Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нарушение международных договоров об оружии массового поражения, а также средствах и методах ведения войны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Запрещенными международным договором РФ методами ведения войны признается разрушение гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения, к которым в первую очередь относятся: незащищенные города, селения, жилища или строения, госпитали, больницы, средства транспорта, используемые гражданским населением, запасы продуктов питания, районы производства продуктов… Читать ещё >

Нарушение международных договоров об оружии массового поражения, а также средствах и методах ведения войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ). В первоначальном варианте в УК РСФСР 1960 г. данное преступление формулировалось как разработка, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировка биологического оружия (ч. 1 ст. 67.2) или оказание иностранному государству или иностранной организации помощи в разработке, производстве, приобретении, хранении, сбыте, транспортировке биологического оружия (ч. 1 ст. 67.2). До внесения изменений в ст. 355 в 2001 г. она объявляла уголовно наказуемым производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ; после внесения изменений — разработку, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ.

Объект преступления. В юридической литературе он формулируется неоднозначно. Признавая им безопасность человечества, общие основы безопасности человечества, мир и безопасность человечества, мир между народами и мирное сосуществование и сотрудничество государств и т. д., авторы при этом в качестве предмета данного преступления рассматривают одно и то же: оружие массового поражения. К нему согласно решению ООН относится такое оружие, которое действует путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое, бактериологическое, токсинное оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого оружия.

В качестве такового ранее закон в качестве ориентира называл химическое и биологическое, а также другие вида подобного оружия. В действующей редакции в одном ряду с химическим и биологическим называется токсинное оружие, хотя среди «других» видов оружия и прежняя редакция диспозиции ст. 355 токсинное также не исключалось. Химическое оружие — это совокупность высокотоксичных отравляющих веществ и средств их доставки и применения (ракеты, снаряды, мины, авиационные бомбы и т. д.), предназначенные исключительно для массового поражения живой силы противника, путем использования нервно-паралитического, общеядовитого, кожно-нервного, удушающего, раздражающего и психотомиметического вещества.

К биологическому оружию относится совокупность бактериологических средств (бактерий, вирусов, риккетсий, грибов и токсичных продуктов их деятельности), используемых с помощью живых переносчиков заболеваний (насекомых, грызунов) или в виде суспензий и порошков в боеприпасах или приборах и предназначенных исключительно для цели вызова массового заболевания людей, животных и растений в местах нахождения противника.

Токсинное оружие — это оружие, оборудование или средство доставки, предназначенное для уничтожения живой силы военного противника с сохранением боевой техники, вооружения противника.

К другим видам оружия массового поражения, о котором идет речь в ст. 355, относится, в частности, ядерное оружие, под которым понимается совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления, предназначенных исключительно для массового поражения живой силы и техники противника путем суммарного воздействия ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и радиоактивного заражения. Ядерное оружие, в свою очередь, делится на термоядерное и нейтронное; на тактическое, оперативно-тактическое и стратегическое.

Перечисленные виды оружия массового поражения запрещены международным договором РФ и потому их производство, распространение и сбыт уголовно наказуемы.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями, которые могут заключаться в производстве, приобретении, а равно в сбыте оружия массового поражения.

Разработка представляет собой действия, направленные на создание оружия массового поражения, прежде всего, экспериментально-лабораторного характера. Производство оружия массового поражения предполагает разработку технологии и создание какого-либо оружия массового поражения, независимо от его объема, вида и параметров поражающих свойств. Производство химического и биологического оружия в настоящее время запрещено повсеместно и окончательно, а производство ядерного оружия пока только ограничено. Накопление — это создание определенных запасов оружия массового поражения. Под приобретением оружия массового поражения подразумевается любой способ (насильственный или ненасильственный) завладения этим видом оружия. Сбыт оружия массового поражения имеет место, когда виновное лицо (лица), владеющее (владеющие) этим оружием (на законных или незаконных основаниях), передает (передают) его другим лицам за материальное вознаграждение либо на условиях взаимопогашения долгов, определенных уступок или же услуг со стороны приобретателя оружия массового поражения.

Рассматриваемое преступление относится к разряду формальных составов преступлений и является оконченным с момента совершения любого из перечисленных в диспозиции статьи действий.

Субъективная сторона преступления предполагает только прямой умысел, так как виновный сознает, что производит, распространяет или сбывает оружие массового поражения, и желает совершать одно из перечисленных деяний.

При оценке этого преступления необходимо учитывать и то, что виновные, совершая указанное преступление, чаще всего преследуют корыстную цель. Причем к этой цели они идут, не гнушаясь мысли о том, что произведенным, распространенным или приобретенным ими оружием может быть поражена (уничтожена) неопределенная масса населения не только какойто страны, но и планеты. Однако это обстоятельство может быть учтено судом лишь при назначении наказания.

Субъект преступления. Уголовная ответственность за производство, распространение или сбыт оружия массового поражения наступает с 16-летнего возраста при условии вменяемости лиц, совершающих данное преступление.

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ). Установлению в УК РФ уголовной ответственности за это деяние предшествовало принятие в нашей стране в 1993 г. закона, которым УК РСФСР 1960 г. дополнялся ст. 67.1, объявлявшей преступлением применение биологического оружия. Кроме того, в данном Кодексе имелись статьи, отдельно предусматривающие наказуемость насилия над населением в районе военных действий (ст. 267), дурное обращение с военнопленными (ст. 268) и др. В УК РФ такого рода деяния объединены рамками ст. 356, предусматривающей отдельные санкции за жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ (ч. 1), и применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (ч. 2).

Объект преступления. В одних формулировках им признается регламентированный международным правом порядок ведения войны (установленные правила и обычаи, средства и методы ведения войны, общественные отношения, обеспечивающие правила использования средств и методов ведения войны); в других — что-либо иное: мирные отношения между государствами, безопасность человечества и т.н.

При применении запрещенных средств и методов войны иод угрозу ставится безопасность разных категорий лиц. Однако в ч. 1 ст. 356 особо выделяет две из них: военнопленных и гражданское население.

Военнопленными в международном праве признаются лица, принадлежащие к вооруженным силам воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника. Ими могут быть прежде всего комбатанты (сражающиеся), т. е. лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны; партизаны; участники военных ополчений, отрядов добровольцев; участники организованных движений сопротивления; население, стихийно взявшееся за оружие при приближении неприятеля и участники гражданских и национально-освободительных войн, если они имеют командира, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Военнопленными признаются и некомбатанты (несражающиеся), к числу которых относятся военные журналисты, интендантский и прочий обслуживающий персонал, военно-юридический и медицинский персонал, рабочие команды и т. п., использующие имеющееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненые, больные и т. д. Некомбатанты находятся под защитой законов п обычаев войны, если они имеют удостоверения, выданные соответствующими военными органами.

Гражданское население, о котором идет речь в ст. 356, — это мирные жители воюющей стороны, нс принимавшие участия в военных действиях и оказавшиеся во власти противника на оккупированной им территории.

Предметом этого преступления, совершаемого на оккупированной территории, могут выступать национальное имущество, объекты гражданского назначения (дома, сооружения, дамбы, плотины, теплои электростанции и т. д.), движимое и недвижимое имущество, являющиеся индивидуальной или коллективной собственностью, и др.

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором России, влечет квалификацию по ч. 2 ст. 356.

Согласно международной Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Женева, 10 октября 1980 г.), имеющей три дополнительных протокола относительно отдельных видов «обычного» оружия, наносящих чрезмерные повреждения или имеющие неизбиритальный характер, запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности:

  • — любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (так называемые необнаруживаемые осколки);
  • — мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, мины-ловушки и некоторые другие устройства;
  • — зажигаталыюе оружие, т. е. такое оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени и тепла, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели. В этой связи, например, запрещается подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия.

Национальное имущество представляет собой совокупность материальных носителей духовных ценностей, составляющих содержание национального культурного достояния какого-либо народа.

Международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.) к таковым относит: памятники архитектуры, искусства или истории, произведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и архивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т. д.

Объективная сторона преступления характеризуется следующими действиями: жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением; депортацией гражданского населения; разграблением национального имущества на оккупированной территории; применением в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Жестокое обращение (способ совершения преступления) с военнопленными или гражданским населением выражается в совершении против указанных лиц действий, сопровождающихся насилием или унижением их чести и достоинства.

Режим военного плена определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. В соответствии с ней, к военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Они имеют право на уважение к их личности и чести. Любые незаконные действия со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие опасность его здоровью, расцениваются как серьезное деяние. Запрещается дискриминация военнопленных по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения, политических убеждений, национальности. Эти положения относятся и к участникам вооруженных конфликтов немеждународного характера. К грубейшему нарушению режима военного плена относится и содержание военнопленных во власти отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен, а не правительства неприятельского государства.

Согласно общепризнанному международному принципу гражданское население, не участвующее в войне, пользуется неприкосновенностью. Гражданские лица должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без какой-либо дискриминации, но причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. В этой связи в отношении гражданского населения оккупированной территории запрещаются: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надругательства над человеческим достоинством, в частности, унизительное или оскорбительное обращение; принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия. В соответствии с международным правом гражданские лица на оккупированных территориях при любых обстоятельствах имеют право на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. Они должны охраняться от актов насилия или запугивания. Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Не допускаются также нападения неизбирательного характера, т. е. способные поразить как военные, так и гражданские объекты (гражданских лиц). Оккупирующее государство не может принуждать покоренных гражданских лиц служить в его вооруженных или вспомогательных силах. Оккупанты могут направить гражданских лиц на принудительные работы, необходимые для нужд оккупационной армии либо связанные с обслуживанием, обеспечением населения занятой местности. Вместе с тем запрещается создание концентрационных лагерей для содержания гражданских лиц с введением там режима каторжного труда, где вынуждают их выполнять различные тяжелые работы под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти.

Депортация гражданского населения заключается в изгнании, насильственном вывозе оккупационными властями мирных жителей с занимаемой им территории в другие районы, малопригодные для нормального человеческого проживания.

Оккупация территории (место совершения преступления) означает временный насильственный захват в ходе войны вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими территориями без приобретения суверенных на них прав.

Под разграблением национального имущества понимаются захват его любыми способами и обращение оккупирующей стороной в свою собственность или собственность иных заинтересованных сторон, сопровождающиеся вывозом этого имущества из оккупированной территории. Международная Конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, в частности, предписывает воюющим сторонам воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей. Запрещаются любые акты вандализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны.

К запрещенным международным договором РФ средствам ведения войны относятся такие, которые способны причинить излишние страдания человеку или характеризуются целенаправленным причинением обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде. В этой связи следует заметить, что совершенствование военного производства и опыт военных действий диктовали международной общественности необходимость совершенствовать правовой механизм защиты или ограничение применения в военных целях отдельных видов оружия. Важными мерами в этом направлении можно назвать следующие: отмена употребления взрывчатых и зажигательных пуль (1868 г.); запрещение снарядов, распространяющих удушающие или вредоносные газы, а также легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль (1899 г.), запрещение применения в войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (1925 г.).

Одним из общих начал международного права является недопустимость применения оружия массового поражения. В настоящее время осуществлен правовой запрет бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия, что означает и запрещение использования биологических агентов и токсинов в вооруженных конфликтах (1972 г.), и химического оружия (1993 г.).

Запрещенными международным договором РФ методами ведения войны признается разрушение гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения, к которым в первую очередь относятся: незащищенные города, селения, жилища или строения, госпитали, больницы, средства транспорта, используемые гражданским населением, запасы продуктов питания, районы производства продуктов питания, источники воды и т. д. Особо регулируется защита «установок, и сооружений, содержащих опасные силы», к которым отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Указанные объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Дополнительный протокол I (1977 г.) к Женевской конвенции о защите жертв войны (Женева, 12 августа 1949 г.) запрещает отдавать воюющим приказ «не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику или вести военные действия на такой основе», запрещается незаконно использовать отличительную эмблему Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или государств, не находящихся в конфликте. Согласно Конвенции о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду[1] запрещается применение в вооруженных конфликтах и использование любых средств, способных вызвать землетрясения, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ионосферы.

Запрещение средств и методов ведения войны в равной степени касается и международных вооруженных конфликтов и распространяется на вооруженные конфликты одного государства, т. е. на внутренние вооруженные конфликты.

Под вооруженным конфликтом следует понимать столкновение между вооруженными силами различных конфликтующих между собой государств или административно-территориальных образований одного государства, ограниченное локальной территорией военных действий («горячей точки») и относительно небольшой протяженностью во времени.

Преступление, предусмотренное ст. 356, является оконченным с момента совершения любого из указанных в законе действий.

Субъективная сторона преступления предусматривает возможность его совершения только с прямым умыслом, при котором виновный сознает, что применяет запрещенные средства и методы ведения войны и, несмотря на это, желает совершать указанные в анализируемой статье действия.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. По законодательной логике, уголовной ответственности подлежат прежде всего лица, в чью компетенцию входит дача приказа или распоряжения на применение запрещенных средств и методов ведения войны. Однако закон не исключает привлечения к уголовной ответственности и иных лиц.

  • [1] Рекомендованная для рассмотрения, подписания и ратификации всеми государствамирезолюцией 31/72 Генеральной Ассамблеи ООП от 10 декабря 1976 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой