Динамическое уравновешивание при проектировании проводят с деталями и узлами, в которых массы распределены относительно оси вращения неравномерно, например детали типа коленчатого вала. Выполняя балансировку можно было бы каждой неуравновешенной массе противопоставлять свою корректирующую массу. Однако такое решение не является целесообразным, так как в системе ротора почти всегда происходит частичное взаимное уравновешивание дисбалансов. Поэтому применяют другой метод.
Рассмотрим ротор, состоящий из деталей 1,2 н 3. Эти детали делят на несколько дисков и в каждом диске, гак же как при статическом уравновешивании, определяют величину и направление дисбаланса D. На детали выбирают две плоскости коррекции (I и II), и каждый вектор дисбаланса раскладывают на две составляющие, расположенные в плоскостях коррекции. Затем составляющие векторы дисбалансов в плоскостях коррекции суммируются и их равнодействующий дисбаланс уравновешивается соот.
Рис. 11.7.
ветствующей корректирующей массой тку Пример такого уравновешивания изображен на рис. 11.7.
Распределительный вал (ротор) вращается в неподвижных опорах. Определим элементарные массы и положения их центров масс.
Для каждой плоскости коррекции составляется векторное уравнение:
Пространственную систему векторов дисбалансов Dx, D., и I)., заменяем двумя плоскими системами составляющих векторов дисбалансов D[V D2l, Dw Duv Dm, D3W размещенных в плоскостях коррекции I и II. Условия приведения:
Корректирующие массы тк[ и тт должны быть размещены в плоскостях I и II в местах, определяемых координатами (p(i], ек] и фш, еки. Отметим, что вместо корректирующих масс (противовесов) можно применить так называемые антипротивовесы. Это значит, что не корректирующая масса размещается на линии действия вектора дисбаланса, а диаметрально противоположно ей из ротора удаляется соответствующее количество материала (так называемое тяжелое место ротора).