачи, стоящие перед страной. Предстояло провести демилитаризацию экономики и управления ею, обновление управленческих кадров, ликвидацию чрезвычайных органов и их методов управления, ослабить централизацию управления с передачей ряда управленческих функций на места и отраслевым структурам. Требовалось восстановить конституционные принципы и методы управления при безусловном сохранении и усилении партийного руководства.

Были упразднены органы, созданные в период военного времени, многие управленческие структуры были реорганизованы, разукрупнены, сократился численный состав их аппарата[1]. В 1946 г. наркоматы были переименованы в министерства.

Послевоенное восстановление хозяйства страны было нелегким для всех граждан СССР, но особенно тяжело оно отразилось на крестьянстве. В 1948 г. были внесены изменения в Закон «О сельскохозяйственном налоге», в результате чего размер налогообложения при тех же источниках дохода и нормах возрос на 30% по отношению к предыдущему году. Еще большее бремя легло на единоличные хозяйства и бывших колхозников. Для них налоги увеличивались вдвое. В 1952 г. налоги повысили еще раз. Все эти акции не только не дали положительных результатов, но вызвали подлинный кризис в сельском хозяйстве, хотя победные рапорты тиражировались средствами массовой информации и рисовали ситуацию, далекую от действительности. В 1951 г. СССР производил по отношению к довоенному 1940 г.: зерна 82%, подсолнечника 65, льна-волокна 55, картофеля 77, овощей 69%.

После смерти И. В. Сталина делается попытка реформирования экономических отношений с целью придания им большей гибкости и стабильности. Поэтому сентябрьский пленум ЦК КПСС 1953 г. принял решение о постепенном преобразовании колхозов в государственные хозяйства. Число совхозов удвоилось, а вновь создаваемые на целинных землях Казахстана хозяйства были государственными.

Совершенствование системы управления хозяйством шло по пути ее децентрализации и отраслевой специализации. В частности, произошло разукрупнение министерств, продолжалось сокращение численности аппарата[2]. За период с 1954 по 1956 г. многие промышленные предприятия были переданы из союзного подчинения в распоряжение республик. Республиканские правительства утверждали их производственные планы, титульные списки капитального строительства. Союзный бюджет с 1955 г. уже не предусматривал детализации бюджетных расходов республик, а только определял их основные направления.

Охватившая мир техническая революция поставила вопрос о перестройке промышленной системы страны. Были созданы отраслевые министерства в республиках в соответствии со специализацией. Управление промышленностью в соответствии с решениями февральского 1957 г. Пленума ЦК КПСС переводилось на территориальный принцип. Были ликвидированы союзные и республиканские министерства и созданы совнархозы, на которые возлагалось руководство региональной экономикой и забота о развитии местной ресурсной базы[3]. Из 105 совнархозов, 70 приходилось на Россию, 11 — па Украину, девять — на Казахстан, четыре — на Узбекистан, в остальных республиках — по одному совнархозу. Однако подобное реформирование без принципиальных изменений в системе общественных отношений привело к нарушению единства технической политики, к оторванности науки от производства, к управленческой неразберихе и, как следствие, к снижению производительности труда, замедлению темпов экономического роста. Созданный в марте 1963 г. для высшего руководства промышленностью и строительством Высший совет народного хозяйства Совета министров СССР (ВСНХ СССР) сразу же столкнулся со столь непреодолимыми трудностями, что руководство страны сочло необходимым в 1965 г. его, а вместе с ним и совнархозы, упразднить и вернуться к прежней системе отраслевого управления.

Реформированию подверглась и социальная политика. Поначалу в 1956 г. был отменен действовавший с 1940 г. закон, запрещающий свободный переход рабочих с одного предприятия на другое, а также карательные меры, связанные с нарушением трудовой дисциплины, что в принципе могло произойти не по злому умыслу нарушителя. На промышленную основу было поставлено строительство жилья, что учитывая масштабы разрушений, сложности восстановительного периода и климатические условия страны, было безусловным достижением.

Вторая мировая война сменилась холодной войной. Она началась под благовидным предлогом защиты демократических ценностей. Спору нет, тоталитарный режим в СССР был несовместим с правами человека и постепенно ослабевал. Этот режим в отличие от прочих деспотических систем основывается в первую очередь на идейно-нравственной солидарности широких слоев населения с политикой правящей партии и ее вождя. После смерти И. В. Сталина все скрепляющие режим элементы достаточно быстро утрачивают свою эффективность. Но западных политиков интересовали отнюдь не нарушения прав человека в СССР, и сегодня мы располагаем достаточными доказательствами этого. Целью их было ослабление СССР, который на Западе всегда ассоциировался с Россией. Вот почему нашей стране пришлось наряду с восстановлением разрушенного хозяйства создавать мощный оборонный комплекс, чтобы сдерживать любого потенциального агрессора.

  • [1] Например, Наркомат минометного вооружения был преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения, наркоматы боеприпасов и танковой промышленности преобразованы соответственно в наркоматы сельскохозяйственного машиностроения и транспортного машиностроения.
  • [2] Как это ни парадоксально, но все кампании по сокращению аппарата приводили к одному результату: численность чиновников неуклонно увеличивалась.
  • [3] Нельзя исключить, что при более взвешенном и продуманном подходе к территориальному принципу развития экономики, в СССР могли быть созданы реальные предпосылки для развития подлинно федеративных отношений, повышении заинтересованности субъектов федерации и региональных элит в стабильности Союза ССР.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой