Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История западноевропейской литературы эпохи просвещения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эпоху XVIII столетия в Западной Европе традиционно именуют эпохой Просвещения, поскольку именно подобное название характеризует общую тенденцию в социокультурной жизни европейских стран, ставящей себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Невежество, предрассудки и суеверия в XVIII в. мыслятся… Читать ещё >

История западноевропейской литературы эпохи просвещения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Западноевропейская литература ХУШ столетия в социокультурном контексте

Социокультурный контекст литературы XVIII столетия.

Эпоху XVIII столетия в Западной Европе традиционно именуют эпохой Просвещения, поскольку именно подобное название характеризует общую тенденцию в социокультурной жизни европейских стран, ставящей себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Невежество, предрассудки и суеверия в XVIII в. мыслятся главными причинами общественного неустройства, тогда как образование, философская, научная деятельность, свобода мысли называются важнейшими средствами культурного и социального прогресса. Средневековые представления, освящаемые авторитетом церкви и традиции, были подвергнуты жесткой критике, стремление к знанию, основанному на разуме, но не на вере, убеждение в том, что все должно быть выяснено средствами разума, явилось отличительной особенностью социокультурного сознания XVIII столетия. Термин «Просвещение» имеет два значения: в узком смысле — это просвещение широких слоев населения посредством образования, искусства и науки, в более широком — это интеллектуально-философское и культурное движение, развернувшееся в европейских странах в период борьбы буржуазии и феодализма и направленное на ликвидацию последнего. Просветители, опираясь на труды Локка, Дидро, Гельвеция, Гольбаха, утверждали материалистический взгляд на мир, боролись с религией и церковью, создавали новые теории о назначении искусства и литературы. В предшествующем культурно-историческом движении XVI—XVII вв., задержанном, но не остановленном реакцией XVII в., важны были принципы индивидуальной свободы и общественного равенства, поэтому просветители выступали за умственную свободу и были противниками наследственных привилегий. Просвещение XVIII в. явилось синтезом культурных начал гуманизма и Реформации на основе возобновления роста личности. Идея естественного права личности, принадлежащего ей по рождению, данного Богом безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальной принадлежности, стала одной из важнейших культурных идей XVIII столетия.

С середины 1760-х гг. в Европе начинается промышленный переворот (переход мануфактурного производства на машинную стадию), оказавший значительное воздействие на все сферы общественной жизни и ознаменовавший систематическое приложение достижений науки к производству. В деятельности просветителей отчетливо видно стремление перестроить общество и производство на основе научных выводов. Так, масса нового материала в XVIII в. обогатила естественные науки, новые виды животных и растений дали возможность широкого сравнительного изучения. Шведский ученый Карл Линней (1707−1778) провел терминологическую реформу и дал универсальную классификацию, позволившую очертить многие виды и охватившую вес естествознание. Жорж Луи Бюффоп (1707−1778) отстаивал идею об изменяемости видов под влиянием условий среды. Разрабатывая эволюционную идею развития земного шара, он распространил исторический принцип на всю область естествознания, высказав представление о единстве строения органического мира, благодаря чему явления современной природы и истории оказались генетически связанными с прошлым, их стало нельзя объяснять, только исходя из настоящего. Развитие экспериментальных исследований, установление количественных соотношений между явлениями природы, их точное математическое выражение, способность человеческого разума осмыслить и использовать законы природы, создание новой техники и технологии приводили к изменениям в мироощущении и социокультурном сознании. Человек оказался настолько смелым, что вторгся даже в сферу религии. Стремление доказать существование Бога средствами разума — деизм — стало очень популярным. Протестантизм, который уже таил в себе рационалистическое учение, а с середины XVIII в. и католицизм допускают веротерпимость там, где ранее было преследование инакомыслящих. Орден иезуитов — признанный враг веротерпимости — теряет свои позиции и в 1773 г. упраздняется папой Климентом XIV. Рационализм успешно борется с суевериями, например, в середине столетия судьи большинства европейских стран отказывались разбирать дела по обвинению в колдовстве.

Во всех европейских странах просветители стремились разрешить главную для них проблему — проблему человека и его природы, в связи с чем они выдвинули философскую гипотезу о «естественном человеке»: обратившись к биологическому примитиву человеческой особи, они стали изучать природные инстинкты людей и на их основании вывели систему «естественных законов»; отделив черты, которые появились в натуре человека в процессе цивилизации, просветители пришли к выводу, что люди от природы созданы равными, наделенными врожденной доброжелательностью, милосердием, справедливостью, помогающими им ужиться вместе, причем именно на этих врожденных свойствах люди строили «естественные законы», диктовавшиеся разумом. Однако, отказавшись от законов природы, живя в «неестественных» условиях, обременив разум предрассудками, законами и обычаями, которые диктует социум, человек стал несчастен. Главную причину человеческих несчастий просветители увидели в феодализме и религии, поэтому создание счастливого общества они усматривали в избавлении человеческого разума от предрассудков с помощью науки, воспитания, то есть просвещения: когда изменится человеческое сознание, тогда изменятся и условия жизни — общественные законы станут соответствовать законам природы, на смену «неразумному» феодальному устройству придет «царство разума». Естественно, философия просветителей при всей ее гуманистической направленности носила абстрактный характер, по уровню знаний XVIII в. они не могли еще объективно постигнуть законы общественного развития, считая, что общество развивается по природным законам, однако иллюзии их были оправданы условиями неразвитости буржуазных отношений того времени.

В общем комплексе настроений эпохи Просвещения ощущалось гуманистическое начало. Искусство также было подвержено общей теории «естественного человека». Оно становится своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользуются художники, архитекторы, музыканты. В живописи и скульптуре рокайльные формы первой половины столетия (живописные полотна Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара), сменяются классицистическими (мифологические и жанровые статуи Жака Батиста Пигаля, Жака Батиста Лемуазана, Жана Антуана Гудонау Жака Луи Давида) и реалистическими (серии картин Уильяма Хогартау пейзажная живопись Томаса Гейнсборо).

В эпоху Просвещения на уровень других искусств встает музыка, что объяснялось потребностью в поэтическом, эмоциональном выражении духовного мира человек: музыка оказалась способной воплотить и конфликты жизни, и гармоническую ясность. В этот период появляются музыкальные концепции светско-образного содержания, создаются новые формы — фуга, симфония, соната. Новый этап в развитии европейской музыки открывало творчество //.-С. Баха (1685- 1750) и Г. Ф. Генделя (1685−1759): при сохранении внешней связи с религией (духовная тематика в полифонических произведениях Баха и библейские сюжеты ораторий Генделя), преемственности музыкальных традиций, их творчество отличалось гуманистическим началом и было проявлением духовной свободы эпохи Просвещения.

Основная тенденция культурного развития Европы проявила себя в разных странах в национально-своеобразных формах, но несмотря на все различия в исторической и культурной эволюции отдельных стран, их объединяли общие черты нового мировоззрения, формирующегося под влиянием методологии просветителей. Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек, само понятие «культура» впервые стало общепризнанным термином. Культура впервые выступила как основа теоретических концепций понимания истории развития человечества, как средство отбора исторических явлений и их осмысления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой