Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовые нормы. 
Административное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По методу правового регулирования: императивные — содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные — дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный… Читать ещё >

Административно-правовые нормы. Административное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Административно-правовые нормы — это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

  • 1) являются разновидностью юридических норм;
  • 2) объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения — управленческие;
  • 3) административно-правовые нормы — средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  • 4) устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  • 5) содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  • 6) имеют представительно-обязывающий характер;
  • 7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  • 8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  • 9) во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура административно-правовой нормы — ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов.

Элементы структуры административно-правовой нормы:

  • 1) гипотеза — часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
  • 2) диспозиция — часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
  • 3) санкция — часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

  • 1. По предмету правового регулирования: материальные — закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; процессуальные — определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм.
  • 2. По функциям права: регулятивные — регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные — регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.
  • 3. По методу правового регулирования: императивные — содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления; диспозитивные — дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.
  • 4. По содержанию предписания: управомочивающие — нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие — нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие — нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.
  • 5. По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан.
  • 6. По действию в пространстве: федеральные — действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) — действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ — действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные — действующие в пределах муниципального образования; локальные — действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
  • 7. По действию во времени: срочные — нормы, для которых определен срок действия; бессрочные — нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные — нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.
  • 8. По кругу лиц общего действия — регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные — распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).
  • 9. По юридической силе: законодательные — содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные — содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
  • 10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм — это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение — форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение — форма реализации запрещающих административноправовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания.

Использование — форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.

Применение — особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой