Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема саморазвития в отечественной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субъектный подход сложился вокруг понимания человека как активного деятельного существа, способного к свободе и творчеству. Его эвристический потенциал, впервые раскрытый в трудах С. Л. Рубинштейна, оказался особенно востребованным в настоящее время, ибо именно этот подход позволяет создать психологический портрет личности в современной социальной ситуации. Неопределенность, неустойчивость… Читать ещё >

Проблема саморазвития в отечественной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К настоящему времени в отечественной психологии сложился ряд подходов к пониманию саморазвития: культурно-исторический, антропологический, акмеологический и субъектный. Поскольку отдельные аспекты саморазвития рассматриваются в данном учебнике с опорой на исследования в основном отечественных ученых, остановимся здесь только на основных положениях указанных подходов в отношении психологической природы саморазвития.

В наследии автора культурно-исторической концепции Л. С. Выготского саморазвитие выступает прежде всего в качестве методологического принципа, позволяющего раскрыть сущность развития как самостановления, самодвижения вопреки доминировавшим у предшественников представлениям о преобладании в детерминации развития биологического или социального фактора либо их конвергенции. Выготский строит объяснение механизма развития через реализацию снинозовского принципа самонричины (causa sui), но не замкнутой на личности, а заложенной в самопротиворечивости более сложных систем — «ПраМы», «Я в Мы», «ребенок в обществе», «личность в культуре». В рамках культурно-исторической парадигмы через категорию культуры раскрывается сущность саморазвития как культуросообразного процесса самоизменения, осуществляемого с помощью специфически человеческих высших психических функций и обладающего атрибутами произвольности, социальности, опосредствованности, осознанности (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. А. Иванников, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б. Д. Эльконин и другие). Развитие личности в научной школе Л. С. Выготского мыслится как история овладения самим собой и своим поведением. Развитие личности рассматривается как процесс, включающий изготовление культурного средства, с помощью которого человек будет созидать и возделывать внешнюю и внутреннюю среду. Как всякий культурный инструмент, обобщает Е. Л. Доценко [2009], личность развивается в следующих направлениях:

  • • от непосредственности к опосредствованное™ — ко все большему использованию специальных средств самоуправления;
  • • от внешней обусловленности к внутренней — к растущей опоре при принятии решений на устойчивые личностные образования, такие как ценности, принципы, смысложизненные ориентации;
  • • от нерефлексивности к осознанности — способности вербализовать свои субъективные переживания, объяснить основания, которые обусловили совершённый поступок.

Механизм онтогенетического перехода от развития к саморазвитию раскрывается как история перехода от позиции агента культуры к целенаправленному творчеству и самотворению личности. Демонстрируется роль личности как организующего, управляющего, направляющего функционального органа, обеспечивающего самодетерминированный характер саморазвития. В саморазвитии личности имеет место сложная диалектика предпосылок и результатов ее становления. С одной стороны, «только человек как личность может поставить себе задачу измениться» [Иванников, 20 121. С другой стороны, культуросообразно трактуемая личность может состояться, родиться, «выделаться» только в результате саморазвития — сознательной работы над собой (Л. И. Божович).

В антропологической психологии, разрабатываемой школой Б. Г. Ананьева, человек предстает организатором, управляющим своим личностным и профессиональным развитием. В то же время подчеркивается, что направленная на развитие внутренняя активность личности имеет определенные ограничения. В объективном плане свобода самоопределения личности ограничена конкретными социально-историческими условиями, в субъективном плане — выбором самой личности, ее позицией по отношению к собственной жизни (Н. А. Логинова).

Представители этого направления отмечают, что роль личности в собственном развитии постепенно увеличивается:

  • • в процессе жизненного пути осуществляется переход личности из объектной в субъектную позицию: такой переход должен быть подготовлен, поддержан в процессе воспитания, но становится субъектом жизненного пути личность только в результате собственной деятельности в процессе достижения зрелости (Л. А. Головей);
  • • с повышением уровня организации человека возрастает влияние собственной активности на развитие: если на уровне индивида развитие определяется генетической программой, на уровне субъекта деятельности и личности развитие становится полидетерминированным социальными и субъективными факторами, на уровне индивидуальности преобладает фактор самодетерминации (Е. Ф. Рыбалко).

Таким образом, в зависимости от уровня функционирования сложной системы «человек» саморазвитие раскрывается в различных ракурсах. При описании человека как индивида понятие саморазвития подчеркивает спонтанность онтогенетического развития, его самодвижущую природу. Для человека как субъекта разнообразных видов деятельности (прежде всего, согласно концепции Б. Г. Ананьева, — познания, общения, труда и игры) саморазвитие означает направленность на восполнение ресурсов и развитие потенций, которые становятся залогом его жизненной эффективности и профессиональной компетентности. В масштабе жизненного пути личности как субъекта и объекта общественных отношений саморазвитие приобретает характер созидания «Я» во всем многообразии его феноменальных проявлений (личность как сконструированное «лицо для себя» и «личина» для Других; жизненная биография; мифы о личности и жизни; личностные вклады в Других и т. д.). Саморазвитие является для личности способом качественного самоизменения в направлении к альтернативному, желаемому, выбираемому будущему состоянию «Я», которое может быть оценено как позитивное или негативное, но обязательно индивидуально неповторимое. Для человека как становящейся и отстаивающей себя индивидуальности саморазвитие становится формой самодвижения, обеспечивающей реализацию стратегии жизнетворчества и осуществляемой благодаря субъектному самоуправлению с необходимым выходом в рефлексивный режим функционирования сознания. Самотворсние становится непрекращающимся процессом, постоянно возобновляемой жизненной задачей. Па данном уровне самодетерминированность и самоуправляемость осуществляемых человеком качественных преобразований достигают полноты реализации.

В акмеологии под саморазвитием понимается центральная характеристика личности тина «акме» (А. А. Бодалев), компонент личностной зрелости (А. А. Реан), тенденция к самораскрытию, саморазвертыванию творческого потенциала человека. Целью акмеологических исследований является раскрытие потенциала саморазвития личности в направлении личностного и профессионального роста для достижения вершин самореализации и достижений. Саморазвитие, согласно акмеологическим концепциям, является не самоцелью, а средством достижения жизненно важных целей человека. Саморазвитие не обязательно является определенной деятельностью, но совершается тогда, когда оно встроено в какую-либо иную деятельность, значимую для человека.

В частности, А. А. Бодалевым раскрываются основные новообразования личности, которые являются показателями успешного саморазвития:

  • • изменения в мотивационной сфере человека, в которой сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности;
  • • возрастание умения на уровне интеллекта планировать и затем осуществлять на практике именно те поступки, которые соответствуют духу названных ценностей;
  • • появление большей способности мобилизовать себя на преодоление объективных трудностей, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями;
  • • более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам.

В процессуальном плане саморазвитие личности отличает подчиненность целям и воле самой личности. Оно предстает как сознательный процесс самосовершенствования с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний, целенаправленное многоаспектное самоизменение, служащее цели максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения, саморазвертывания и самоосуществления, личностно-профессионального развития (А. А. Деркач, Е. В. Селезнева).

Субъектный подход сложился вокруг понимания человека как активного деятельного существа, способного к свободе и творчеству. Его эвристический потенциал, впервые раскрытый в трудах С. Л. Рубинштейна, оказался особенно востребованным в настоящее время, ибо именно этот подход позволяет создать психологический портрет личности в современной социальной ситуации. Неопределенность, неустойчивость социальных условий, требования конкурентоспособности, эффективности, инновационности труда ставят перед человеком новые задачи самопроектирования и самостроительства. Отмечается, что благодаря своей субъект-объектной сущности человек может являться одновременно и творцом и творением, производя самообусловленные изменения в себе как личности и субъекте деятельности. Ориентиром становится образ жизнестойкой, лабильной личности, структурным стержнем которой являются свойства, выражаемые понятиями группы «само-»: самоутверждение, самоопределение, самоуправление и др.

Суть субъектного подхода применительно к саморазвитию состоит в том, что саморазвитие рассматривается как одно из свойств субъекта (Л. С. Глухашок, В. Т. Кудрявцев, С. А. Мишорова и другие). А процесс развития человека в целом понимается как процесс активного самостроительства свой личности и жизни, процесс непрерывного жизнетворчества (А. В. Брушлинский, Е. И. Исаев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и другие). Доминирующей является позиция, согласно которой в процессе жизненного нуги развитие постепенно переходит в саморазвитие за счет становления самосознания и самоуправления, личность из объекта становится субъектом развития. Подчеркивается решающее значение в названных преобразованиях фактора собственных усилий и зрелости жизненной позиции самой личности (К. А. Абульханова-Славская, Е. А. Сергиенко и другие). В предельном своем варианте введенный С. Л. Рубинштейном принцип «внешнее через внутреннее» предполагает, что психическое развитие человека подчиняется действию факторов генетической и социальной природы в той мере, в какой он сам принимает решение о воздействии каждого из них. Сторонники субъектного подхода полагают, что наиболее полное раскрытие понятие развития получает через указание на его самодетерминированный, субъектный характер, а субъектная сущность развития, в свою очередь, адекватнее всего выражается через категорию саморазвития. Именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как субъект творения своего «Я» и своего жизненного пути.

Итак, мы осуществили краткий экскурс в проблему саморазвития в философии и различных науках. Различные области знания находят в саморазвитии свой предмет для изучения с последующим использованием в практических целях. Если философов занимают наиболее общие вопросы сущности саморазвития как живых, так и неживых систем, его смысл и назначение, педагогов — проблемы создания условий для саморазвития, то внимание психологов сосредоточено на выявлении внутренних детерминант и механизмов данного процесса. В ходе дальнейшего изложения мы на этих проблемах остановимся более подробно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой