Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Абилитация. 
Специальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности как коррекции, так реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные… Читать ещё >

Абилитация. Специальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несколько иную ситуацию воспроизводит другой термин, не менее употребимый в современной специальной психологии — «абилитация», означающий в дословном переводе с латинского «представление прав». В ситуации, когда мы говорим о реабилитации, речь идет о восстановлении того, что было до травмы или заболевания, того качества жизни, которое был утрачено индивидом. Иначе говоря, реабилитация — это возвращение, восстановление, возмещение потерянных свойств, качеств, условий прежнего, нормального благополучного периода жизни.

Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится иначе и на иной основе. В подобных случаях речь может идти об исходной неадантированности, отсутствии периода нормального развития и какой бы то ни было утраты.

Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей, имеющихся нарушений.

Коррекция

Последняя категория в данном ряду, которую мы рассмотрим — коррекция.

Коррекция — процесс исправления тех или иных нарушенных функций.

В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя высказываемые точки зрения, можно сформулировать несколько положений. Прежде всего, коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, т. е. это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации, являющейся процессом внутренним.

Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитационное воздействие опирается на компенсаторные (внутренние) процессы. В случае коррекционного воздействия внутренней опорой выступают механизмы сенсибилизации, т. е. закономерные способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, а не ее выпадения. Корригировать, например, зрение в ситуации, когда оно отсутствует, бессмысленно — в этом случае речь может идти о компенсации, т. е. восполнении утраченной функции.

Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует и в определении компенсации, и в определении коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Нарушения функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов.

Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа-восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. Такую степень нарушения можно назвать выраженной. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции нецелесообразно.

Взаимосвязь компенсации, реабилитации, абилитации и коррекции

Сказанным мы пытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее приходится констатировать, что указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер: коррекция и компенсация могут друг друга взаимно дополнять. Так, даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного глаза. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, даже в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных по своей сути мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности как коррекции, так реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, являющиеся выражением трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой