Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прокурорский надзор и судебный контроль на этапе возбуждения уголовного дела

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным содержанием прокурорского надзора на данном этапе уголовного судопроизводства является проверка исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Рассматриваемое направление деятельности прокуроров детализирована приказом Генпрокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора… Читать ещё >

Прокурорский надзор и судебный контроль на этапе возбуждения уголовного дела (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основным содержанием прокурорского надзора на данном этапе уголовного судопроизводства является проверка исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Рассматриваемое направление деятельности прокуроров детализирована приказом Генпрокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия». Указанным документом надзирающим прокурорам предписано систематически, но нс реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения требований законодательства, регламентирующего прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях. В ходе прокурорских проверок в зоне особого внимания вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка и обоснованности их продления; достоверности документов и результатов проверки сообщений. Одновременно прокуроры обязаны убедиться, что к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, не применялись незаконные методы воздействия; что нормы материального и процессуального права применены правильно; что заявитель уведомлен о результатах разрешения его сообщения и ему разъяснены право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.

В целях выявления случаев сокрытия сообщений о преступлениях от учета и иных нарушений закона прокуроры обязаны ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания с учетной документацией, а также с имеющимися в государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных и иных органах и организациях документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний; систематически анализировать содержание информационных программ радио, телевидения, иных электронных средств массовой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок.

По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя, связанное с приемом, регистрацией и разрешением сообщения о преступлении участие прокурора является обязательным.

Прокурор реализует свои надзорные полномочия также и при рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (ст. 124 УПК РФ). По общему правилу сроки рассмотрения жалобы составляют трое суток со дня ее получения, однако при необходимости этот срок может быть увеличен до 10 суток. По итогам рассмотрения жалобы прокурор может удовлетворить жалобу полностью или частично, либо отказать в ее удовлетворении. Решение прокурора оформляется постановлением, которое доводится до сведения заявителя с одновременным разъяснением ему порядка дальнейшего обжалования.

При выявлении нарушений законности прокурор применяет меры прокурорского реагирования. В частности, в зависимости от ситуации прокурор вправе вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (и. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), возбудить производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, например дисциплинарной, предостерегать о недопустимости нарушений закона (п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре»).

Представление прокурора об устранении нарушений закона (ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре») вносится начальнику органа дознания и должно быть рассмотрено незамедлительно. Конкретные меры по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий, им способствующих, должны быть приняты начальником органа дознания в месячный срок со дня внесения представления, о чем письменно докладывается прокурору.

Письменное предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре») также обязательно к исполнению должностным лицом, которому оно адресовано. Его игнорирование влечет за собой установленную законом ответственность.

Результаты работы прокуроров по надзору за законностью деятельности органов дознания на этапе возбуждения уголовных дел систематически докладываются вышестоящим прокурорам для обобщения, анализа и, при необходимости, принятия мер прокурорского реагирования.

Судебный контроль как форма процессуального контроля за законностью деятельности органов дознания и дознавателей на этапе возбуждения уголовного дела сводится главным образом к рассмотрению судом жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ на процессуальные действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания и прокурора, принятые по итогам рассмотрения сообщений о преступлениях (решения об отказе в возбуждении уголовных дел или о возбуждении уголовных дел), а также жалоб на отказ в приеме органом внутренних дел сообщений о преступлении. В качестве субъекта обжалования могут выступать практически любые участники уголовного судопроизводства, а также и лица, не имеющие процессуального статуса в деле, но в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Жалоба может быть подана в суд как самим заявителем, так и его защитником, законным представителем или представителем как лично, так и через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания или прокурора.

Жалоба рассматривается не позднее пяти суток с момента ее поступления единолично судьей районного суда по месту производства дознания или неотложных следственных действий (если речь идет об обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела) или применительно к постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела, отказу в приеме сообщения о преступлении — районного суда, территориальная юрисдикция которого распространяется на таможенный орган, сотрудники которого приняли соответствующее решение в порядке, установленном ч. 3, 4 ст. 125 УПК РФ.

Если судья примет решение о полном или частичном удовлетворении жалобы, т. е. признает действия (бездействие) или решение соответствующего должностного лица незаконными или необоснованными, он выносит постановление, где формулирует решение и мотивы его принятия и указывает на необходимость устранения допущенного нарушения (п. 1 ч. 5 ст. 125 УПК РФ).

При производстве дознания копии постановления судьи направляются также заявителю и прокурору.

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, прокурор или судья.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой