Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пубертатный период. 
Психоанализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребность в объектной любви и ослабление связей с родительскими фигурами нередко провоцируют чувство одиночества, изоляции и тревоги. Снижается родительский авторитет и значимость ценностей родительской семьи. В ряде случаев родительский идеальный образ подвергается переоценке и даже обесцениванию, что проявляется в резком сокращении внутрисемейных контактов, желании держаться на некотором… Читать ещё >

Пубертатный период. Психоанализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пубертатный период Термином «пубертатный» (от лат. pubeitatis —

«половая зрелость») обозначают период завершения полового созревания и формирования зрелой (репродуктивно-активной) генитальной организации и способности к зачатию ребенка. У девушек этот период обычно начинается раньше и длится от 12 до 16 лет, у юношей — от 14 до 18 лет.

Пубертатному периоду предшествует появление вторичных половых признаков, как внешних, гак и внутренних (набухание груди и сосков и начало первых менструаций — у девочек; появление признаков роста усов и бороды, а также регулярных эрекций, ночных поллюций и живых сперматозоидов в эякуляте — у мальчиков).

Сексуальное влечение, которое до того было преимущественно аутоэротичным, переносится на внешние сексуальные объекты и проявляется в чувстве влюбленности. Отдельные влечения и отдельные («частные») эрогенные зоны начинают подчиняться генитальной зоне, а характерное для латентного периода равновесие между структурами психики (Я и Оно) становится неустойчивым, что наиболее ярко проявляется в эмоциональной лабильности подростков. Генитальная зона как бы вновь обретается за счет ее нагруженное™ либидо, в результате детские сексуальные порывы постепенно трансформируются в подростковую и зрелую сексуальную активность, которая порождает ряд новых, неизвестных ранее подростку физиологических и психологических ощущений и поведенческих феноменов. Все это вызывает определенное напряжение и потребность адаптации формирующейся личности к резкому усилению сексуального влечения, что в отдельных случаях может приводить к психическим и эмоциональным срывам. Одновременно с увеличением свободы от родительского надзора возрастает и ответственность за себя, свои порывы и действия.

И у мальчиков, и у девочек проявляется ряд характерных для этой фазы развития психологических защит, преимущественно регрессивных (т.е. типичных для более раннего возраста). Это может проявляться в частичном возврате к детским формам поведения: страхам, капризам, демонстрации зависимости от родителей и т. д. На начальном этапе пубертата мальчики, немного отстающие в развитии от своих сверстниц, нередко демонстративно отстраняются от девочек, которые, наоборот, начинают демонстрировать повышенное внимание к вопросам пола и формируют достаточно сильные эмоциональные (романтические) фантазии и привязанности. Объектом таких привязанностей в этот период, как правило, являются мальчики старшего возраста, а также известные актеры, музыканты, певцы.

Потребность в объектной любви и ослабление связей с родительскими фигурами нередко провоцируют чувство одиночества, изоляции и тревоги. Снижается родительский авторитет и значимость ценностей родительской семьи. В ряде случаев родительский идеальный образ подвергается переоценке и даже обесцениванию, что проявляется в резком сокращении внутрисемейных контактов, желании держаться на некотором отдалении от родителей даже в процессе семейных прогулок, тем самым демонстрируя свою независимость. Заново пересматриваются объекты идентификации и укрепляется чувство полоролевой идентичности. Если в предшествующий период образцом подражания для девочки была мать, а для мальчика — отец, то теперь такими образцами могут становиться другие люди, например лидеры подростковых компаний, любимые учителя, спортивные тренеры и другие молодежные кумиры.

Существенное значение в этот период имеют внутренний конфликт и нарушение равновесия между различными структурами психики, между сексуальными и агрессивными компонентами влечений, с одной стороны, и запретами на их удовлетворение — с другой (фактически, это конфликт между Я и Оно). Это приводит к частым перепадам настроения, тревожномнительным состояниям, депрессивным переживаниям, эмоциональным взрывам, слезам и т. п. К возрасту 16—18 лет это психическое напряжение постепенно снижается, как правило, на фоне интенсивных, но кратковременных сексуальных отношений, которые дают физиологическую разрядку, но зачастую еще не окрашиваются зрелыми чувствами. Средством разрядки сексуального напряжения служит также подростковая мастурбация, сопровождающаяся соответствующими фантазиями.

Существенные трансформации происходят в Сверх-Я — усиливается склонность оценивать и критиковать, воспринимать и усваивать более реалистические образцы поведения, освобождаться от ненужных запретов, принимать или отвергать распространенные в обществе или в своей референтной группе моральные стандарты и требования. Сознательная часть психики (Я) становится более интегрированной, цельной и начинает более активно тестировать реальность и контролировать другие психические системы, включая подавление агрессивных и сексуальных импульсов и направление энергии в безопасное русло — социально приемлемую активность.

Психический аппарат в целом относительно стабилизируется. Происходит постепенный отказ от бесплодного фантазирования и формируются более реалистический взгляд на мир и представления о самом себе в этом мире, в том числе путем выбора сферы самореализации, осознания своих способностей к конкретной деятельности и т. д. При нормальном развитии Я становится все более устойчивым, приобретает способность контролировать не только внешние, но и внутренние конфликты (между желаемым и возможным). Непредсказуемые реакции подросткового периода уходят в прошлое, выравнивается настроение, что в целом свидетельствует об окончании подросткового периода и достижении гармоничной зрелости. Наиболее актуальными становятся задачи поиска своего места в жизни, обретение профессии и образования, карьерного роста, обретения финансовой и территориальной независимости от родителей. Однако важнейшей задачей для полноценной жизни молодых людей остается поиск новых объектов для удовлетворения эмоциональных и сексуальных потребностей, а также потребности в продолжении рода, как правило, реализуемой в семейных отношениях.

Вопросы и задания для самоконтроля
  • 1. Дайте определения стадий психосексуального развития человека.
  • 2. Охарактеризуйте понятие эдипова комплекса.
  • 3. Опишите латентную стадию развития и ее переход в препуберта г.
Рекомендуемая литература

Обязательная.

  • 1. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции: пер. с нем. — М.: Наука, 1990. — С. 192−216.
  • 2. Фрейд, 3. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд 3. Психология бессознательного: пер. с нем. — М.: Просвещение, 1990. — С. 108—138.
  • 3. Фрейд, 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 т.: пер. с нем. — Т. 5. Фобические расстройства. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2012. — С. 103—142.

Дополнительная.

Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития: пер. с англ. / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С. 49—82.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой